Р Е Ш Е Н И Е 2-2895/10 Именем Российской Федерации 13 октября 2010 года Дзержинский районный суд города Перми в составе: председательствующего судьи Поморцева С.А. при секретаре Поповой Н.В. в присутствии помощника прокурора Дзержинского района г. Перми Корякиной Н.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Дзержинского района г. Перми к Кавуну Е.В. о признании незаконными действий по организации и проведению азартных игр и прекращении этой деятельности, установил: Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд с требованием о признании незаконными действий Кавуна Е.В. по организации и проведению азартных игр в клубах по Адрес и по Адрес, обязании Кавуна Е.В. прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в указанных клубах. Требования обосновывают тем, что под видом благотворительной деятельности ответчиком осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр в указанных помещениях. Между индивидуальным предпринимателем ФИО3 и Кавуном Е.В. заключен договор субаренды помещения по ул. Адрес, по условиям которого Кавун Е.В. обязался вносить арендную плату для размещения профилактически-реабилитационного Центра с целью реализации Всероссийской Социальной Профилактически-реабилитационной Программы. Согласно п. 3.1 договора субаренды, арендная плата производится в размере 44% от суммы добровольных пожертвований, собранных арендатором. Пожертвования производятся посетителями, как условие для игры в автоматы на сумму пожертвования. Выплата выигрышей программой не предусмотрена. В случае набирания очков по результатам игры, посетителю предлагается оформить кредит, размер которого зависит от результатов набранных очков. Деньги, которые посетитель считает выигрышем, ему предлагают в качестве беспроцентного займа на 10 лет, при этом договор не всегда заключается в письменной форме, не все посетители соглашаются его заключать, получив деньги, уходят. Программа разработана юр.лицо1, которым проводится акция, направленная на излечение зависимых от азартной игры лиц. Согласно пояснениям, оператора клуба ФИО1, ФИО2, Кавуна Е.В., данным в ходе проверки, 34 игровых автомата, расположенные в клубе по ул. Адрес, используются для реализации Кавуном Е.В. программы по излечению зависимых от азартной игры лиц. Вместе с тем, программа, утвержденная решением № 8 единственного учредителя юр.лицо1, не основана на нормах действующего законодательства, иных нормативно-правовых актах. Программой не предусмотрено заключение договоров займа или выплата выигрышей. Денежные средства, полученные Кавуном Е.В. в клубе, перечисляются на расчетный счет юр.лицо1. Однако, из условий договоров аренды помещений следует, что в указанный фонд должен перечисляться лишь 1% от полученных сумм пожертвований, а остальные 99% Кавун Е.В. передает ФИО3 По аналогичной схеме организовано проведение азартных игр в игровом клубе по Адрес. Деятельность, осуществляемая Кавуном Е.В. в указанных помещениях, фактически сводится к организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без соответствующей государственной регистрации, специального разрешения (лицензии), вне установленной законом игровой зоны, что является нарушением норм действующего законодательства, представляет угрозу здоровью людей, нарушает права и законные интересы граждан, затрагивает нравственные устои общества. В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивает, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении. Утверждает, что Кавуном Е.В. ведется деятельность по организации азартных игр. Свидетель ФИО4 показал, что вместе с ФИО5 по Адрес они увидел вывеску «игровые автоматы» и «клуб». Они зашли в указанное помещение, дали оператору деньги – примерно ... рублей, их подвели к игровому автомату, они стали играть, ничего не выиграли. О проведении какой-либо благотворительной акции, или о лечебном эффекте им в клубе не говорили, никакой процедуры не объясняли. Их просто подвели к игровым автоматам, и они стали играть в игру, в которой целью является выпадение определенной комбинации фруктов в одной линии. Когда ФИО4 проиграл всю уплаченную им сумму, оператор ему ничего не предлагал. До начала игры им также не предлагалось ничего приобрести. В процессе игры к ним подошел работник прокуратуры и попросил дать показания (л.д. 78-81). Свидетель ФИО5 показал, что в конце июня этого года он и ФИО4, увидели на Адрес вывеску клуб, зашли туда, ФИО4 заплатил деньги оператору, начал играть. ФИО5 в это время сидел рядом. Свидетель показал, что в клубе по Адрес расположены два ряда игровых автоматов, барная стойка, у которой стоял автомат с алкогольными напитками. В клуб зашли посмотреть, попробовать поиграть. Оператору передали деньги в пределах ... рублей, она взяла включи и включила игровой автомат. Играл ФИО4, нажимал какие-то кнопки. О том, что в клубе ведется какая-то программа, благотворительная деятельность, им никто не говорил. Перед игрой ничего приобрести не предлагали (л.д. 81- 84). Ответчик, третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены (70-73), в судебное заседание не явились. Заслушав истца, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Порядок организации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей определены Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ «О лотереях». Порядок организации и проведения азартных игр определены Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 22.04.2010) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст. 3 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах. Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. При этом азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и(или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (ст. 4 Закона № 244-ФЗ). Согласно ст. 13 Закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе, путем проведения аукциона или конкурса. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается без ограничения срока действия и действует до момента ликвидации соответствующей игорной зоны. Статьей 16 Закона прямо предусмотрено, что деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов. В силу п.п. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Правовая основа регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, установлена Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях». В соответствии с п.п.1, 8 ст. 2 данного закона лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для_ проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. Согласно ч. 2, 3, 6 ст. 3 Закона о лотереях лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную. Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: 1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея). Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую: 1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи; 2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно. Судом установлено, что юр.лицо1 (далее Фонд) зарегистрирована в качестве юридического лица в УФРС по Тульской области 11.01.2008 (л.д. 7). Фондом разработана всероссийская социальная профилактически-реабилитационная программа (ВСПРП). В паспорте программы основанием указаны федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, в том числе, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Постановление Правительства РФ № 280 от 10.05.2007 о Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2011 г.г.), Постановление Правительства РФ № 423 от 02.06.2008 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» и др. Целью программы указаны: развитие комплексной системы профилактики и реабилитации при заболевании лудоманией, социальная защита больных лудоманией (л.д. 8-17). Нежилое помещение, распложенное по адресу: Адрес, используется Кавуном Е.В. на основании договора субаренды нежилого помещения от 01.02.2010, п. 1.1 которого предусмотрено, что помещение предоставляется арендатору для размещения профилактически-реабилитационного центра с целью реализации программы «Всероссийская социальная профилактически-реабилитационная Программа». Пунктом 4.3 определено, что арендная плата исчисляется в размере 55 % от суммы добровольных пожертвований, полученных арендатором по договору от 30.01.2010 (л.д. 18- 20). Игровые автоматы, находящиеся в указанном помещении, переданы Кавуну Е.В. по договору аренды оборудования от 01.02.2010 ФИО3 Размер арендной платы за игровые автоматы определен сторонами в размере 44 % от суммы добровольных пожертвований (л.д. 21-22). 30.01.2010 президентом фонда ФИО6 подписана публичная оферта – договор пожертвования, по условиям которого фонд принимает на себя обязательства использовать полученные в результате пожертвования средства целевым способом на реализацию Программы «ВСПРП» (л.д. 23). По договору оказания услуг № 10/Д-548 от 30.01.2010 Кавун Е.В. обязуется осуществить сбор благотворительных пожертвований, а также за счет благотворительных средств самостоятельно провести комплекс мероприятий по сохранению игровых автоматов, площадей для осуществления фондом Программы и организации на месте бывших игровых клубов профилактически-реабилитационных центров (л.д. 24-26). В соглашении от 30.01.2010, которое является приложением к договору оказания услуг, сторонами оговорено, что сумма благотворительных пожертвований, подлежащая перечислению фонду со стороны Ковуна Е.В. должна составлять не менее 1% от общей суммы внесенных благотворительных пожертвований (л.д. 27). В протоколе осмотра помещений от 29.06.2010, со слов оператора ФИО1 отражено, что минимальная ставка пожертвования составляет ... рублей (л.д. 43-45). Из объяснений Кавуна Е.В. следует, что посетитель, играющий в клубе по Адрес, желающий получить выигрыш, обращается к оператору, и оператор оформляет на выигранную сумму займ (л.д. 56-57). Из акта проверки от 29.06.2010, проведенной государственным инспектором ИФНС Дзержинского района г. Перми на основании поручения прокуратуры Пермского края в отношении юр.лицо1 следует, что на момент проверки в помещении по Адрес отсутствует стенд с указанием информации об оказываемых услугах, юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющим деятельность; в заведении установлено 34 аппарата, которые внешне имеют признаки игровых, отличаются отсутствием купюроприемника. Со слов оператора, предлагается сделать пожертвования фонду, однако в ходе проверки установлено, что при игре не предусмотрено делать пожертвования. (л.д. 28-34). Свидетели ФИО4 и ФИО5 также показали, что перед началом игры им не предлагали сделать какие-либо пожертвования. Из протокола осмотра помещения по адресу: Адрес от 28.07.2010 г. следует, что в помещении установлено 33 шт. лотерейного оборудования, принадлежащее юр.лицо2. На одном из автоматов имеется надпись «Мир лотереи», расположено 10 клавиш, монетоприемник, на мониторе оборудования изображена надпись «Лото обезьяна». Подобное описание других автоматов также изложено в протоколе (л.д. 58-60). Из показаний свидетелей ФИО4, ФИО5 следует, что в случае выигрыша, посетители клуба в помещении по Адрес имеют возможность получить выигрыш на руки в денежном эквиваленте. Выдача выигрыша путем заключения договора займа, иногда и в устной форме, для определения характера спорных правоотношений значения не имеет. Аналогичным образом используется лотерейное оборудование в клубе по Адрес, где в случае выигрышной комбинации посетитель может получить выигрыш в денежной сумме, то есть осуществляется проведение лотереи под видом благотворительной деятельности при проведении программы по реабилитации и профилактике заболеваний лудоманией, что также подтверждается сведениями, отраженными в протоколе осмотра помещения. Деятельность по проведению лотерей в помещении по Адрес не соответствует требованиям ФЗ № 138 от 11.11.2003 «О лотереях», статьей 3 которого определено, что при проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет. Таким образом, письменными материалами дела, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей подтверждается, что в помещениях по Адрес осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр без обязательного (специального) разрешения. Лицензируемый вид деятельности осуществляется Кавуном Е.В. в помещениях по адресу: Адрес в отсутствие соответствующего специального разрешения (лицензии). Организация азартных игр осуществляется Кавуном Е.В. на территории г. Перми, которая не входит в установленный законом перечень игорных зон. Учитывая, что ФЗ от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» проведение азартных игр разрешено лишь в определенных зонах, организация азартных игр и проведение лотерей под их видом на территории Российской Федерации запрещена, в связи с чем, ответчик не вправе осуществлять соответствующую деятельность. Тем самым, Кавуном Е.В. допущены нарушения требований законодательства в области государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации. Представленными по делу доказательствами подтверждается наличие всех признаков проведения азартных игр под видом благотворительной деятельности – программы по реабилитации зависимых от азартных игр лиц. Данных о том, что денежные средства, передаваемые посетителями помещений по Адрес как пожертвования, на безвозмездной основе, без какой-либо заинтересованности, ни в ходе проверок, ни при разбирательстве дела не установлено. Напротив, свидетели ФИО4 и ФИО5 показали, что в заведении под названием «Клуб» по Адрес никаких пожертвований им сделать не предлагалось. ФИО4, после уплаты им денежных средств, предоставили возможность игры на модифицированном игровом автомате (без купюроприемника), где он ничего не выиграл. Замечание свидетеля на то, что он ничего не выиграл, подтверждает его цель прихода и игры в автоматы, что никак не связано с профилактикой либо лечением от заболевания (лудомании), намерением принять участие в благотворительной акции. При проведении проверок и при разбирательстве дела в суде не подтверждено наличие какой-либо информации о призовом фонде организатора проводимой лотереи, о наименовании товара, с реализацией которого непосредственно связано проведение лотереи. Лотерейное оборудование, размещенное в помещении по Адрес, имеет мониторы, клавиатуру, с помощью которой производятся игровые манипуляции. Состояние данного оборудования не позволяет признать его специально изготовленным. Игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом. Фактически победитель определяется не поэтапно, как того требует Закон «О лотереях», а в соответствии с правилами игры, используемой в конкретном оборудовании в месте продаж. Из установленных обстоятельств видно, что участие в игре (допуск к игре на игровом автомате) напрямую зависит от внесения посетителем денежных средств. Ссылка в объяснениях на то, что выигрыш посетителям не выдается, а уплаченные ими денежные средства являются добровольным пожертвованием, не может быть принята во внимание, поскольку доказательствами не подтверждена, опровергается письменными материалами дела. Использование игровых и лотерейных автоматов (оборудования) при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Ссылка в объяснениях на проведение программы реабилитации в рамках благотворительной деятельности не свидетельствует о наличии оснований для использования игровых автоматов и лотерейного оборудования без соответствующего разрешения (лицензии). Таким образом, из установленных при разбирательстве дела обстоятельств, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, следует, что Кавуном Е.В. осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр в клубах по Адрес и Адрес, при отсутствии на это специального разрешения и вне игорной зоны. Деятельность в этих заведениях полностью охватывается термином «азартные игры», ведется с нарушением ст. 5, 6 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Деятельность, связанная с использованием игровых автоматов и лотерейного оборудования без соответствующей лицензии и вне установленной законом зоны, даже при условии его использования в рамках благотворительной деятельности, является незаконной и подлежит прекращению. В связи с чем, иск прокурора Дзержинского района г. Перми, поданный в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению. В силу ст. 103 ГПК РФ расходы по госпошлине следует отнести на ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия Кавуна Е.В. по организации и проведению азартных игр в клубах по Адрес и Адрес. Обязать Кавуна Е.В. прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в клубе по Адрес и в клубе по Адрес. Взыскать с Кавуна Е.В. госпошлину в сумме 200 рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. судья