ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ 2-1442/11 Именем Российской Федерации 19 апреля 2011 года Дзержинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Поморцева С.А. при секретаре Поповой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции по Пермскому краю к юр.лицо1 о ликвидации, установил: Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю обратилось в суд с заявлением о ликвидации юр.лицо1, зарегистрированной в качестве юридического лица Дата ГУ Министерством юстиции РФ по Пермской области, №. Дзержинское районное отделение организации действует на основании устава, согласно п. 5.2 которого, основными видами деятельности отделения являются привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов с целью организации ее участия в духовном и интеллектуальном развитии инвалидов, организация совместно с центрами занятости населения рабочих мест для отдельных групп инвалидов для осуществления ими трудовой, социальной и психологической реабилитации, содействие в обеспечении социальной защиты населения. По результатам проверки за период с октября 2005 года по октябрь 2008 года, 26.12.2008 составлен акт от 26.12.2008, из которого следует, что отделение действует с грубыми нарушениями законодательства, не выполняет цели, предусмотренные Уставом; единственным видом деятельности является предпринимательская деятельность, то есть извлечение прибыли является основной деятельностью отделения, что является нарушением ч. 1 ст. 117 ГК РФ и ст. 37 ФЗ «Об общественных объединениях». В судебном заседании представители истца Доценко О.Г., по доверенности от Дата, и Тимошенко Н.Н., по доверенности от Дата, на иске настаивают, подтвердили доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просят возложить обязанности по ликвидации на руководителя организации ФИО1. Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке ст. 113 ГПК РФ по месту нахождения юридического лица, согласно данным из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 7, 153, 154). Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, УФНС по Пермскому краю, ИФНС России по Индустриальному району г. Перми, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены. В письменных пояснениях представитель УФНС по Пермскому краю указывает, что ответчиком допущены грубые нарушения законодательства, выразившееся в невыполнении предусмотренных Уставом целей, а также на несоблюдение ответчиком требований п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» (л.д. 80-81). юр.лицо1 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направили, возражений по существу иска не представили. Дело рассмотрено в порядке заочного производства. Заслушав представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах. Согласно ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Согласно ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде. В порядке ст. 21 ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Судом установлено, что 16.11.2001 создана общественная организация – юр.лицо1. Свидетельство о государственной регистрации выдано Дата, с указанием целей деятельности: содействие в социальной, трудовой, психологической реабилитации инвалидов; помощь в организации новых рабочих мест по возможностям и способностям инвалидов; налаживание международных взаимосвязей по обеспечению инвалидов специальной техникой и приспособлениями; привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов с целью ее участия в духовном и интеллектуальном развитии инвалидов (л.д. 6). Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Дзержинское юр.лицо1 является общественной организацией (объединением), местом нахождения Адрес, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации, является директор ФИО1 (л.д. 7-8). В материалы дела представлена новая редакция устава юр.лицо1, зарегистрированный Управлением Юстиции Пермской области 30.06.2000 (л.д. 10-16). Согласно п. 1.1 Устава юр.лицо1 является добровольным объединением инвалидов с самоуправлением и осуществляющее свою деятельность на территории г. Перми, Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Пунктом 1.5 определено, что доходы общества не могут распределяться между его членами, а используются только для достижения уставных целей. Основными целями общества, в соответствии с п. 2.1 устава, являются: содействие в социальной, трудовой, психологической реабилитации инвалидов; помощь в организации новых рабочих мест по возможностям и способностям инвалидов; налаживание международных взаимосвязей по обеспечению инвалидов специальной техникой и приспособлениями; привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов с целью ее участия в духовном и интеллектуальном развитии инвалидов (л.д. 11). В силу п. 2.2 устава допускается осуществление обществом предпринимательской и иной деятельности для достижения уставных целей (л.д. 11-12). Раздел 5 устава устанавливает структуру общества, для расширения деятельности которого решается вопрос о создании отделения общества с правами юридического лица, которые действуют на основании этого устава. Основными видами деятельности отделения являются: привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов с целью ее участия в духовном и интеллектуальном развитии инвалидов, организация совместно с центрами занятости населения рабочих мест для отдельных групп инвалидов и осуществление их трудовой, социальной и психологической реабилитации, содействие в обеспечении социальной защите инвалидов. 05.09.2007 ответчику выдана лицензия на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом (л.д. 48). Лицензия на аналогичный вид деятельности выдана отделению 17.09.2007. Согласно представленным документам в 2007, 2008 годах отделением заключались договора строительного подряда, субподряда, государственные контракты, осуществлялись соответствующие работы (л.д. 53-63). 13.10.2008 Министерством Юстиции РФ по Пермскому краю издано распоряжение № 3/П-0 о проведении плановой проверки без выезда по месту нахождения юр.лицо1. Целью проверки являлось установление соответствия деятельности отделения требованиям действующего законодательства и уставным целям (л.д. 17-18). Уведомление о проведении проверки 15.10.2008 направлено по фактическому и юридическому адресам ответчика (л.д. 22-24). В отчете о деятельности некоммерческой организации и сведений о персональном составе ее руководящих органов за 2006 год в качестве решавшихся задач указано создание новых рабочих мест по возможностям и способностям инвалидов; видом регулярной деятельности указана – ремонтно-строительная деятельность. Какие-либо сведения о мероприятиях, направленных на достижение уставных целей отсутствуют. Формирование имущества (поступления денежных средств) осуществлялось в виде доходов от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (л.д. 29). В отчете за 2007 год указано на решавшиеся задачи - создание новых рабочих мест по возможностям и способностям инвалидов и на осуществление отделением ремонтно-строительной деятельности (л.д. 33-36). Из справки о результатах проверки соблюдения порядка работы денежной наличности от 23.10.2008 следует, что поступившие денежные средства за июль, август, сентябрь 2008 года направлены на расчет с персоналом по оплате труда и на расчеты с подотчетными лицами (л.д. 41). По результатам проверки указанных выше документов Управлением министерства юстиции РФ по Пермскому краю составлен акт от 26.12.2008. Из акта следует, что в ходе проверки установлено, что в нарушение п. 5.9 устава ревизионная комиссия не осуществляла деятельность, предусмотренную уставом. Акты совместных заседаний по вопросам распределения прибыли не отражают суть хозяйственно-финансовой деятельности организации. Лица, проводившие проверку, пришли к выводу, что исходя из соглашения о сотрудничестве и взаимоотношений между юр.лицо2 и юр.лицо1, следует, что отделение создано для удовлетворения материальных потребностей в нарушение ч. 1 ст. 117 ГК РФ. Из штатного расписания следует, что в отделении работаю два инвалида, в то время как по соглашению должно было быть создано три рабочих места. Каких-либо сведений о том, что организация осуществляет деятельность, направленную на реализацию целей, предусмотренных уставом, представлено не было. Оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что обстоятельства, указанные истцом в обоснование исковых требований нашли свое подтверждение. Статьей 44 ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, является основанием ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности. П. 2.3 Устава предусмотрено, что доходы от предпринимательской деятельности используются только для достижения уставных целей общества (л.д. 12). При разбирательстве дела установлено, что на протяжении 2007-2008 годов юр.лицо1 фактически осуществляло только предпринимательскую деятельность (ремонтно-строительные работы), доходы от которой не направлялись на реализацию целей, предусмотренных уставом, доказательств осуществления деятельности, направленной на реализацию целей создания юр.лицо1, представлено не было. Имеющиеся документы о деятельности юр.лицо1, в том числе представленные директором отделения для проведения проверки, подтверждают факт осуществления отделением предпринимательской деятельности – ремонтно-строительных договоров в рамках договорных отношений. Доходы, полученные в результате работ, направлены на расчеты с персоналом и подотчетными лицами. Каких-либо подтверждений осуществления деятельности, являющейся целью создания отделения в соответствии с уставом, не имеется. Доказательств направления полученных от предпринимательской деятельности доходов на реализацию целей, предусмотренных уставом, не представлено. Таких сведений не было представлено и при проведении проверки Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю. Таким образом, предпринимательская деятельность осуществлялась некоммерческой организацией - юр.лицо1 в нарушение целей, предусмотренных Уставом, что противоречит требованиям ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях», п.1 ст. 117 ГК РФ. Кроме того, судом установлено также и нарушение ответчиком требований ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно данной норме закона Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня Как следует из материалов дела, фактическое место нахождения ответчика находится Адрес, где ответчик получает корреспонденцию (л.д. 68). Вместе с тем, согласно выписке и ЕГРЮЛ, местонахождение юр.лицо1 указано по адресу: Адрес (л.д. 7). Доказательств уведомления регистрирующего органа о смене адреса, как это предусмотрено ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» не имеется. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушение требований ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» ответчиком нашло свое подтверждение. Порядок определения территориальной сферы деятельности общественных организаций (объединений) закреплен в ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно ст. 28 ФЗ «Об общественных объединениях», официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности. Учитывая требования приведенных положений закона, суд считает обоснованными доводы истца о нарушении ответчиком требований ст. 28 ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которому, официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно- правовую форму и территориальную сферу деятельности. Согласно названию – юр.лицо1, территориальной сферой деятельности должна быть территория г. Перми. Вместе с тем, фактическое местонахождение организации, место хранения документов, наличие расчетного счета расположены в Адрес (л.д. 28, 41), что свидетельствует об осуществлении ответчиком деятельности за пределами г. Перми в нарушение ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях». Учитывая период осуществления предпринимательской деятельности, не направленной на достижение целей создания отделения, суд считает возможным признать данное нарушение систематическим и грубым. Изложенные выше обстоятельства, свидетельствующие об осуществлении обществом предпринимательской деятельности, не направленной на достижение целей, для которых оно создано, на протяжении двух лет, суд считает достаточным основанием для ликвидации юр.лицо1, поскольку осуществление деятельности, не направленной на достижение уставных целей, является основанием для ликвидации, прямо предусмотренным законом (ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях»). Осуществление юр.лицо1 деятельности, не соответствующей целям, указанным в уставе, суд расценивает как систематическое и грубое нарушение действующего законодательства, которое в совокупности с приведенными выше нарушениями требований ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. ст. 28, 29 Закона) следует признать достаточным основанием для принятия решения о ликвидации этой организации. Лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица – юр.лицо1 является директор отделения ФИО1, на которого следует возложить обязанность по осуществлению действий по ликвидации юридического лица. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193 - 199, 234-237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Ликвидировать юр.лицо1. Назначить ликвидатором директора юр.лицо1 ФИО1. Ликвидатору поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юр.лицо1, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами, который не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации. Ликвидатору принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации юр.лицо1. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидатору составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. При недостаточности у юр.лицо1 денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатору осуществить продажу имущества юр.лицо1 с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплату денежных сумм кредиторам юр.лицо1 произвести ликвидатору в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидатору составить и утвердить ликвидационный баланс. Завершить ликвидацию юр.лицо1 после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Ответчик вправе подать в Дзержинский районный суд г. Перми заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. судья