О призании незаконным бездействие по отнесению земельных участков с расположенными на них лесами лесного фонда в черте города к землям населенных пунктов



Дело №2-1071/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь                                                                                             14 апреля 2011 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Филатовой Е.С.

при секретаре Сергеевой О.Н.,

с участием заявителя Оглоблиной В.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Оглоблиной В.В. о признании незаконным бездействия Юр. лицо 1

у с т а н о в и л:

Оглоблина В.В. обратилась в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ с заявлением, в котором со ссылкой на положения ст. ст. 83, 84 Лесного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» просит признать незаконными бездействие Юр. лицо 1 отнесение земельных участков с расположенными на них лесами лесного фонда в черте г. Перми к землям населенных пунктов.

Требования мотивированы тем, что согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области лесных отношений, которым является Юр. лицо 1, относится осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению полномочий. Этой же нормой в число переданных субъектам РФ полномочий входит ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах субъекта РФ, осуществление государственного лесного контроля и надзора. Названные полномочия не исполняются Правительством Пермского края в отношении лесов, расположенных на территории города Перми. Они не включены в лесной реестр, не поставлены на кадастровый учет, до настоящего времени не разработан лесохозяйственный регламент. В результате полного отсутствия государственного контроля за целевым использованием лесов и земель, на которых они расположены, по документам о приеме в ведение муниципалитета городских лесов и сведениям, предоставленным Администрацией г. Перми в Управление Россреестра по пермскому краю, площадь этих лесов сократилась с начала 2000 года свыше, чем на 4000 га. В письме от 25.05.2010 Рослесхоз объясняет это явление тем, что лесные участки, расположенные в черте г. Перми относятся к землям населенных пунктов, то есть ведомство относит леса, расположенные в черте г. Перми, к муниципальной собственности. Вместе с тем, леса, расположенные на территории г. Перми, входили в лесной фонд с момента его создания. Лесной фонд находится в федеральной собственности. Соответственно, земельные участки из земель лесного фонда также относятся к собственности РФ. Отнесение земель лесного фонда к землям населенных пунктов, связанное с изменением целевого назначения лесных земель, является переводом земель из одной категории в другую. Нарушение установленного федеральным законодательством порядка перевода земель из одной категории в другую, является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям. Однако, какой-либо акт о переводе не существует. Довод об отнесении лесных участков, расположенных на территории г. Перми, к землям поселения, не подтверждается надлежащими документами. Следовательно, право муниципальных органов власти по распоряжению этими участками отсутствует. Вместо пресечения нарушений, обусловленных бездействием Правительства Пермского края и связанных с земле- и лесопользованием, отсутствием надлежащего учета лесных земель и контролем за их целевым использованием, Рослесхоз создает возможность органам местного самоуправления для расхищения и спекуляции земельными участками лесного фонда, расположенными на территории муниципального образования «город Пермь».

В судебном заседании Оглоблина В.В. отказалась от требований в части признания отнесения земельных участков с расположенными на них лесами лесного фонда в черте г. Перми к землям населенных пунктов незаконным. В оставшейся части жалобу поддержала. Леса в пределах городских земель были включены в земли поселений. Основания, по которым земли были переведены из одной категории в другую, Оглоблина В.В. не нашла, вместе с тем такой перевод должен осуществляться на основании закона. Имеют место грубейшие нарушения использования территории городских лесов, о чем Рослесхозу известно, но никаких мер не принимается. О бездействии известно из фактического состояния лесов. Нарушаются нормы природоохранного законодательства, уничтожаются леса, что влияет на климат, здоровье.

Определением Дзержинского районного суда г. Перми от 14.04.2011 отказ от указанных требований принят, производство по делу в этой части прекращено.

От Юр. лицо 1 поступили письменные возражения.

Заслушав Оглоблину В.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В данном случае заявитель полагает, что в связи с бездействием Юр. лицо 1 в части осуществления государственного контроля за целевым использованием лесов и земель, на которых они расположены, нарушаются ее права на здоровую экологическую обстановку и, соответственно, здоровье заявителя.

В соответствии со ст. 81 Лесного кодекса РФ в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений входит установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений, а также с правом отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных им полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Юр. лицо 1

Действовавшие до введения в действие Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 Основы лесного законодательства Российской Федерации к лесному фонду Российской Федерации относили все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли.

Статьей 10 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса исключены из лесного фонда Российской Федерации.

Распоряжением губернатора Пермской области от 05.09.2005 №400-р, изданным на основании ст. ст. 10, 49, 133 ЛК РФ, Закона Пермской области от 27.12.2004 №1967-426 «О городских лесах», рекомендовано агентству лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу осуществить передачу лесов, расположенных на землях городских поселений и ранее находившихся в составе лесного фонда Российской Федерации (далее - городские леса), органам местного самоуправления городов области согласно приложению;… главам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений области: создать комиссии по приему-передаче городских лесов в составе представителей органов местного самоуправления, лесхозов, Агентства, Управления Росприроднадзора по Пермской области, управления по охране окружающей среды области; принять от лесхозов Агентства городские леса в ведение муниципального образования согласно приложению.

В приложении указаны городские леса г. Перми общей площадью 31607 га.

Постановлением Администрации г. Перми от 11.11.2005 №2675 утвержден состав комиссии по приемке городских лесов в ведение муниципального образования «Город Пермь»; приняты в ведение муниципального образования «Город Пермь» от лесхозов Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу городские леса, расположенные на территории города Перми, согласно приложению к настоящему Постановлению до 20.12.2005; поручено МУ «Пермский городской лесхоз» ведение лесного хозяйства в городских лесах, переданных муниципальному образованию «Город Пермь», в соответствии с приложением к настоящему Постановлению (городские леса г. Перми общей площадью 31607 га).

Статья 6 Лесного кодекса РФ, действующего в настоящее время, предусматривает расположение лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий (в том числе земли населенных пунктов).

Владение, пользование, распоряжениями земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, ст. 84 ЛК РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

С учетом вышеизложенного и при том, что заявитель не указывает конкретно, какие именно 4000 га лесных участков утрачены, отсутствуют сведения о том, в чьей собственности они находились, то вывод о незаконном бездействии Юр. лицо 1 в части контроля за органами исполнительной власти субъекта РФ в отношении лесов, расположенных на территории муниципального образования «Город Пермь» в данном случае не может быть сделан.

С учетом изложенного заявление Оглоблиной В.В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ,

р е ш и л:

Оглоблиной В.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Федерального агентства лесного хозяйства по осуществлению полномочий по контролю за органами исполнительной власти субъекта РФ в отношении лесов, расположенных на территории городского округа г. Перми, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья –                                                 подпись                            Е.С. Филатова

...