О защите прав потребителей в сфере услуг (2-997/2011)



Дело № 2-997-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2011 г. г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе судьи Опалевой Т.П.,

при секретаре Ашировой Г.Р.,

с участием истца Курносенковой Г.А., представителя ответчика Корнилова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курносенковой Г.А. к ОАО «Уралсвязьинформ» об обязании прекратить шантаж и угрозы, об обязании

не предъявлять к оплате счет по услуге, о взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда, о восстановлении доступа к услугам телефонной связи, и по встречному иску ОАО «Уралсвязьинформ» к Курносенковой Г.А. о взыскании платы за услугу, расходов по госпошлине,

у с т а н о в и л :

Курносенкова Г.А. обратилась в суд с иском к ОАО «Уралсвязьинформ» об обязании прекратить шантаж и угрозы, об обязании не предъявлять к оплате счет по услуге на сумму ... рублей, о взыскании расходов за копирование документов в размере ... рублей, расходов за предоставление детализации начислений по услугам связи в сумме ... рублей, о восстановлении доступа ко всем видам услуг телефонной связи, о взыскании компенсации морального вреда ....

В судебном заседании Курносенкова Г.А. дополнила заявленные требования, просила взыскать дополнительно с ОАО «Уралсвязьинформ» судебные расходы, связанные с копированием документов в сумме ... рублей. Исковые требования Курносенкова Г.А. мотивировала следующим: В ее квартире по ул. ... установлен телефон с абонентским номером №. ... г. ей был выставлен счет за предоставление справки платной информационно-справочной службой 065. В указанное оператором время ее не было дома, данной услугой она не пользовалась. Она оплатила счет, но подала заявление на имя директора Пермского филиала ЗАО «Уралтелекомсервис» о неправомерности выставления ей данного счета. ... г. она подала претензию с требованием о возврате ей денежной суммы в размере ... рублей за оплаченную, но не предоставленную услугу. Ответа на заявление и претензию она не получила, тогда ... г. при очередной оплате услуг телефонной связи она не доплатила ... рублей, о чем поставила в известность ОАО «Уралсвязьинформ» претензией от ... г. После этого в ее адрес поступило письмо директора расчетно-сервисного центра Пермского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» о том, что с ее номера телефона имело место соединение с номером платной справочно-информационной службы 065 ... г. в 17 часов 52 минуты. Она обратилась за детализацией внутригородских переговоров за ... г. и ... г., а также за ... г. Соответствующая информация ей была предоставлена, соединения от ... г. ее телефона со справочно-информационной службой 065 в детализации не было указано. После этого ей ежемесячно выставляют долг в сумме ... рублей и автоинформатор предупреждает об отключении телефона. ... г. был прекращен доступ ее телефона к междугородной связи. Поскольку с нее требуют оплатить услугу, которую она не получала, необоснованно лишили ее возможности пользоваться одним из видов услуг связи, предоставляют ей недостоверную информацию о наличии у нее задолженности по оплате услуг, от чего она испытывает физические и нравственные страдания, то она просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.

Представитель ответчика Корнилов И.В. иск не признал, предъявил встречный иск о взыскании с Курносенковой Г.А. в пользу ОАО «Уралсвязьинформ» ... рублей за предоставленную ей ... г. платную справку информационно-справочной службой 065. Представитель ответчика пояснил, что оплата за оказанную услугу была включена в счет за ... г., так как в ОАО «Уралсвязьинформ» летом ... г. была произведена замена автоматизированной системы расчетов за услуги связи «Самотлор» на автоматизированную систему расчетов «PeterService». Вновь установленная система дает более полную информацию по соединениям абонента, длительности переговоров. Именно этой системой при детализации начислений Курносенковой Г.А. за услуги связи за .... было выявлено неучтенное соединение за предыдущий период - ... г. с информационно-справочной службой 065, поэтому в счет за ... г. была включена плата за оказанную услугу в размере ... рублей. Автообзвон абонентов о сумме оплаты за оказанные услуги связи производится до 21 числа каждого месяца, автоинформатор сообщает, что при отсутствии платежа в установленный срок доступ к услугам телефонной связи будет приостановлен. Данное предупреждение не является шантажом или угрозой. ОАО «Уралсвязьинформ» предоставляет услуги местной и внутризоновой телефонной связи, доступ истца к данным видам услуг не прекращался, услуги междугородной телефонной связи ответчик не оказывает. ОАО «Уралсвязьинформ» не нарушало прав истца, поэтому основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют. Судебные расходы в заявленной истцом сумме не подлежат взысканию с ответчика, поскольку иск не подлежит удовлетворению.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Курносенковой Г.А. подлежат частичному удовлетворению, встречный иск ОАО «Уралсвязьинформ» должен быт удовлетворен.

В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи

В соответствии со ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 года N 310 во исполнение Федерального закона "О связи" и Закона "О защите прав потребителей" были утверждены Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (далее - Правила).

В соответствии с п.9,10,12,14,24, 60,94,106110,113,116,133,136 Правил услуги телефонной связи подразделяются на услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной связи. Оператор связи вправе оказывать абоненту и (или) пользователю те услуги телефонной связи, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия. При этом оператор связи обязан предоставить услуги телефонной связи в соответствии с лицензионными условиями, предусмотренными в выданной оператору связи лицензии.

Оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абоненту и (или) пользователю информации, связанной с оказанием услуг телефонной связи. В системе информационно-справочного обслуживания оказываются платные и бесплатные информационно-справочные услуги.

Услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров. Абонент обязан вносить плату за оказанные ему услуги телефонной связи и иные предусмотренные в договоре услуги в полном объеме и в определенные в нем сроки.

Тарифы на услуги телефонной связи, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются оператором связи, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.

Основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные местные (при повременном учете), внутризоновые, междугородные или международные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи.

Расчетный период по услугам телефонной связи не должен превышать 1 месяц.

Счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента.

Оператор связи обязан обеспечить доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 10 дней с даты выставления этого счета.

По обращению абонента оператор связи обязан произвести детализацию счета, заключающуюся в предоставлении дополнительной информации об оказанных услугах телефонной связи, за что может взиматься отдельная плата в размере не более 10 процентов месячной абонентской платы, установленной в тарифном плане с абонентской системой оплаты услуг местной телефонной связи.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию услуг телефонной связи абонент и (или) пользователь до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. Претензия рассматривается оператором связи в срок не более 60 дней с даты регистрации претензии. О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить (в письменной форме) предъявившему ее абоненту и (или) пользователю.

Судом установлено, что ... г. в квартире Курносенковой Г.А. по адресу ... был установлен телефон с абонентским номером №, который в последующем был изменен на номер №.

... г. Курносенковой Г.А. выставлен счет за услуги связи за ... г., в который включена оплата в размере ... рублей за предоставление справки платной информационно-справочной службой ОАО «Уралсвязьинформ» (л.д.7). Счет она оплатила, одновременно подав ... г. заявление, в котором указала, что не пользовалась услугой платной справочно-информационной службы (л.д.25).

... г. Курносенковой Г.А. вновь подана претензия агенту ОАО «Уралсвязьинформ» по работе с клиентами – ЗАО «Уралтелекомсервис» о том, что ей предъявлена к оплате услуга, которой она не пользовалась, так как .... в 15 часов 33 минуты она находилась на работе и не могла воспользоваться домашним телефоном. Курносенкова Г.А. просила вернуть оплаченные ею по счету деньги. Ответ на претензию ею не получен (л.д.5).

... г. Курносенковой Г.А. поступил ответ из расчетно-сервисного центра Пермского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» на ее заявление от ... г., в котором было указано, что для проверки правомерности предъявленных начислений был проведен анализ исходящих вызовов с номера №, подтверждающий, что ... г. в 17 часов 52 минуты происходило соединение с номером информационно-справочной службы 065.

Курносенкова Г.А. обратилась в Пермский филиал электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» с требованием о предоставлении ей детализации начислений за услуги связи за ... г. Соответствующая детализация ей была предоставлена, из которой следовало, что ... г., а также ... былпроведен анализ исходящтх вызовов с номера №, подтверждающий, ... соединений ее абонентского номера с платной информационно-справочной службой ОАО «Уралсвязьинформ» не было (л.д.8-9).

... г. Курносенкова Г.А. при оплате счета за услуги связи за ... г. не доплатила ... рублей, в этот же день она повторно подала претензию, на которую также ответа не получила (л.д.6, 24).

В настоящее судебное заседание представителем ответчика представлены две детализации внутригородских переговоров за ... г. Одна из них выполнена автоматизированной системой расчетов за услуги связи «Самотлор», в которой отсутствует информация о наличии соединений телефона истца с номером справочно-информационной службы 065. Вторая детализация начислений по услугам фиксированной телефонии выполнена автоматизированной системой расчетов за услуги связи «PeterService», в которой предоставлена наиболее полная информация и из которой следует, что имело место соединение телефона № с информационно-справочной службой 065 ....

Свидетель ФИО1 (специалист по работе с клиентами ЗАО «Уралтелекомсервис») в судебном заседании пояснила, что Курносенкова Г.А. обращалась за детализацией телефонных соединений .... Ей была выдана информация за ... г. Информацию она взяла из программ, предоставленных в пользование ЗАО «Уралтелекомсервис». Почему в детализации телефонных соединений за ... г., выданной ею Курносенковой Г.А., не было указано соединение телефона абонента с платной информационно-справочной службой она пояснить не может, так как это технические вопросы, которые не находятся в ее компетенции.

В соответствии с п.2 ст. 54 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", п.106 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.

В настоящее судебное заседание ответчиком представлена детализация начислений по услугам фиксированной телефонии автоматизированной системы расчетов за услуги связи «PeterService», из которой следует, что ... г. имело место соединение телефона № с платной информационно-справочной службой 065. Показания оборудования связи являются доказательством того, что услуга была предоставлена. В соответствии с действующими тарифами Курносенкова Г.А. должна оплатить за данную услугу ... рублей (л.д.28-29). При указанных обстоятельствах суд считает, что встречный иск ОАО «Уралсвязьинформ» к Курносенковой Г.А. о взыскании ... рублей подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ Курносенкова Г.А. в связи с удовлетворением встречного иска должна возместить ответчику расходы по госпошлине в сумме ... рублей, понесенные им в связи с подачей встречного иска.

В связи с удовлетворением встречного иска ОАО «Уралсвязьинформ» о взыскании с Курносенковой Г.А. оплаты за оказанную информационно-справочную услугу, не подлежит удовлетворению исковое требование Курносенковой Г.А. об обязании ОАО «Уралсвязьинформ» прекратить предъявлять ей ежемесячно задолженность в сумме ... рублей.

Не подлежит удовлетворению требование Курносенковой Г.А. об обязании ОАО «Уралсвязьинформ» прекратить шантаж и угрозы. ОАО «Уралсвязьинформ» осуществляло обзвон абонентов, в том числе Курносенковой Г.А., .... в 20 часов 49 минут, ... г. в 17 часов 13 минут, .... в 18 часов 10 минут, ... г. в 14 часов 57 минут, ... г. в 15 часов 40 минут. До Курносенковой Г.А. доведена информация о сумме оплаты за услуги телефонной связи, срок оплаты, а также предупреждение о возможном приостановлении доступа к услугам телефонной связи в случае отсутствия платежа в указанный срок. Данное предупреждение соответствует требованиям ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", так как у Курносенковой Г.А. действительно имелась задолженность по оплате услуг связи в размере ... рублей. Предупреждение не может быть признано шантажом и угрозой, так как произведено в соответствии с действующим законодательством.

Требование Курносенковой Г.А. об обязании ОАО «Уралсвязьинформ» восстановить ей доступ ко всем услугам телефонной связи также не подлежит удовлетворению, так как ответчик не прекращал доступ Курносенковой Г.А. к местной и внутризоновой связи, что подтверждается детализацией начислений по услугам фиксированной телефонии за период с ... г. Оператором междугородной связи ОАО «Уралсвязьинформ» не является, поэтому не мог приостановить доступ Курносенковой Г.А. к данному виду связи.

Вместе с тем, суд считает нарушенными права Курносенковой Г.А., как потребителя, со стороны ОАО «Уралсвязьинформ». Курносенковой Г.А. не была своевременно по ее требованию предоставлена достоверная информация о том, за какую услугу ей выставлен счет на сумму ... рублей. Заявление о предоставлении информации ею подано ... г., а ответ на данное заявление ей дан лишь .... Претензии от .... оставлены без ответа, что также является нарушением п. 136 Правил оказания услуг местной внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи. Кроме того, Курносенковой Г.А. предоставлена недостоверная информация об отсутствии соединений с платной информационно-справочной службой ... г., что ввело ее в заблуждение, в связи с чем она вынуждена была обращаться с иском в суд.

Нарушение ответчиком права Курносенковой Г.А. на достоверную информацию об оказанных ей услугах является основанием для взыскания в ее пользу компенсации морального вреда. В связи с тем, что Курносенкова Г.А. не представила суду доказательств в обоснование значимости тех нравственных и физических страданий, которые она перенесла в связи с нарушением ее прав, как потребителя, то суд ограничивает размер взыскания в данной части иска суммой в ... рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Курносенковой Г.А. понесены расходы по копированию документов в сумме ... рублей, в связи с необходимостью предоставления копий документов в суд, данные судебные издержки суд признает необходимыми, связанными с рассмотрением настоящего дела, и считает, что они должны быть отнесены на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям Курносенковой Г.А. Из 4 неимущественных требований, судом удовлетворено одно, поэтому в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в сумме ...

Истцом не представлено доказательств того, что ею понесены расходы на оплату детализаций телефонных соединений в сумме ... рублей, поэтому в этой части требований о возмещении судебных расходов ей должно быть отказано.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку судом удовлетворены исковые требования Курносенковой Г.А. неимущественного характера, то с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Взыскать с ОАО «Уралсвязьинформ» в пользу Курносенковой Г.А. компенсацию морального вреда в сумме ... рублей, судебные расходы в сумме ...

В иске Курносенковой Г.А. к ОАО «Уралсвязьинформ» об обязании прекратить шантаж и угрозы, об обязании не предъявлять к оплате счет по услуге в сумме ... рублей, об обязании обеспечить доступ к услугам телефонной связи, о взыскании остальной части судебных расходов, - отказать.

Взыскать с Курносенковой Г.А. в пользу ОАО «Уралсвязьинформ» задолженность за оказанные услуги в сумме ... рублей, расходы по госпошлине в размере ... рублей.

Взыскать с ОАО «Уралсвязьинформ» в доход бюджета государственную пошлину ...

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня составления его в окончательной форме.

Судья Опалева Т.П.