Жалобы на неправомерные действия органов государственной власти (2-2730/2011)



Дело № 2-2730/2011

Решение

Именем Российской Федерации

26 сентября 2011 года. г.Пермь

Дзержинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

при секретаре Поповой К.А.,

с участием заявителя Дюсембекова А.А., представителя ФБУ «Кадастровая палата по Пермскому краю» по доверенности Глухих А.И., представителя Росреестра по ПК по доверенности Кузнецовой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дюсембекова А.А. о признании незаконным решения отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке,

установил:

Дюсембеков А.А. обратился с заявлением о признании незаконным решения отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата» от 18.05.2011 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке по адресу: ...

Заявление мотивирует тем, что 26.04.2011 г. обратился с заявлением в орган кадастрового учета о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке ..., представив в качестве оснований для внесения указанных сведений регистрационное удостоверение от 05.04.1955 г., договор купли-продажи строения от 18.01.1961 г., а также выкопировки с генплана г.Перми. 18.05.2011 г. органом кадастрового учета в удовлетворении заявления отказано по причине непредставления документа, удостоверяющего права на земельный участок. Полагает, что данный отказ является незаконным и необоснованным. Со ссылкой на положения ч.1, ч.7 ст.45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заявитель указывает, что законом не ограничен перечень документов, представляемых в качестве оснований для включения в кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках; в качестве таковых могут быть любые документы, устанавливающие или подтверждающие право на земельный участок. В представленных заявителем в орган кадастрового учета документов указаны правообладатель домовладения, площадь и адрес земельного участка. Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утв. НККХ РСФСР 25.12.1945 г. (далее – Инструкция о порядке регистрации строений), действующей на момент заключения представленного договора, предусмотрено, что основными документами, устанавливающими право собственности на строение или право застройки, являются, в том числе нотариально удостоверенные договоры купли-продажи, мены и дарения строений. Кроме того, данной инструкцией (§ 5) устанавливалось, что объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, из чего следует вывод о том, что регистрация производилась не только в отношении строений, но и в отношении земельных участков под ними. В процессе рассмотрения дела заявитель в порядке ст.254 ГК РФ заявитель просит удовлетворить заявленные требования.

Определением суда от 23.06.2011 г. (л.д.1) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по ПК).

В судебном заседании заявитель Дюсембеков А.А. на удовлетворении заявления настаивал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица – ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю по доверенности Глухих А.И. в судебном заседании указала, что заявление необоснованно и удовлетворению не подлежит, поскольку обжалуемый отказ вынесен органом кадастрового учета в точном соответствии с законом. Указывает, что в период составления представленных заявителем документов законодателем функции регистрации прав на объекты недвижимости и полномочия по предоставлению земельных участков осуществлялись разными государственными органами. Представленные заявителем документы не являются правоустанавливающими либо правоподтверждающими в отношении земельного участка; данные документы являются доказательством наличия прав лишь на домовладение, состоящее из жилого дома с постройками. Ранее в материалы дела представлен письменный отзыв на иск (л.д.19-22).

Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по ПК по доверенности Кузнецова С.М. полагает, что заявление удовлетворению не подлежит по основаниям, ранее указанным в письменном отзыве. В письменном отзыве (л.д.16-18) указано, что для внесения сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) необходимо, чтобы представленный в орган кадастрового учета документ соответствовал п.21 Порядка ведения ГКН; при этом необходимо учитывать, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не только основаниями для включения соответствующих сведений в ГКН, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке. В этой связи представляемые документы должны содержать описание ранее учтенного земельного участка, устанавливать либо подтверждать право на земельный участок, а также должны быть выданы уполномоченным органом, отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания. Представленные заявителем в орган кадастрового учета документы не отвечают указанным требованиям, поскольку подтверждают права на дом, и не являются документами о правах на земельный участок.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о том, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу положений правовых норм п.1 ст.45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Судом установлено следующее.

26.04.2011 г. Дюсембеков А.А. в орган кадастрового учета подал заявление (л.д.24) с просьбой о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке, представив в качестве документов-оснований регистрационное удостоверение, договор купли-продажи, выкопировку с плана города Перми.

18.05.2011 г. решением отдел кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» (л.д.6) отказал Дюсембекову А.А. во внесении сведений в ГКН. В качестве оснований для отказа указано, что представленные для внесения сведений документы не содержат каких-либо отметок о присвоении объекту недвижимости условного кадастрового номера, подтверждающего осуществление кадастрового учета, а также не содержат решения о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу.

05.04.1955 г. городским БТИ при исполнительном комитете Молотовского городского Совета депутатов трудящихся выдано регистрационное удостоверение (л.д.7), в котором указано, что по праву личной собственности за ФИО1 зарегистрировано все домовладение ..., состоящее из жилого дома с надворными постройками.

18.01.1962 г. ФИО1 принадлежащее на основании вышеуказанного регистрационного удостоверения домовладение по договору купли-продажи (л.д.8), совершенного в нотариальной форме, отчуждено в собственность ФИО2. В договоре указано, что отчуждаемое домовладение расположено на земельном участке мерою 1529 кв.м (п.1 договора).

При оценке представленных доказательств и доводов сторон суд исходит из следующего.

Правовым основанием для отказа, как следует из его содержания, является п.34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости от 04.02.2010 г. № 42. Согласно данному пункту Порядка основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются: отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом); противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости); отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном. Из мотивировочной части решения об отказе следует, что основаниями для отказа явились: 1) отсутствие в представленных документах отметок о присвоении объекту недвижимости условного кадастрового номера, подтверждающего осуществление кадастрового учета; 2) представленные документы не содержат решения о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу. В связи с оспариванием законности данного отказа, суд оценивает законность и обоснованность каждого из оснований, послуживших для его принятия.

Из буквального толкования положений правовых норм п.1, п.7 ст. 45 Закона о кадастре следует, что ранее учтенными являются: 1) объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен до дня вступления в силу закона о ГКН или в переходный период его применения либо 2) объекты, в отношении которых такой учет не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены. При этом указанные два основания для учета объектов недвижимости в качестве ранее учтенных являются самостоятельными, для постановки на учет объектов недвижимости как ранее учтенных не требуется одновременного наличия обоих оснований, достаточно установления одного из них. В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что земельный участок ... ранее кадастровый учет не проходил. Следовательно, первое основание для отказа в решении указано верно. Однако, поскольку для внесения сведений о земельном участке в качестве ранее учтенного наличие данных о ранее проведенном кадастровом учете в силу вышеуказанных причин не является безусловным, суд считает необходимым проанализировать на предмет соответствия закону второе основание обжалуемого отказа.

Положениями п.7 ст. 45 Закона о кадастре предусмотрено, если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Из содержания указанной правовой нормы следует, что при отсутствии иных, указанных в данном пункте закона документов, сведения о ранее учтенном земельном участке в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости включаются при обращении заинтересованного лица с заявлением в орган кадастрового учета, представившего в качестве основания, в частности, документ, устанавливающий либо подтверждающий право на объект недвижимости. Пунктом 21 Порядка установлен открытый перечень документов, на основании которых принимается решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке. К ним отнесены:

свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю,

государственные акты, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств,

свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";

документы, содержащие решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;

выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 г. N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок";

договоры аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;

иные документы, устанавливающие или подтверждающие право на земельный участок.

Таким образом, основанием для внесения сведений о ранее учтенном земельном участке, как следует из вышеуказанного нормативного акта, могут быть не только решения о предоставлении земельного участка на определенном виде права конкретному лицу, как указано в обжалуемом решении, но и иные документы, устанавливающие или подтверждающие права на земельный участок. При этом, как следует из решения ВС РФ от 23.03.2009 г. № ГКПИ08-2286, положения закона не ограничивают перечень правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, учитываемых при внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, эти сведения могут быть внесены на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой объект недвижимости, если этот документ выдан уполномоченным органом (организацией) в установленном законодательством порядке и содержит сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о внесении их в реестр, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 статьи 45 указанного Федерального закона, когда отсутствие в документе необходимого объема сведений не является препятствием для проведения кадастрового учета.

При анализе содержания документов, представленных заявителем в орган кадастрового учета, суд приходит к выводу о том, что данные документы не подтверждают и не устанавливают права на земельный участок ... Это обусловлено тем, что указанные документы подтверждают (регистрационное удостоверение) и устанавливают (договор купли-продажи) права на жилой дом с постройками; указание на земельный участок как самостоятельный объект каких-либо обязательственных или вещных прав в рассматриваемых документах отсутствует. При этом суд учитывает, что первичным документом, удостоверяющим возникновение права собственности на домовладение ... является регистрационное удостоверение. Все последующие документы, подтверждают (являются доказательством) переход права собственности на рассматриваемое домовладение от прежнего собственника (в том числе договор купли-продажи, на который указано заявителем), и являются производными (в отношении объекта права) от первичного правоустанавливающего документа, не могут являться основанием для возникновения прав приобретателя на иные объекты недвижимости, которые объектом права собственности прежнего правообладателя не являлись. Как указано выше, регистрационное удостоверение свидетельствует лишь о регистрации права собственности на жилой дом с постройками ..., указание на принадлежность правообладателю иного объекта права, в том числе земельного участка, данный документ не содержит. В связи с этим судом не может быть принята ссылка истца на Инструкцию о порядке регистрации строений, в § 5 которой указано, что объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, поскольку положение данной инструкции само по себе права на земельный участок не порождает, доказательств регистрации прав на указываемый заявителем земельный участок в орган кадастрового учета и в судебное заседание не представлено. Указание в последующем сторонами в тексте договора купли-продажи размера земельного участка, на котором расположен жилой дом с постройками, не может являться основанием для вывода о возникновении прав покупателя на данный участок, поскольку предметом договора является дом с постройками, а не земельный участок, доказательств принадлежности указанного участка продавцу заявителем также не представлено. По этим же основаниям не может быть принята судом ссылка заявителя на Инструкцию по проведению технической инвентаризации строений. Кроме того, в § 3 данной инструкции, указано, что одновременно с инвентаризацией строений и относящихся к ним земельных участков и текущей регистрацией изменений в домовом фонде производится их правовая регистрация, заключающаяся в выявлении (на основании оформленных в установленном законом порядке документов) владельцев строений и пользователей участков и в установлении характера и объема права владения и пользования. Из содержания данного положения инструкции следует, что правовая регистрация должна была осуществляться на основании оформленных в установленном порядке документов. В противном случае при отсутствии указанных в § 3 документов или заверенных с них копий, непосредственно подтверждающих право владения строениями и право землепользования, владельцам строений и землепользователям необходимо было в кратчайший срок восстановить документацию на право владения строениями и пользования земельными участками в порядке, установленном Инструкцией НККХ и НКЮ РСФСР N 506 (Б-И-7 от 5 октября 1942 г.) "О порядке восстановления документации на право владения строениями и пользования земельными участками в местностях, где указанная документация утрачена в связи с условиями военной обстановки" (§ 4 инструкции).

Суд считает необходимым также указать, что на дату выдачи регистрационного удостоверения, а также в период выдачи платежных документов с 1939 по 1954 год, указанных в качестве оснований регистрации права в регистрационном удостоверении, законодателем были предусмотрены (ЗК Р.С.Ф.С.Р., "Общие начала землепользования и землеустройства",утв. Постановлением ЦИК СССР от 15.12.1928, Постановление СНК РСФСР от 22.05.1940 N390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках", Указ от 26.08.1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» и др.) порядок предоставления земельных участков под индивидуальные жилые дома и определены органы, обладающие данными полномочиями, в перечень которых организации БТИ не были включены. В связи с этим оснований считать, что заявителем в орган кадастрового учета представлены документы, подтверждающие либо удостоверяющие права на земельный участок ..., выданные уполномоченными органами, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Дюсембекову А.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от 18.05.2011 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке по адресу: ... - отказать.

Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья Л.Н.Варова