Прочие исковые дела (2-1427/2011)



Дело № 2-1427-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2011 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

при секретаре Поповой К.А.,

с участием прокурора Дзержинского района Корякиной Н.Ф., Аникиной Е.Т., Аникина В.А., Аникина А.В., Аникиной С.В., Беловой А.М., истцов Аникиной Е.Т., Аникина В.А., Аникина А.В., Аникиной С.В., представителя ответчика Администрации Дзержинского района г.Перми по доверенности Поповой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора, действующего в интересах Аникиной Е.Т., Аникина В.А., Аникина А.В., Аникиной С.В., Беловой А.М. к Администрации Дзержинского района г.Перми, Администрации г.Перми об обязании поставить имущество в качестве бесхозяйного, обеспечить электроснабжение,

установил:

Прокурор Дзержинского района г.Перми в защиту прав Аникиной Е.Т., Аникина В.А., Аникина А.В., Аникиной С.В., Беловой А.М. обратился с исковыми требованиями к Муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации г.Перми, Администрации г.Перми об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии объекта недвижимого имущества – жилого дома, расположенного по адресу: ... в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу; обязании муниципального образования город Пермь в лице администрации г.Перми обеспечить предоставление коммунальной услуги в виде энергоснабжения жилого дома по адресу: ... в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивирует тем, что истцы, в интересах которых прокурор обратился в суд, занимают жилое помещение на основании ордера, выданного Дзержинским райисполкомом г.Перми 17.04.1979; в данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства. Квартира предоставлена Аникиной Е.Т. в связи с трудовыми отношениями ... на семью из 4-х человек. В настоящее время, как следует из сообщений компетентных органов, сведения о владельце дома отсутствуют, поэтому данный дом подлежит оформлению в муниципальную собственность с соблюдением установленного законом порядка путем подачи соответствующего заявления в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Кроме того, с 2009 года в спорном жилом доме отсутствует электроснабжение, чем нарушаются права истцов на обеспечение жизнедеятельности. В соответствии со ст.14 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселении относится, в том числе, организация электроснабжения населения. Аналогично вопросы ведения муниципального образования разрешены в п.4 ст.8 Устава г.Перми. В жилом доме проживает также несовершеннолетняя Белова А.М., которая является ученицей 2-го класса, отсутствие энергоснабжения отрицательно влияет на ее учебный процесс.

В судебном заседании прокурор на иске настаивает по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Истец Аникина Е.Т. на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме, указывая, что с 1979 года ее семья постоянно проживает в спорном доме. С 2009 года в доме нет света, что отрицательно повлияло на здоровье проживающих в жилом помещении лиц. Самостоятельно решить данную проблему семья не может. Многочисленные обращения к должностным лицам к положительному результату не привели. После первого судебного заседания по данному делу жилое помещение было проинвентаризировано, поскольку, со слов техника, администрация Дзержинского района заказала изготовление техпаспорта дома. Ранее в доме проживала еще одна семья, однако ей предоставили иное жилое помещение в порядке расселения.

Истец Аникин В.А. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал в полном объеме, указывая, что неблагоприятные условия проживания отрицательно сказались на его здоровье, он стал инвалидом.

Истец Аникина С.В. на удовлетворении иска настаивала в полном объеме, указывая, что отсутствие света не дает возможности ее несовершеннолетней дочери готовиться к занятиям в школе (дочь ученица 2 класса), у нее значительно ухудшилось зрение.

Истец Аникин А.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик – Администрация города Перми в суд своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель ответчика Администрации Дзержинского района г.Перми по доверенности Попова Л.С. исковые требования не признала в полном объеме, указывая, что у Администрации Дзержинского района отсутствуют какие-либо полномочия по оформлению прав муниципального образования на бесхозяйное имущество. Администрация района действует в пределах полномочий, предоставленных Постановлением Администрации г.Перми от 22.02.2008 года, которым утвержден «Регламент приема бесхозяйного имущества в муниципальную собственность». В соответствии с данным регламентом территориальные органы лишь готовят пакет необходимых документов; обращение в орган по государственной регистрации прав осуществляет департамент имущественных отношений администрации г.Перми. Дополнительно указывает, что спорный объект является самовольной постройкой.

Третье лицо – Департамент имущественных отношений администрации г.Перми в суд своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен; представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В ходатайстве дополнительно указано, что после подготовки и предоставления необходимых документов Администрацией Дзержинского района г.Перми департамент обратится в суд для признания права муниципальной собственности в отношении бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по ПК) в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено. В письменном отзыве ранее указывало (л.д.25), что в ЕГРП записи о правах на спорный объект отсутствуют, никто с соответствующим заявлением не обращался.

Третье лицо – ОАО «...» (далее - ОАО «...») в суд своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено. В суд представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что обеспечение электроснабжения жилого дома ... в настоящее время может быть произведено в случае обращения с заявкой на технологическое присоединение законного владельца в электросетевую компанию.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле приходит к выводу о том, что исковые требования законны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1, п.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Судом установлено следующее.

24.04.1979 года исполнительным комитетом Дзержинского районного Совета депутатов трудящихся г.Перми на имя Аникиной Е.Т.... выдан ордер (л.д.7) на право занятия служебной жилой площади в размере 32 кв.м по адресу: ... В ордере в качестве основания для выдачи ордера указано решение Дзержинского исполкома от 17.04.1979 года. Жилое помещение предоставлено на семью из 4 человек.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 27.02.2010 года (л.д.9) жилой дом по адресу: ... в реестре муниципальной собственности города Перми не числится.

Из письма Агентства по управлению имуществом Пермского края от 24.09.2009 года (л.д.11) следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ... в реестре государственной собственности Пермского края не числится.

По данным Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (л.д.12) жилой дом по адресу: г... по состоянию на 23.11.2009 года в реестре федерального имущества не учтен.

Согласно Выписке из ЕГРП от 23.09.2009 года данных о регистрации прав на жилой дом отсутствуют (л.д.16).

ГУП «ЦТИ Пермского края» 19.04.2011 года сообщило суду, что здание ... на технический учет не поставлено.

В выписке из ЕГРЮЛ от 01.11.2010 года (л.д.13) указано, что общественная организация «...» ликвидирована вследствие признания несостоятельным (банкротом); дата прекращения деятельности – 27.12.2007 года.

23.03.2010 года Администрация Дзержинского района г.Перми направила в адрес ДИО документы по жилому дому... для рассмотрения на постоянно действующей комиссии (л.д.28).

07.02.2011 года Управление жилищных отношений Администрации города Перми письмом (л.д.14) сообщило прокурору Дзержинского района г.Перми о том, что 02.09.2010 года состоялось заседание постоянно действующей комиссии по координации приема имущества в муниципальную собственность г.Перми. Комиссией рекомендовано принять в установленном порядке как бесхозяйное имущество жилой дом... (протокол комиссии, л.д.29). На совещании по вопросу содержания указанного дома, прошедшем 13.10.2010 года в управлении жилищных отношений, ДИО рекомендовано ускорить процедуру признания дома бесхозяйным. Дополнительно сообщено, что отсутствуют финансовые средства для восстановления энергоснабжения.

18.11.2010 года Администрация Дзержинского района г.Перми сообщила прокурору, что администрацией района направлен запрос в управление жилищно-коммунального хозяйства г.Перми по определению организации, осуществляющей эксплуатацию спорного дома.

При оценке представленных доказательств и доводов сторон суд исходит из следующего.

Судом установлено и не оспорено лицами, участвующими в деле, что жилой дом, расположенный по адресу: ... на момент рассмотрения дела в реестрах государственной собственности Пермского края, муниципальной, федеральной собственности не учтен. Данные о регистрации прав на указанный объект в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по ПК), в ГУП «ЦТИ ПК» (орган, осуществляющий до 31.01.1998 г. регистрацию прав) отсутствуют. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что имеются достаточные основания для отнесения спорного жилого дома к категории бесхозяйного недвижимого имущества. В силу норм ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Правовое регулирование вопросов, касающихся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, осуществляется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 380 (далее – Положение). В соответствии с п.4, п.5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Из материалов дела следует, что о факте отсутствия собственника у спорного жилого дома органам местного самоуправления стало известно еще в 2009 году. При установлении данного обстоятельства, учитывая положения вышеуказанных правовых норм, орган местного самоуправления должен был обратиться в Управление Росреестра по ПК с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – жилого дома ... Из материалов дела следует, что Администрацией г.Перми в лице соответствующих функциональных подразделений принято положительное решение о проведении оформления процедуры постановки жилого дома ... в качестве бесхозяйного, однако исполнение данного решения не осуществляется в течение длительного времени, что в целях защиты прав лиц, проживающих в доме на законных основаниях, повлекло необходимость обращения прокурора с данным иском. В связи с указанным суд считает возможным удовлетворить исковые требования об обязании муниципального образования в лице Администрации г.Перми обратиться с заявлением о принятии на учет жилого дома ...

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований об обязании обратиться с указанным заявлением в Управление Росреестра по ПК к Администрации Дзержинского района г.Перми. Это обусловлено тем, что Администрация Дзержинского района является территориальным органом Администрации г.Перми, ее компетенция определена Типовым положением, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 207. Положением (п.3.5.4) к функциям территориальных органов отнесено проведение работы по выявлению бесхозного недвижимого имущества в пределах границ района, определение необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное имущество согласно установленному порядку приемки бесхозного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществление действий, необходимых для проведения технической инвентаризации в порядке, установленном действующим законодательством. Постановлением Администрации г.Перми от 22.02.2008 года утвержден Регламент приема бесхозяйного имущества в муниципальную собственность (далее – Регламент), в котором к функциям администраций районов (п.7) отнесены работы по проведению технической инвентаризации либо заказе информации из технических паспортов на соответствующие объекты. Из указанных нормативных документов следует, что к ведению администрации Дзержинского района полномочия по обращению в орган по государственной регистрации прав с целью постановки на учет объекта в качестве бесхозяйного не предоставлены. Поэтому в удовлетворении иска к данному ответчику должно быть отказано.

Суд не находит оснований согласиться с доводами представителя Администрации Дзержинского района г.Перми о том, что жилой дом ... относится к объектам самовольной постройки, поскольку доказательств этому не приведено, судом не установлено. Кроме того, данная позиция противоречит представленным документам (письмо главы Администрации Дзержинского района г.Перми от 23.03.2010 года, л.д.28, которым соответствующие документы о признании дома бесхозяйным были направлены в Администрацию г.Перми), позиции Администрации г.Перми. Суд принимает во внимание, что на жилое помещение в данном доме органом местного самоуправления выдан ордер, который не оспорен и недействительным не признан. Факт выдачи ордера, а также регистрация граждан по месту жительства, произведенная на законных основаниях, является доказательством отсутствия признаков самовольности постройки. Отсутствие регистрации прав на данное имущество не является обстоятельством, свидетельствующим о самовольности постройки, поскольку в момент постройки дома (до 1979 года – дата выдачи ордера) законом не было предусмотрено обязательности регистрации прав на вновь возведенное имущество. Вещное право на такое имущество возникало с момента создания такого дома как объекта градостроительной деятельности в установленном законом порядке.

Относительно требований об обязании обеспечить электроснабжение дома суд исходит из следующего.

Согласно п.2 ст. 1 закона «Об общих принципах самоуправления в РФ» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.4 ст.8 Устава г.Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г.к вопроса местного значения отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В с п.4 ст.6 Устава г.Перми указано, что приоритетными направлениями деятельности органов городского самоуправления являются создание для жителей города благоприятной среды обитания, охрана их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.

В силу положений п.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

Судом установлено, что жилое помещение в доме ... предоставлено истцом на законных основаниях (ордер на служебное жилое помещение). В данное помещение истцы вселены с 1979 года и проживают в нем по настоящее время. Учитывая основания вселения истцов в жилое помещение, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют статус нанимателей данного помещения, его собственниками не являются. С 2009 года в доме отсутствует электроснабжение. Истцы, в силу своего статуса, не являются лицами, которые могут обратиться с соответствующим заявлением в ОАО «...» с целью восстановления энергоснабжения дома; а, кроме того, не имеют к этому достаточных средств. Из представленных в гражданское дело документов можно сделать вывод о том, что Администрация г.Перми фактически признает свою обязанность по восстановлению электроснабжения дома (л.д.14), однако указывает на отсутствие достаточного финансирования. Суд исходит из того, что истцы являются нанимателями жилого помещения, в силу этого имеют право на получение минимально необходимого объема коммунальных услуг, в том числе, услуг по электроснабжению. При этом реализация данного права истцов не должна быть поставлена в зависимость от несогласованной работы органов, осуществляющих юридически значимые действия от имени государства (в публичных интересах), в частности, от соблюдения процедуры постановки жилого дома на учет в качестве бесхозяйного и последующего признания права муниципальной собственности. При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что данный вопрос рассматривается органами местного самоуправления с 2009 года, с указанного времени собственник имущества не определен, истцы проживают на территории г.Перми, а также задачи органов местного самоуправления, суд считает возможным возложить обязанность по восстановлению энергоснабжения дома на Администрацию г.Перми. В противном случае права граждан будут поставлены в зависимость от субъективного волеизъявления муниципального образования в лице соответствующих органов по соблюдению процедуры приема дома в муниципальную собственность, которое во времени может осуществляться неопределенно долго (либо не осуществляться вообще), поскольку не ограничено какими-либо сроками. В последующее время, в случае установления конкретных субъектов, вина которых привела к прекращению электроснабжения дома, муниципальное образование не лишено возможности возместить понесенные убытки по исполнению решения суда путем предъявления соответствующего иска.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности равноправия сторон. При рассмотрении данного гражданского дела Администрация г.Перми не представила ни одного доказательства, опровергающего законность и обоснованность требований истцов.

Суд считает возможным не указывать в резолютивной части решении суда конкретный срок его исполнения - в течение 10 дней с момента вступления в законную силу, поскольку в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установление срока исполнения решения является правом, а не обязанностью суда. В рассматриваемом случае, учитывая предмет исковых требований, суд не находит оснований для указания данного срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного жилого дома по адресу: ...

Обязать муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми обеспечить предоставление коммунальной услуги в виде энергоснабжения жилого дома по адресу: ...

В удовлетворении исковых требований к Администрации Дзержинского района города Перми отказать

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья: Л.Н.Варова