Дело №2- 835 – 2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2011 г.
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Л. Л.
при секретаре Васильевой Н. В.
с участием истцов Мухачева А. А., Герасименко В. В., представителя ответчика, действующей по доверенности от 26. 11. 2009 г., Поповой Л. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасименко В.В., Мухачева А.А. к администрации Дзержинского района г. Перми о признании приказов незаконными и подлежащими отмене,
у с т а н о в и л:
Герасименко В. В. обратился в суд с иском к администрации Дзержинского района г. Перми о признании п. 1 приказа ... о применении дисциплинарного взыскания не соответствующим действующему законодательству и обязании отменить его.
Исковые требования мотивирует тем, что ... г. был принят на работу в администрацию Дзержинского района г. Перми. В настоящее время работает в должности .... Приказом №... г. на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в недостаточной организации и несвоевременном контроле за проведением земляных работ.
Считает приказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
18. 08. 2010 г. работниками ЮЛ во второй половине дня, в нарушение календарного графика производства работ были начаты земляные работы на участке ул. ... Работы на данном участке должны были быть начаты 23. 08. 2010 г. Об изменении графика работ и начале их производства администрация района не была извещена. После обнаружения 20. 08. 2010 г. факта проведения земляных работ, в этот же день был составлен акт, выдано предписание об устранении нарушения муниципального правового акта с указанием конкретного срока устранения нарушения, в дальнейшем, в связи с неисполнением предписания, 24. 08. 2010 г. был составлен протокол об административном правонарушении на должностное лицо ЮЛ По всем остальным местам производства земляных работ, указанным в справке контрольно- аналитического департамента администрации г. Перми, на которую делается ссылка в приказе о его наказании, также принимались необходимые, предусмотренные законодательством меры. Полагает, что никаких упущений в работе не допустил. Считает, что глава администрации района, оценивая его работу и издавая приказы о его наказании, относится к нему предвзято.
Мухачев А. А. обратился в суд с иском о признании п. 2 приказа №... г. и приказ №... г. о применении дисциплинарного взыскания не соответствующими действующему законодательству и обязании отменить их.
Исковые требования мотивирует тем, что работает в должности .... Приказом № ... г. на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в недостаточной организации и несвоевременном контроле за проведением земляных работ. 18. 08. 2010 г. работниками ЮЛ во второй половине дня, в нарушение календарного графика производства работ были начаты земляные работы на участке ул. .... Работы на данном участке должны были быть начаты 23. 08. 2010 г. Об изменении графика работ и начале их производства администрация района извещена не была. По обнаружении 20. 08. 2010 г. факта производства земляных работ, был составлен акт, выдано предписание об устранении нарушения муниципального правового акта с указанием конкретного срока устранения нарушений, 24. 08. 2010 г. был составлен протокол об административном правонарушении на должностное лицо, так как предписание не было исполнено. По всем остальным местам производства земляных работ, указанным в справке контрольно – аналитического департамента администрации г. Перми, на которую делается ссылка в приказе о наказании принимались необходимые, предусмотренные действующим законодательством меры. Свидетельством правильности принимаемых мер служит постоянное повышение оценки за состояние земляных работ, выставляемой администрацией г. Перми. Полагает, что никаких упущений в работе не допустил.
Приказом №... г. ему был объявлен выговор за ненадлежащее исполнение обязанностей ..., выразившееся в том, что он не решил вопрос по замещению ... на период отсутствия данного работника в отпуске с ... по ... г.
Считает, что наказание наложено незаконно. Обязанностей ... не существует. Кроме того, в период упущений, по мнению администрации, из-за отсутствия ..., он находился в очередном отпуске, и повлиять на устранение этих нарушений не мог. Считает, что глава администрации района, оценивая его работу и издавая приказы о наказании, относится к нему предвзято.
Определением суда от 14. 12. 2010 г. исковые заявления объединены для совместного рассмотрения.
Истцы Герасименко В. В., Мухачев А. А. на иске настаивают, подтвердили изложенные в них обстоятельства.
Представитель ответчика, Попова Л. С. с иском не согласна, пояснила, что надлежащий контроль должностных лиц администрации района за осуществлением раскопок не осуществлялся, ответственными за реализацию данного полномочия является ... Мухачев А. А. и ... Герасименко В. В. В соответствии с распоряжением главы администрации района ... Мухачев А. А. является ....
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Судом установлено, что распоряжением администрации г. Перми ... главой администрации Дзержинского района г. Перми назначен ФИО1 (л. д. 115).
Мухачев А. А. назначен на должность ... приказом главы администрации района от ... (л. д. 114).
Герасименко В. В. назначен на должность ... распоряжением главы администрации района ... (л. д. 121)
Пунктом 1 приказа №...., изданным главой администрации Дзержинского района г. Перми ФИО1 - Герасименко В. В., начальнику отделу благоустройства, объявлен выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в недостаточной организации и несвоевременном контроле за проведением земляных работ. Основание: справка контрольно –аналитического департамента администрации г. Перми по результатам проверки содержания мест производства земляных работ от 20. 08. 2010 г., объяснительная записка Герасименко В. В. от 22. 09. 2010 г., заключение об итогах проведения служебного расследования от 27. 09. 2010 г.
Пунктом 2 вышеуказанного приказа Мухачеву А. А., ..., объявлено замечание за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в недостаточной организации и несвоевременном контроле за проведением земляных работ. Основание: справка контрольно – аналитического департамента администрации г. Перми по результатам проверки содержания мест производства земляных работ от 20. 08. 2010 г., объяснительная записка Мухачева А. А. от 23. 09. 2010 г., заключение об итогах проведения служебного расследования от 27. 09. 2010 г.
В соответствии с п. 3. 7. 15 Типового положения о территориальных органах города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12. 09. 2006 г. №207, полномочие в области внешнего благоустройства по осуществлению организации и контроля за проведением земляных работ, выдачу и закрытие разрешений на их проведение в пределах административных границ передано администрациям районов. Производство земляных работ регламентируется постановлением администрации г. Перми от 22. 02. 2008 г. №129 «Об утверждении порядка координации, планировании и выдачи разрешений на производство земляных работ на территории города Перми».
Согласно справке по результатам проверки содержания мест производства земляных работ от 20. 08. 2010 г., составленной И. о. начальника контрольно – аналитического департамента администрации г. Перми - на местах производства земляных работ допущены следующие нарушения – отсутствуют на раскопках информационные указатели (ул. ..., ул. ..., ул. ..., ул. ...); раскопки, примыкающие к проезжей части, не оборудованы сигнальными фонарями красного цвета (ул. ...); не производится вывоз грунта (ул. ..., ул. ...); не обеспечены чистота и порядок на месте работ (ул. ...); ограждения отсутствуют или установлены не по всему периметру работ, не соответствуют требования безопасности (ул. ..., ул. ...). По раскопкам: ул. ..., ул. ... меры не предпринимались. Общая оценка 2, 3. Главе администрации предписано обратить внимание на отсутствие надлежащего контроля со стороны должностных лиц за проведением раскопок по ул. ..., ул. ....
Вопросы организации общественных работ определены постановлением правительства РФ от 14. 07. 1997 г. №875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ», постановлением правительства Пермского края от 23. 12. 2009 г. №976 –п «Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году», распоряжением администрации города Перми от 27. 04. 2010 г. №74 –р «О финансировании организации и проведения общественных работ». Распоряжением главы администрации Дзержинского района города Перми от 19. 04. 2010 г. №127 «О мерах по организации общественных работ и реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Дзержинском районе города Перми в 2010 г. утвержден состав межведомственной комиссии по реализации указанных мероприятий, а также Положение о комиссии.
Проанализировав представленные доказательства прихожу к выводу, что приказ №... г. подлежит отмене по следующим основаниям.
Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является факт совершения дисциплинарного правонарушения, который в трудовом законодательстве называется дисциплинарным проступком и под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Судебная практика детализирует данное определение. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г., в редакции от 28 декабря 2006 г., N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в пункте 35 <1> данное определение конкретизировано. В соответствии с этим пунктом под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя.
Общие для всех работников обязанности закреплены в статье 21 ТК РФ.
Конкретные трудовые обязанности работника закрепляются в заключаемом с ним трудовом договоре, правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте организации, а также в должностной инструкции, технических правилах и т.д. В этой связи для привлечения работника к ответственности он должен быть ознакомлен со своими обязанностями под расписку.
Меры дисциплинарного взыскания налагаются на работника за дисциплинарный проступок - виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.
Из материалов дела следует, что 27. 07. 2010 г. выдано разрешение №... на производство земляных работ на участке от дома ... до д. ... по ул. ... в г. Перми, сроком производства работ с 19. 07. 2010 г. по 10. 09. 2010 г. (л. д. 15).
20. 07. 2010 г. выдано разрешение №... от 20. 07. 2010 г. на производство земляных работ на участке от дома ... до д. ... по ул. ... в г. Перми (л. д. 51).
18. 08. 2010 г. работниками ЮЛ во второй половине дня, в нарушение календарного графика производства работ были начаты земляные работы на участке ул. .... При этом имели место следующие нарушения правил проведения земляных работ: складирование грунта на месте проведения работ, наличие проемов в ограждении, отсутствие информационного указателя и освещения места проведения работ. Работы на данном участке должны были быть начаты 23. 08. 2010 г., что подтверждается календарным графиком производства работ, представленным в ЮЛ в администрацию района (л. д. 16). Об изменении графика работ и начале их производства администрация района извещена не была.
Из объяснения ФИО2., начальника участка ЮЛ следует, что на ул. ... согласно календарному графику земляные работы должны были начаться 23. 08. 2010 г., однако, в связи с тем, что техника (экскаватор) должна была находиться в другом месте, принял решение произвести раскопки 18. 08. 2010 г. и не известил администрацию района. (л. д. 20).
Согласно приказу №... г., за ФИО3
ФИО3., главным специалистом ИКИТР, закреплен зональный участок №... (л. д. 66). Приказом главы администрации района утверждена схема разделения территории Дзержинского района г. Перми (л. д. 61- 63).
Из объяснения главного специалиста ИКИТР ФИО3 следует, что 18. 08. 2010 г. в первой половине дня находился на зональном участке. Факта раскопки по адресу: ... выявлено не было. 19. 08. 2010 г. в 09 час. в ИКТР приехали представители КАД с проверкой. На следующий день им был выявлен факт раскопки по данному адресу, составлен акт, выдано предписание на устранение нарушений, в дальнейшем составлен протокол и отправлен на административную комиссию. Как пояснил представитель ЮЛ раскопку они начали во второй половине дня 18. 08. 2010 г. (л. д. 47).
20. 08., 24. 08. 2010 г. ФИО3 составлены акты по факту выявленных нарушений ненормативного состояния раскопки (грунт не вывезен, сплошное ограждение отсутствует, отсутствует аншлаг и освещение (л. д. 55 -56).
20. 08. 2010 г. в отношении директора ЮЛ выдано предписание об устранении нарушения муниципального правового акта, установлен срок до 23. 08. 2010 г. для устранения нарушения (л. д. 54).
24. 08. 2010 г. в отношении ФИО2., начальника участка ЮЛ составлен протокол об административном правонарушении по факту не устранения нарушений, указанных в предписании (л. д. 57).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 22. 09. 2010 г. ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 2. 16 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 01. 11. 2007 г. и назначен штраф в размере 4000 руб. (л. д. 58). Штраф ФИО2. уплачен 30. 10. 2010 г. (л. д. 59).
По факту нарушений проведения земляных работ по адресу: ... были выданы 3 предписания об устранении нарушения муниципального правового акта, составлены 2 протокола об административном правонарушении, работы по разрешению переданы в ИКИТР 07. 07. 2010 г. для контроля; по адресу: ул. ... было направлено 11. 08. 2010 г. письмо руководителю организации, производящей земляные работы об имеющихся недостатках с требованием их устранения.; по ул. ..., работы ведутся без разрешения (отозвано 18. 08. 2010 г.), разрешение в ИКИТР для контроля передано 07. 07. 2010 г. Выдано 2 предписания, составлен протокол, направлено письмо в прокуратуру. Всего за 2010 г. работниками по контролю за использованием территории района, за нарушения правил проведения земляных работ было выдано 66 предписаний, направлено 25 телефонограмм с требованиями об устранении нарушений, составлено 20 протоколов об административном правонарушении, отозвано 2 разрешения.
25. 06. 2009г. ... Мухачевым
А. А. проведено совещание с участием ФИО4 – ..., Герасименко В. В. – ..., ФИО5 – .... Утвержден следующий алгоритм взаимодействия: Специалист отдела благоустройства после подписания разрешения на производство земляных работ передает необходимую информацию в ИКИТР. Специалист ИКИТР не реже 3-х раз в неделю проверяет место производства земляных работ на предмет выполнения заказчиком работ, условий размещения на производство работ. В случае допущения нарушений требований разрешения, специалист ИКИТР выдает Заказчику работ предписание об устранении нарушений, в случае невыполнения требований предписания в указанные сроки, составляет протокол об административном правонарушении. При отсутствии устранений нарушений Заказчиком после составления протокола об административном правонарушении, специалист ИКИТР передает информацию в отдел благоустройства для отзыва разрешения на производство земляных работ и, в случае необходимости, подготовки материалов для передачи в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. В случае обнаружения специалистом ИКИТР раскопки без разрешения, составляется протокол об административном правонарушении на производителя земляных работ (л. д. 25).
В соответствии с Порядком координации, планирования и выдачи разрешений на производство земляных работ на территории города Перми, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 22. 02. 2008 г. №129 за производством земляных работ должен был осуществляться контроль. Согласно п. 7. 2 в целях осуществления контроля за производством в уполномоченных органах за каждым объектом производства земляных работ закрепляется куратор, наделенный следующими полномочиями: присутствовать на объекте производства земляных работ, проводить соответствующие мероприятия, обеспечивающие контроль за качеством производства работ, составлять в письменном виде акты о неисполнении условий выданного разрешения на производство земляных работ с последующим направлением в соответствующие органы либо уполномоченным должностным лицам для принятия мер в установленном порядке, выдавать письменные указания о запрещении применения материалов и технических средств, не обеспечивающих установленный нормативными актами уровень качества, а также об устранении дефектов и недостатков с установлением сроков их устранения, производить проверку необходимой документации, осуществлять иные полномочия по осуществлению контроля за качеством работ. Согласно п. 7. 3 в случае выявления нарушения действующего законодательства, в том числе настоящего порядка, при производстве земляных работ должностное лицо в установленном порядке составляет протокол об административном правонарушении и направляет его на рассмотрение в административную комиссию. Полномочия ИКИТРа (инспекции за использованием территории района) содержатся в п. 7. 4 указанного Порядка. Согласно Положению об отделе благоустройства администрации Дзержинского района г. Перми основными задачами отдела является осуществление мероприятий, направленных на повышение уровня благоустройства, санитарного и экологического состояния территории района, обеспечение контроля за состоянием объектов благоустройства в пределах административных границ района. Согласно п. 3. 13 Положения осуществляет организацию и контроль за проведением земляных работ, выдачу и закрытие разрешений на их проведение. Пункт 5. 4 Положения предусматривает, что начальник отдела в установленном порядке организует работу отдела, осуществляет руководство деятельностью отдела, организует выполнение задач и функций, определенным настоящим Положением; распределяет обязанности между сотрудниками отдела, разрабатывает и представляет на утверждение планы работы отдела; согласовывает документы в пределах установленных полномочий. Герасименко В. В. ознакомлен с Положением 27. 07. 2009 г. (л. д. 111- 113).
Таким образом, судом при рассмотрении настоящего дела не установлено каких –либо виновных действий, послуживших основанием для применения к истцам дисциплинарного взыскания. Контроль осуществлялся, необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством принимались, вопросы решались в рабочем порядке, никаких неблагоприятных последствий не наступило. Кроме того, в справке указаны нарушения организаций, выполняющих земляные работы, конкретные нарушения лично Мухачева А. А., Герасименко В. В. не указаны.
Представитель ответчика в судебном заседании не пояснила, каким – либо иным образом истцы могли осуществлять контроль. Какие меры, установленные действующим законодательством, необходимо было принимать истцам, в целях надлежащего контроля за осуществлением раскопок. Материалами дела установлено, что раскопки по ул. ... начались ранее календарного графика на 4 дня. По мнению суда, истцы не могли проконтролировать данную ситуацию и принять каких – либо мер заранее, по обнаружении раскопки меры, предусмотренные действующим законодательством были предприняты. По другим адресам, указанным в справке, также, по мнению суда, осуществлялся надлежащий контроль.
Таким образом, судом не установлено факта ненадлежащего исполнения Мухачевым А. А., и Герасименко В. В. по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, поэтому п. п. 1 и 2 приказа №... являются незаконными и подлежат отмене.
Согласно приказу №... Мухачеву А. А., ..., объявлен выговор за ненадлежащее исполнение обязанностей ..., выразившееся в отсутствии решения вопроса по ..., повлекшее за собой нарушение раздела 3 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением администрации города Перми от 31. 05. 2010 г. № 287. Основание: служебная записка начальника финансово – экономического отдела администрации района ФИО6 от 14. 10. 2010 г., объяснительная Мухачева А. А. от 22. 10. 2010 г. (л. д. 89).
...
Как следует из служебной записки ФИО6 отсутствуют решения районной МВК (протоколы) по заключенным договорам с работодателями по организации и проведению общественных в работ в 2010 г. (л. д. 90).
Ответчиком не представлено доказательств, что ФИО1 отсутствовал на момент принятия решений и составления протоколов, не мог решить вопрос по замещению ... и его обязанности исполнял .... Напротив, истцом представлен приказ о нахождении в очередном отпуске в период с ... г. по ... г. (л. д. 104). Т. о., находясь в отпуске, Мухачев А. А. не мог решить вопрос по ....
Кроме того, не представлено никаких доказательств, а именно должностных обязанностей ....
Ссылка представителя ответчика на то, что предлагаемые общественные работы велись по вопросам курирования ... Мухачева А. А., который являлся ... и обязан был проконтролировать исполнение обязанностей ..., является несостоятельной, поскольку как указывалось ранее, должностных обязанностей ... нет. Положение о ... не предусматривает обязанность Мухачева А. А. контролировать составление протоколов ... и решение кадровых вопросов работников ..., в т. ч. ... в период его отсутствия.
Таким образом, из представленных доказательств не установлено, что именно Мухачев А. А. ненадлежаще исполнил обязанности ...., выразившиеся в отсутствии решения вопроса по замещению ....
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что приказ №СЭД- 01 -08 – л- 66 от 25. 10. 2010 г. нельзя признать законным, приказ подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать п. п. 1, 2 приказа №... о применении дисциплинарного взыскания незаконными, возложив на администрацию Дзержинского района г. Перми обязанность по их отмене.
Признать приказ №... о применении дисциплинарного взыскания незаконным, возложив на администрацию Дзержинского района г. Перми обязанность по его отмене.
Решение в срок 10 дней со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья Л. Л. Абрамова