о признании незаконными действий по начислению оплаты за обогрев и услуги банка



РЕШЕНИЕ 2-2117/11 Именем Российской Федерации

11 июля 2011 года

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Поморцева С.А.

при секретаре Костылевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фиськовой Г.Ф. к юр.лицо1 о признании действий незаконными, взыскании сумм,

установил:

Фиськова Г.Ф. обратилась в суд с иском к юр.лицо1 с требованиями о признании действий ответчика по начислению оплаты за обогрев «санкабин» и услуги банка незаконными, взыскании ... рублей ... коп. как излишне начисленных за оплату жилья и коммунальных услуг за декабрь 2009 года. Указывает на то, что являясь собственником квартиры Адрес, производит плату за жилье и коммунальные услуги в соответствии со ст.ст. 153, 154 ЖК РФ. Обогрев «санкабин» и услуги банка не являются коммунальными платежами. Считает действия ответчика по включению с июня 2010 года оплату «санкабин», с 2011 года – оплату за услуги банка незаконными.

В судебном заседании истец с участием представителя, адвоката Юрченко В.А., по ордеру Дата, на удовлетворении требований настаивает, подтверждает обстоятельства, изложенные в иске и пояснениях на отзыв ответчика (л.д. 91-92).

Представитель ответчика Кельберг И.И., избранная председателем юр.лицо1 согласно протоколу от Дата, возражает против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 53-54). Указывает на то, что юр.лицо1 не нарушает требования ч.4 ст. 154 ЖК РФ, все начисления производит в соответствии со счетами-фактурами, предъявленными поставщиками услуг, и по показаниям общедомовых и индивидуальных приборов учета. Плата за услуги банка подтверждается договором, заключенным между юр.лицо1 и юр.лицо2.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми Янков А.А., действующий по доверенности от Дата, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Указывает на то, что «санкабины» входят в общую площадь жилого помещения и действия юр.лицо1 по начислению денежных средств за обогрев «санкабины» не правомерны. Плата за услуги банка должна входить в состав цены за содержание жилья и текущий ремонт. Представил отзыв, который приобщен к материалам дела (л.д. 94-95).

Заслушав присутствующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана, утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок).

Согласно ч.ч. 2-4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Судом установлено, Фиськова Г.Ф. проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире Адрес.

По оплате жилья и коммунальных услуг квартиры Адрес Фиськовой Г.Ф. в декабре 2009 года выставлена квитанция на общую сумму ... рублей ... коп., из которых за отопление – ... рубля ... коп.; январе 2010 года – ... рубля ... коп., в том числе за отопление – ... рублей ... копеек (л.д. 17-18). Оплата жилья и коммунальных услуг в указанной сумме Фиськовой Г.Ф. произведена, что подтверждается чеками (л.д. 17-18).

В квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг квартиры Адрес с июня 2010 года включен платеж: «обогрев санкабин», с января 2011 года – «услуги банка» (л.д. 19-26).

В иске Фиськовой Г.Ф. оспаривается законность действий юр.лицо1 по начислению оплаты за обогрев «санкабин» и услуги банка, требует возврата излишне начисленной оплаты за отопление за декабрь 2009 года.

«Обогрев санкабин».

В силу ст. 154 ЖК РФ и согласно п. 29 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление.

Размер платы за отопление рассчитывается согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» исходя из стоимости тепловой энергии по тарифам поставщика, общей площади жилого помещения, норматива потребления или объема потребления (при оборудовании дома общедомовым прибором учета тепловой энергии).

В соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Из пояснений участвующих в деле лиц и письменных материалов дела следует, что «санкабинами» названы помещения ванных комнат в квартирах, где проходят трубы (стояки) с «полотенцесушителями», в которых постоянно циркулирует горячая вода. Установленные в бойлерной циркуляционные насосы обслуживают два дома: Адрес. По установленным в доме приборам учета горячая вода поступает с температурой + 60-55 ?С, на выходе температура воды составляет 50-45 ?С. Вся потребленная домом теплоэнергия считывается общедомовым счетчиком, на основании показаний которого Пермская сетевая компания предъявляет счет.

Находящиеся в ванных комнатах трубы (стояки) с «полотенцесушителями» не относятся к системе отопления дома Адрес, но по утверждению ответчика из-за постоянно циркулирующей по ним горячей воде обогревают эти комнаты.

15.05.2010 на заседании правления юр.лицо1 обсужден вопрос: «о включении в квитанции пункта «обогрев санкабин», который был связан с «недополучением с жильцов за горячую воду». «Каждый месяц этот разрыв составляет ...рублей». Высказано мнение о том, что «это потери тепла на обогрев санкабин». Принято решение с июня 2010 года включать в квитанцию затраты на «обогрев санкабин», согласно показаниям общедомовых счетчиков и счетам Пермской сетевой компании (л.д. 63).

В акте от 20.03.2011 проверки финансовой деятельности юр.лицо1 за 2010 год ревизионная комиссия указала на то, что задолженность на 01.01.2011 перед поставщиками услуг за 2010 год отсутствует; переходящий долг 2008-2009 г.г. за теплоэнергию перед Пермской сетевой компанией – ...руб. (л.д. 64-65).

В общую площадь жилого помещения, согласно ст. 15 ЖК РФ, входят помещения ванных комнат. Взимание платы за отопление ванных комнат отдельно от платы за отопление жилого помещения не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области жилищно-коммунального хозяйства.

Включение в квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг пункта «обогрев санкабин» за отопление ванной комнаты, т.е. одной из частей, составляющих общую площадь жилого помещения, в качестве платы как за отдельную услугу, не соответствует действующему жилищному законодательству РФ.

Представленные ответчиком доказательства (акт ревизионной комиссии от 20.03.2011 – л.д. 64-65, протокол заседания правления юр.лицо1 от 15.05.2010 – л.д. 63), в подтверждение, что взимаемая с жильцов плата за предоставляемые коммунальные услуги не покрывает затрат товарищества собственников жилья на оплату счетов за теплоэнергию, выставляемых Пермской сетевой компанией, не могут быть признаны достаточными для подтверждения законности оспариваемых действий.

Данные доказательства относятся к обоснованности выставляемых к оплате платежей для покрытия затрат на содержание общего имущества. Для признания действий законными необходимо, чтобы решение об этом было принято уполномоченным на то органом.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (п. 10 Правил).

Содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома и включает в себя, в частности, поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях (п. 11 Правил).

Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, товариществом собственников жилья (п.п. б п. 16 Правил).

Требования к содержанию общего имущества предусматривают обязанность собственников помещений утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (п. 17 Правил).

Установление размера обязательных платежей, в силу ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

В соответствии с пп. 9 п.7.1.1 Устава юр.лицо1 установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества (л.д. 103).

Таким образом, вопрос об установлении обязательного платежа «за обогрев санкабин», относящийся к расходам по содержанию общего имущества должен был быть поставлен на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома или членов товарищества собственников жилья, обоснован и обсужден на таком собрании с принятием соответствующего решения по результатам голосования.

Решение о включении с июня 2010 года в квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг затрат на «обогрев санкабин» принято на заседании правления юр.лицо1 (протокол от 15.05.2010), т.е. органом, не имеющим на то полномочий ни в соответствии с законом или нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области жилищно-коммунального хозяйства, ни в соответствии с Уставом товарищества собственников жилья. Решения уполномоченного органа - общего собрания, к компетенции которого относится разрешение данного вопроса, не представлено.

Поэтому требование истца о признании незаконным действий ответчика по начислению оплаты за «обогрев санкабин» подлежит удовлетворению.

«Услуги банка».

Согласно протоколу общего собрания собственников жилых помещений дома Дата от 06.04.2010 результаты голосования по шестому вопросу: оплата коммунальных услуг - юр.лицо2: 110 – за, 6 – против, 5 – воздержались; Касса: 63 – за, 24 – воздержались, 4 - против. Указано на то, что «результатом считать по большинству голосов» (л.д. 77).

В соответствии с п. 4.2 договора от 12.04.2010, заключенного между юр.лицо2 и юр.лицо1 плата за услуги, удерживаемая банком с клиента устанавливается в размере ... % от сумм, принятых в пользу клиента платежей, с удержанием обязательного минимума комиссии ... рублей (л.д. 66).

При разбирательстве дела представитель ответчика пояснила, что «услуги банка» как вид платежа включен в квитанции на оплату с января текущего года по каждой квартире. При оплате через юр.лицо2 платеж принимается банком без взимания комиссии. Жильцы также могут оплатить за жилье и коммунальные услуги и через кассу юр.лицо1. В последнем случае из квитанции просто вычеркивается строка: «услуги банка» и люди вносят платеж за минусом указанной в этой строке суммы.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности суд приходит к выводу о том, что решение о включении в квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг в виде отдельного платежа «Услуги банка» принято ответчиком без соблюдения требований нормативных правовых актов.

Согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 к расходам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе отнесено выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Услуги банка, относящиеся к расходам, предусмотренным п. 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, входят в состав цены за содержание жилья и не должны предъявляться к оплате в виде самостоятельного платежа.

Услуги банка, включая расчетно-кассовое обслуживание при оплате за жилье и коммунальные услуги, не относящиеся к расходам за содержание и ремонт жилого помещения, могут быть включены в перечень услуг в порядке, предусмотренном п. 17 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491: предоставление услуги, условия ее оказания и размер финансирования утверждается собственниками помещений на общем собрании.

В протоколе общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме Адрес от 06.04.2010 сделана запись о результатах голосования по шестому вопросу (оплата коммунальных услуг): юр.лицо2: 110 – за, 6 – против, 5 – воздержались; Касса: 63 – за, 24 – воздержались, 4 - против. Указано на то, что «результатом считать по большинству голосов» (л.д. 77). Протокол не содержит сведений о том, что для голосования на общем собрании были поставлены вопросы, предусмотренные п. 17 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Из протокола не следует, что собственниками помещений утверждены условия оказания услуги, размер финансирования. Поэтому не имеется оснований считать, что собственниками помещений принято решение о внесении платы за оказываемые банком услуги на расчетный (текущий) счет юр.лицо1, утверждена предложенная банком цена за расчетно-кассовое обслуживание и порядок ценообразования (в процентах от суммы платежа, в твердой денежной сумме и т.п.).

В связи с чем, подлежит удовлетворению требование истца о признании незаконным действий ответчика по начислению платы за услуги банка.

Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании ... рублей ... коп. как излишне начисленных за оплату жилья и коммунальных услуг за декабрь 2009 года (... руб. - ... руб.). Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет не представлен. Согласно пояснениям представителя ответчика расчет за декабрь 2009 года произведен по тарифам 2009 года. Согласно протоколу общего собрания юр.лицо1 от 28.09.2009 принято решение об оплате услуг за отопление по фактическому потреблению с 01.01.2010 (л.д. 74-75). Квитанция за январь 2010 года содержит платежи за коммунальные услуги, предоставленные в декабре 2009 года (л.д. 74, 111, 113). В связи с чем суд считает обоснованными доводы истца о том, что осуществляемая в январе 2010 года оплата за декабрь 2009 года должна производиться по тарифам и правилам оплаты, установленным в 2009 году. В квитанции за январь 2010 года в графе «Отопление» к оплате предъявлено ... рубля ... коп. При установленном тарифе 17,96 рублей плата по квартире истца составляла ... рубля ... коп., что подтверждается квитанциями с марта 2009 года по декабрь 2009 года. При указанных обстоятельствах, в силу ст. 157 ЖК РФ, излишне начисленная Фиськовой Г.Ф. плата за отопление за декабрь 2009 года в сумме ... рубля ... коп. (... руб.) подлежит возврату.

В порядке ст. 98 ГПК РФ расходы истца по оплате госпошлины подлежат возмещению ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными начисление юр.лицо1 оплаты за обогрев «санкабин» и услуги банка в ежемесячных расчетах платы за содержание жилья, текущий ремонт и предоставленные коммунальные услуги.

Взыскать с юр.лицо1 в пользу Фиськовой Г.Ф. ... рубля ... коп. в возврат излишне начисленной платы за отопление за декабрь 2009 года, а также ... рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья