Дело №2-1834/10
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Пермь 14 октября 2010 годаДзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Семидубовской К.П.
с участием истца Коневских Е.П., представителя истца по устному ходатайству Максимова С.В., представителя ответчика Васильева В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коневских Е.П. к товариществу собственников жилья «М» о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, по встречному иску товарищества собственников жилья «М о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей,
у с т а н о в и л:
Коневских Е.П. обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья «М» о признании незаконными действий по начислению истцу как собственнику квартиры №10 платы за коммунальные услуги (отопление, горячую воду и холодную воду) за 2007-2010 годы, рассчитанной на основе нормативов потребления; платы за техническое содержание здания за 2007-2010 годы, исходя из общей площади квартиры равной 89 кв.м; по включению в квитанцию по оплате содержания жилья и коммунальных услуг строки «охрана», начиная с ноября 2008 года; возложении на ответчика обязанности привести содержание счетов-квитанций в соответствие с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (добавить информацию: объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги; выполнить для квартиры №10 корректировку платы за коммунальные услуги (отопление, горячую и холодную воду) и техническое содержание здания за 2007, 2008, 2009 годы с учетом фактических расходов ТСЖ и общей площади квартиры №10 равной 84,3 кв.м; взыскании с ТСЖ «М» компенсацию морального вреда в размере ... рублей (уточненные исковые требования, л.д. 82-84 т.3).
Исковые требования (л.д. 2-6 т.1, л.д. 28-30, 82-84 т.3) мотивированы тем, что 24.03.2001 общим собранием собственников жилья принято решение о начислении платы за коммунальные услуги по муниципальным расценкам, на общих собраниях ТСЖ решения о размере платы за техническое обслуживание дома не принимались. После указанной даты многоэтажный дом №26/1а по Адрес, в котором проживает истец, был оборудован общедомовым прибором учета теплопотребления на горячую воду с апреля 2008 года. Дом был сдан в эксплуатацию в 1999 году с общедомовыми водомерами холодной и горячей воды. Тем не менее, в нарушение ст. 157 Жилищного кодекса РФ начисление платы за коммунальные услуги производится по нормативам потребления. Начисление Коневских Е.П. платежей за техническое содержание дома также производилось в повышенном размере. исходя из общей площади занимаемого жилого помещения 89 кв.м, тогда как согласно техническому паспорту общая площадь занимаемого истцом жилого помещения составляет 84,3 кв.м.
Коневских Е.П. неоднократно обращалась в ТСЖ с письменными просьбами о начислении платы и корректировке платы за коммунальные услуги в соответствии с установленными правилами, предпринимались попытки устно решить проблему, связанную с оплатой коммунальных услуг в ТСЖ, но председателем ТСЖ отказал в перерасчете платы. Исходя из расчета истца, за период с января 2007 года по июнь 2010 года у нее задолженность отсутствует, имеется переплата в размере ....
ТСЖ является юридическим лицом и оплачивает услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Между вахтерами и ТСЖ не заключены договоры, сметы доходов и расходов на 2008-2010 годы не имеют статьи доходов и расходов на охрану, поэтому включение в счета-квитанции для квартиры № платежа «охрана» является необоснованным. Основания для оплаты указанных расходов на расчетный счет ТСЖ отсутствуют. На собрании жильцов 27.07.2010 принято решение об оплате труда вахтеров наличными деньгами без заключения трудовых и иных договоров между вахтерами и ТСЖ. В письме от 29.11.2009 указано, что каждый собственник лично передает деньги непосредственно вахтерам. То есть решение о создании вахты, размере и порядке ее оплаты является личным решением группы жильцов, а не решением членов ТСЖ.
Ответчик продолжает считать Коневских Е.П. должником по оплате коммунальных услуг и других расходов по содержанию дома, вывешивает данную информацию для всеобщего обозрения на доске объявлений, располагающейся на первом этаже дома в нарушение требований ст. 17 Федерального закона «О персональных данных».
В судебном заседании Коневских Е.П., ее представитель по устному ходатайству Максимов С.В. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика председатель ТСЖ Васильев В.С. иск не признал, предъявлены встречные исковые требования о взыскании с Коневских Е.П. задолженности по оплате коммунальных услуг, содержанию жилья и охраны по состоянию на май 2010 года в размере ... (л.д. 50, 51 т.1, л.д. 39 т.3).
Определением Дзержинского районного суда г. Перми требования ТСЖ «М) выделены в отдельное производство.
Заслушав Коневских Е.П., Максимова С.В., Васильева В.С., исследовав материалы гражданского дела, суд установил.
Коневских Е.П. является собственником двухкомнатной квартиры № в доме № по Адрес (свидетельство о государственной регистрации права, л.д. 160 т.1, л.д. 23 т.2) в десятиэтажной секции, состоящей из 19 квартир. В указанной секции в соответствии с Федеральным законом от 15.06.1996 №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», действовавшим на момент образования выбран способ управления путем организации товарищества собственников жилья, образовано ТСЖ «М» (в настоящее время со ст. 161 Жилищного кодекса РФ)
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Кроме того, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статья 157 ЖК РФ предусматривает размер платы за коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 154 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Из материалов дела следует, что в жилом доме по Адрес установлены расходомерный узел учета расхода тепловой энергии (система горячего водоснабжения) (протокол №3 собрания членов ТСЖ «М» от 17.01.2008), расходомерный узел учета тепловой системы отопления (протокол №4 от 23.03.2002)
Вместе с тем собранием членов ТСЖ «М» от 24.03.2001 принято решение производить оплату коммунальных услуг по муниципальным расценкам (л.д. 61, 62 т.1), то есть собственники квартир, расположенных в десятиэтажной секции жилого дома по адресу: гАдрес.
В силу ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества, в компетенцию которого входит установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (ранее, на 24.03.2001, ст. 34 Федерального закона от 15.06.1996 №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»). Решение от 24.03.2001 не отменено, в связи с чем независимо от дальнейшей установки общедомовых приборов учета плата за коммунальные услуги продолжает взиматься в соответствии с муниципальными тарифами по установленным нормативам. Настоящее решение в силу ст. 46 ЖК РФ обязательно для всех собственников помещений десятиэтажной секции дома № по Адрес
Кроме того, в июле 2010 вновь обсуждался вопрос о взимании платы за коммунальные услуги, решением общего собрания от 27.07.2010 решение от 24.03.2001 подтверждено (протокол №2 от 27.07.2010, л.д. 40, 41 т.3). Указанное решение в установленном порядке не обжаловано.
Следует отметить, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела председатель ТСЖ «М Васильев В.С. указывал, что разница между оплатой ТСЖ «М» поставщикам в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета потребления коммунальных ресурсов и фактическим начислением собственникам квартир в доме коммунальных услуг по муниципальным расценкам направляется на общедомовые нужды. В материалы дела представлены отчеты о финансовой деятельности ответчика за 2007-2009 годы. В соответствии со статьей 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входит составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения. В соответствии с п.8 ч.2 ст. 145 общее собрание членов ТСЖ утверждает годовой план о финансовой деятельности товарищества и отчет о выполнении такого плана. Участниками процесса не отрицалось, что все отчеты были утверждены. Действующее законодательство не содержит запрета на перераспределение поступающих от собственников жилья платежей и формирование бюджета с учетом размеров планируемых и поступающих платежей. Доказательства того, что денежные средства, составляющие разницу между оплатой ТСЖ «М» поставщикам в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета потребления коммунальных ресурсов и фактическим начислением собственникам квартир в доме, были потрачены не на общие нужды собственников квартир в доме № по Адрес, не представлены.
С четом изложенного исковые требования Коневских Е.П. о признании действий ТСЖ «М» по начислению истцу платы за коммунальные услуги за 2007-2010 годы, рассчитанной на основе нормативов потреблении, незаконными, возложении обязанности выполнить корректировку платы за коммунальные услуги за указанный период удовлетворению не подлежат.
Согласно п.37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Пункт 38 Правил устанавливает требования к платежному документу, в котором должны быть указаны: а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление); при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом; при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил; при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения); д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором; е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
Из представленных в материалы дела квитанций, предъявляемых ежемесячно жильцам, следует, что требования приведенной нормы не соблюдается в части необходимости указания объема (количества) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который: при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом; при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил.
Таким образом, требования Коневских Е.П. в этой части обоснованны и подлежат удовлетворению. Квитанции должны в обязательном порядке содержать указанные требования, независимо от взимания платы по установленным нормативам.
В соответствии со ст.ст. 30, 39, 156 (ч.ч. 3, 7 и 8) и 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт помещений на 1 кв. м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. В силу ч.5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Таким образом, при исчислении платы за техническое обслуживание жилого здания следует исходить из приведенного положения. Согласно платежным документам, представляемым Коневских Е.П. ответчиком, расчетная площадь равна 93,7 кв.м. Между тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.12.1999 общая площадь квартиры, принадлежащей на праве собственности истцу, составляет 89 кв.м. Таким образом, исчисление платы за содержание и ремонт дома, исходя из общей площади квартиры 93,7 кв.м, является незаконным. Поскольку площадь квартиры фактически без учета лоджии составляет 84,3 кв.м, при этом размер площади не менялся, что подтверждается техническим паспортом (л.д. 160 т.1, л.д. 24, 25 т.2), то на ТСЖ «М» следует возложить обязанность по перерасчету Коневских Е.П. размера платы за техническое облуживание здания за период с 01.07.2007 по 31.12.2009 (с учетом заявляемых требований, л.д. 22 т.2, л.д. 54, 84 т. 3).
Относительно требований истца о признании незаконным взимания с нее ежемесячной платы за охрану, начиная с ноября 2008 года, то эти требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Установлено, что 23.10.2008 общим собранием членов ТСЖ «М» было принято решение о необходимости привлечения вахтеров в целях обеспечения охраны порядка в доме с оплатой по ... рублей в месяц с каждой квартиры (т.1 ст. 66). Решением общего собрания от 27.07.2010 вновь разрешался вопрос о необходимости вахты в доме, принято решение с 01.07.2010 оплачивать работу вахтеров по ... рублей в месяц и ... рублей дополнительно старшему вахтеру, в этих целях владельцы квартиры должны платить по ... рублей (л.д. 40 т.3). С учетом положений ст. 46 ЖК РФ решение собрания обязательно к исполнению для всех собственников помещений в доме № по Адрес, как указано выше, оно не оспаривалось в установленном порядке. Что касается доводов Коневских Е.П., что это решение принято группой собственников, то при том, что в десятиэтажной секции образовано ТСЖ, с учетом специфики его образования в доме № по Адрес, то указание в протоколе №2 на то, что он является протоколом собрания собственников жилья в доме по Адрес не свидетельствует о том, что проводилось собрание собственников многоквартирного дома, а не членов ТСЖ (это же относится ко всем протоколам, имеющимся в деле). Как пояснил Васильев В.С. плата с жильцов собирается непосредственно вахтерами с собственников жилья под роспись в журнал. Ранее правлением ТСЖ были определены обязанности вахтера. Коневских Е.П. не отрицает, что фактически вахтеры в подъезде присутствуют. Доводы о том, что какие-либо договоры не заключены, значения не имеют, поскольку фактически услуги по содержанию вахты оказываются. В соответствии со ст.ст. 779, 781, 782 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. В силу ст. 137 ЖК РФ фактическим заказчиком услуг является ТСЖ «М», способ оплаты услуг правового значения в данном случае не имеет. При том, что Коневских Е.П. не вносятся платежи в установленном решением общего собрания порядке, ТСЖ вправе взимать плату с нее для дальнейшего погашения образовывающейся перед исполнителями услуг задолженности.
На момент обращения Коневских Е.П. в подъезде дома вывешивались списки должников по оплате за коммунальные услуги с указанием номеров квартир, фамилий и инициалов должников, суммы задолженности (л.д. 33, 34 т.1). Само по себе опубликование персональных данных истца в списке на доске объявлений в нарушение положений п.1 ст. 3, ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» не влечет автоматически взыскание компенсации морального вреда в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. В данном случае заявителем не представлено доказательств причинения ей морального вреда.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Коневских Е.П. удовлетворить частично:
Признать действия ТСЖ «М» по начислению Коневских Е.П. как собственнику квартиры № в доме № по Адрес платы за техническое содержание здания за 2007 – 2010 годы, исходя из общей площади квартиры 89 кв.м незаконными; возложить на ТСЖ «...» обязанность произвести перерасчет платы за техническое содержание здания за период с 01.07.2007 по 31.12.2009 с учетом площади квартиры № в доме № по Адрес – 84,3 кв.м; возложить на ТСЖ «М» обязанность по приведению счетов-квитанций в соответствие с п. 38 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства №307 от 23.05.2006.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований к ТСЖ «М» Коневских Е.П. отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья – подпись Е.С. Филатова
...