Спор из нарушений пенсионного законодательства (2-326/2011)



Дело № 2-3397/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2011 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

Председательствующего судьи Ефремовой О.Н.

при секретаре Васильевой Н.В.

с участием истца Гладкова В.П., представителя ответчика Красавиной К.В., представителя третьего лица Мокрушина А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гладкова В.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми о признании незаконным решения комиссии, обязании засчитать в специальный стаж периоды работы,

у с т а н о в и л:

Гладков В.П. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Перми о признании незаконным и отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата , от Дата (с изменениями от Дата ) в части отказа во включении в стаж периодов работы с Дата по Дата в должность 1 в "Юридическое лицо 1", с Дата по Дата периода работы в должность 1 в "Юридическое лицо 2", с Даты периоды нахождения в командировках, отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. Истец просит обязать включить в специальный стаж для назначения пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ спорные периоды работы и назначить пенсию с Дата. Свои требования мотивируя тем, что он, начиная с Дата и по сегодняшний день, осуществляет деятельность, связанную с ..., при этом к правоотношениям должны применяться нормы ранее действовавшего законодательства. В связи с чем, его специальный педагогический стаж с учетом времени работы на педагогических должностях и с учетом указанных спорных периодов времени на момент обращения к ответчику Дата, так и на Дата, составил более 25 лет, что является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.

Гладков В.П. в суде на иске настаивает, в своих объяснениях подтверждает обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми в суде с иском не согласна, свои возражения изложила в письменном отзыве.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица департамента образования администрации г. Перми исковые требования Гладкова В.П. поддерживает.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, огласив показания ранее допрошенных свидетелей, отказное пенсионное дело Гладкова В.П., суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В силу п. 2 ст. 27 вышеуказанного ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Данным списком предусмотрена должность, наименование учреждения дополнительного образования детей: детско-юношеские спортивные школы всех наименований.

Судом установлено, что Гладков В.П. обратился за назначением пенсии Дата, решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми от Дата Гладкову В.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 в связи с отсутствием требуемого стажа, специальный стаж составил 21 год 02 мес. 15 дней. При определении права Гладкова В.П. на досрочное назначение пенсии по старости были исключены периоды работы с Дата по Дата в должность 1 в "Юридическое лицо 1", с Дата по Дата период работы в должность 1 в "Юридическое лицо 2", так как такие наименования учреждений Списками не поименованы. Гладкову В.П. были исключены периоды Даты - нахождения в командировках, также были исключены периоды, в которых не начислялась заработная плата.

В материалы дела представлено решение комиссии от Дата (с дополнениями от Дата ) согласно которого специальный стаж Гладкова В.П. на момент обращения Дата составил 14 лет 07 мес. 14 дней. Из педагогического стажа также были исключены периоды с Дата по Дата - работа в "Юридическое лицо 1", с Дата по Дата работа в "Юридическое лицо 2", Даты периоды нахождения в командировках, периоды, когда не начислялась заработная плата. Кроме того, не был подтвержден специальный стаж в период с Дата по Дата, в период с Дата по Дата наименование учреждения не поименовано в Списке.

Согласно записей в трудовой книжке, Гладков В.П. Дата принят должность 1 в "Юридическое лицо 1". Дата в связи с реорганизацией переведен в "Юридическое лицо 3" должность 1, где проработал до Дата. С Дата до Дата работал в "Юридическое лицо 2" должность 1. В период с Дата по Дата в "Юридическое лицо 4". С Дата работает должность 1 в "Юридическое лицо 5".

...

Допрошенные судом в качестве свидетелей М.В.М., К.О.М., Л.Д.Г., также подтвердили, что Гладков В.П. с Дата являлся должность "Юридическое лицо 1". Судом не усматривается оснований ставить под сомнения показания допрошенных свидетелей. Показания свидетелей последовательны, не противоречат друг другу, не опровергаются письменными материалами дела, а также пояснениям истца. ...

Период работы Гладкова В.П. с Дата по Дата, с Дата по Дата относится к периоду деятельности до 01.01.2002, до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам (введения в действие ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Положения ст. 6 (части 2), ст. 15 (части 4), ст. 17 (части 1), ст. 18, 19 и ст. 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 (ред. от 01.02.2001, с изм. от 07.06.2001) "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусмотрено, что Правила, утвержденные п. 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1.11.1999. Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 предусмотрена должность должность.

В спорный период работы истца действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности преподавателя в школах всех наименований. При этом работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, давала право на пенсию независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций. Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 утратило силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.

Кроме того, пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Данный Список предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должность. Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в период с Дата по Дата Гладков В.П., работая должность в "Юридическое лицо 1", осуществлял педагогическую деятельность, связанную с обучением и воспитанием детей. При этом отсутствие у "Юридическое лицо 1" статуса юридического лица на спорный период не может служить основанием для исключения указанного выше периода работы из специального стажа. Законодательством, действовавшим до 01.11.1999, организационно-правовая форма учреждения не являлась юридически значимой при назначении пенсии педагогическим работникам. Кроме того, в спорные периоды "Юридическое лицо 1" в своей деятельности руководствовалась «Положением о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по вилам спорта", утвержденным Приказом Госкомспорта СССР от 09.04.1987 N 228; указанным Положением было предусмотрено, что оно распространялось на детско-юношеские спортивные школы независимо от ведомственной принадлежности, при этом они являлись внешкольными учреждениями, пользовались правами юридического лица, имеют печать и штамп установленного образца и в своей деятельности были должны осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие.

С учетом изложенного, требования истца в части включения в педагогический стаж периода работы Гладкова В.П. в "Юридическое лицо 1" с Дата по Дата суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом не усматривается оснований для включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы Гладкова В.П. с Дата по Дата в "Юридическое лицо 2", поскольку в указанный период заработная плата не начислялась, что следует из архивной справки от Дата Государственного общественно-политического Архива Пермской области» (ГОПАПО), доказательств иного в материалы дела не представлено.

Требования истца о включении в специальный стаж периодов Даты – нахождения в командировках суд находит обоснованными.

В соответствии со ст. 116 КЗоТ РФ, действовавшим на момент нахождения истца в командировках, за командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность) и средний заработок.

Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Поэтому период нахождения в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из имеющегося в материалах отказного пенсионного дела акта проверки от Дата Гладков В.П. был командирован Даты в связи с производственной необходимостью, за ним в указанные периоды сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодателем были произведены отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, периоды нахождения Гладкова В.П. в командировках в спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права Гладкова В.П. на социальное обеспечение.

Суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что законодательство, действовавшее до 1993 года, подлежит применению только в том случае, если на день отмены соответствующего закона полностью выработан необходимый общий или специальный трудовой стаж, дававший права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Разъяснением № 4, утвержденным Министерством труда и соцразвития от 17.10.2003.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, Разъяснения № 4, на которое ссылается ответчик в судебном заседании, а также согласно письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.06.2004 N МЗ-637, допускается исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как в порядке, непосредственно вытекающем из норм действующих законов и иных нормативных правовых актов на момент назначения пенсии, так и в порядке, который был предусмотрен законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы. Причем они могут применяться комбинированно, т.е. к одному периоду работы - прежний порядок подсчета стажа, а к другому — новый. С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

Гладков В.П. обратился в ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости Дата, в назначении пенсии было отказано (решение от Дата), так как стаж работы за вычетом спорных периодов составил 21 год 02 мес. 15 дней.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173 трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией…, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Принимая во внимание, что с учетом подлежащего включению в стаж, связанного с педагогической деятельностью, периода работы у Гладкова В.П. имеется требуемый стаж (т.е. не менее 25 лет), а именно 26 лет 04 мес. 29 дн. (21 года 02 мес. 15 дней + 5 лет 02 мес.+ 14 дн.), суд приходит к выводу о том, что требование истца о назначении пенсии с Дата обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд не находит оснований для назначения пенсии с Дата, так как согласно решения заседания комиссии от Дата (с дополнениями от Дата ) специальный стаж Гладкова В.П. на момент обращения Дата составил 14 лет 07 мес. 14 дней.

Согласно п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда от 27.02.2002 № 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, в необходимых случаях должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионным органом периоды работы истца Даты при рассмотрении Дата заявления Гладкова В.П. были включены в связи с представлением дополнительных документов, подтверждающих факт льготной работы: акт проверки от Дата, справка от Дата, выписка по лицевому счету.

С учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов работы, которые были предметом рассмотрения настоящего спора, специальный стаж истца на Дата составит 19 лет. 09 мес. 28 дн. (14 лет. 07 мес. 14 дн. + 5 лет 02 мес.+ 14 дн.). Ввиду отсутствия требуемого специального стажа на Дата оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ именно с указанной даты не имеется, в данных требованиях истца следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования Гладкова В.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми удовлетворить в части.

Признать неправомерным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми от Дата , от Дата (с изменениями от Дата ) в части отказа во включении периода работы с Дата по Дата в должность 1 в "Юридическое лицо 1", периоды нахождения в командировках Даты, отказа в части назначения досрочной трудовой пенсии.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми включить Гладкову В.П. период работы с Дата по Дата в должность 1 в "Юридическое лицо 1", периоды нахождения в командировках Даты, в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по нормам п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ, назначив пенсию с Дата.

В удовлетворении остальной части исковых требований Гладкова В.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми – отказать.

Решение в срок 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья О.Н. Ефремова