Дело №2-2825/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 июля 2011 года, город Пермь Дзержинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Варакшиной Т.Е., при секретаре Бабушкиной Т.Д., с участием представителей заявителя Поляк А.В. - Панькова А.В., Жуковой М.С.. Соловьева Д.В., действующих на основании доверенности ... удостоверенной и.о. нотариуса г. Перми Елоховой Ю.Е.. .... представителей ООО «...» - Панькова А.В., Соловьева Д.В.. действующих на основании доверенности ..., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Поляк А.В. о признании недействительным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в согласовании местоположения границ земельного участка возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов путем согласования местоположения границ земельного участка, расположенного Адрес в соответствии с межевым планом, У С Т А Н О В И Л: Поляк А.В. является собственником квартиры ... в многоквартирном жилом доме Адрес. Поляк А.В. обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в согласовании местоположения границ земельного участка, ...; о возложении обязанности на Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить нарушение его прав и законных интересов путем согласования местоположения границ земельного участка ... в соответствии с приложенными в межевом плане координатами. В обоснование предъявленных требований указал, что является собственником квартиры ... многоквартирного жилого дома .... В целях проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю». В постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости решением ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» ... отказано, поскольку местоположение границ земельного участка (точки н1-21) не согласовано в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Выполняя рекомендации Земельной кадастровой палаты опубликовал в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь объявление о согласовании границ земельного участка и направил межевой план участка на согласование в Департамент земельных отношений администрации г. Перми. Письмом № Департамент земельных отношений отклонил от согласования местоположение границ земельного участка по указанному адресу, поскольку местоположение границ земельного участка, сформированного в соответствии с приложенными в межевом плане координатами, не соответствует местоположению границ земельного участка, предусмотренного проектом межевания территории квартала №, утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 23.07.2009 года № 478. Отказ в согласовании местоположения границ земельного участка противоречит нормам действующего законодательства, препятствует в оформлении прав на земельный участок. В судебное заседание заявитель не явился, о дне слушания дела извещен, судебное заседание просит провести в его отсутствие. Представители заявителя, в судебном заседании, предъявленные требования поддержали, дали пояснения аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что земельный участок с кадастровым № находится в составе земельного участка ... в жилом районе Железнодорожный Дзержинского района г. Перми, его границы (точки н 1 -21) строго соответствуют координатам точек, указанных в проекте планировки и межевания квартала № в жилом районе Железнодорожный Дзержинского района г. Перми, утвержденным Постановлением администрации г. Перми от 23.07.2009 года № 478, следовательно, при выявлении тождества границ участка, имеющихся в межевом плане и в документации по планировке территории, департамент земельных отношений обязан был согласовать межевой план участка, поскольку именно данный проект межевания является основанием для формирования застроенного участка. Доводы департамента земельных отношений о несоответствии местоположения границ земельного участка не мотивированы, не указано, координаты каких именно точек участка не соответствуют проекту межевания квартала, и в чем состоит это несоответствие. Из содержания оспариваемого письма невозможно установить, какие именно нарушения при определении границ земельного участка допущены кадастровым инженером, что нарушает принцип законности, обоснованности ненормативных актов государственных и муниципальных органов, а также принцип правовой определенности. Отказ департамента земельных отношений в согласовании межевого плана создает препятствие в реализации права заявителя на земельный участок. Представители ООО «...» в судебном заседании пояснили, что границы участка в точках н 1 -21 установлены администрацией г. Перми при утверждении проекта планировки и межевания квартала ... в жилом районе Железнодорожный Дзержинского района г. Перми Постановлением администрации г. Перми от 23.07.2009 года № 478. имеющиеся в межевом плане координаты данных поворотных точек соответствуют вышеуказанному проекту планировки и межевания квартала ... в жилом районе Железнодорожный Дзержинского района г. Перми. Представитель Департамента земельных отношений администрации г. Перми в суд не явился, извещен (л.д.41-42). Суд. выслушав лиц. участвующих в деле. исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу. Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются (части 1 и 2). Согласно пунктам 3. 4 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В пунктах 66 - 68 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определена правовая позиция о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, и способах защиты таких прав, в том числе разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться с иском об установлении границ земельных участков, а также с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, а также предшествующих распоряжению земельным участком действий, в частности, об оспаривании решений о предоставлении земельного участка для строительства. На основании п. 8 ст. 11.2. ЗК РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке. Материалами дела установлено, что в соответствии с Положением об адресном реестре города Перми, утвержденным постановлением администрации города Перми от 06.04.2009 года № 191 «Об адресном реестре города Перми». 1-этажный жилой дом (лит. А) общей площадью ... кв. м в Дзержинском районе ... в отношении данного объекта следует считать недействительными (л.д.23). Постановлением администрации г. Перми от 23.07.2009 года № 478 утвержден проект планировки в части установления красных линий и проекта межевания квартала ... в жилом районе Железнодорожный Дзержинского района г. Перми (л.д. 10). Поляк А.В. является собственником квартиры № в многоквартирном жилом доме Адрес (л.д.8). Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Адрес. Перми на совершение действий связанных с формированием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. уполномочен Соловьев Д.В.. выдана нотариально удостоверенная доверенность. В результате выполнения кадастровых работ, в связи с формированием земельного участка, Адрес был изготовлен межевой план земельного участка, определены границы (л.д. 11-14). При обращении в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым №, Адрес в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости отказано, рекомендовано провести процедуру согласования границ земельного участка (точки н1-21) в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Письмом № Департамент земельных отношений администрации г. Перми отклонил от согласования местоположение границ земельного участка по указанному адресу (л.д.7), указав, что местоположение границ земельного участка, сформированного в соответствии с приложенными в межевом плане координатами, не соответствует местоположению границ земельного участка, предусмотренного проектом межевания территории квартала №. утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 23.07.2009 года № 478. В ст.36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь в собственности землю. Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах. Основные принципы земельного законодательства закреплены в статье 1 Земельного кодекса РФ. В п.5 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно статье 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3); для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36). Земельные участки выделяются, формируются из земли как несоздаваемого и непотребляемого природного ресурса. Формирование участка осуществляется посредством землеустройства и кадастрового учета в соответствии со ст. 261 ГК РФ, ст. 68 - 70 ЗК РФ. Федеральными законами "О государственном кадастре недвижимости». "О землеустройстве". Земельный участок всегда индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общий размер, границы и местоположение. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Согласно Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков осуществляется по конкурсу (аукциону), кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством (ст.38 ЗК РФ). Одним из таких случаев является исключительное право собственника недвижимого имущества на приобретение земельного участка, на котором указанное имущество располагается (ст. 36 ЗК РФ). В соответствии с абз. 2 ч.1 ст.36 ЗК РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Поскольку данное право является исключительным, то никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением. Статьей 36 Земельного кодекса РФ определяются условия предоставления земельных участков с расположенной на них недвижимостью, на которую приобретатель земельного участка обладает теми или иными установленными правами. Помимо Земельного Кодекса РФ. приобретение прав на земельный участок при приобретении права собственности на недвижимое имущество урегулировано ст. 552 ГК РФ. Смысл исключительного права на приватизацию земельных участков которое имеют граждане - собственники зданий, строений, заключается в их преимущественном праве на приобретение (закрепление) в собственность земельного участка, на котором расположена указанная недвижимость. При этом данное право распространяется не только на часть земельного участка под недвижимостью и предназначенную для его обслуживания в соответствии с установленными градостроительными и иными нормами, но и на все землевладение в определенных границах. Это подтверждается и условием определения границ земельного участка на основании абзаца 2 п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ. в соответствии с которой границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка. В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет образуемых земельных участков осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета соответствующего заявления и межевого плана. В п. 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее - Требования), приведен перечень документов, используемых для подготовки межевого плана и включаемых в состав его приложения. Согласно данного пункта в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); документация по планировке территории (проекты межевания территорий). Согласно ч. 10 ст. 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства. лесного законодательства. водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа. Согласно п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов. Частями 7 и 9 статьи 38 названного Закона о кадастре предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части; при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; _ 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов. Судом установлено, что земельный участок с кадастровым № находится в составе земельного участка № в квартале № в жилом районе Железнодорожный Дзержинского района г. Перми, и его границы (точки н 1 -21) строго соответствуют координатам точек, указанных в проекте планировки и межевания квартала № в жилом районе Железнодорожный Дзержинского района г. Перми, утвержденным Постановлением администрации г. Перми от 23.07.2009 года № 478, следовательно, при выявлении тождества границ участка, имеющихся в межевом плане и в документации по планировке территории препятствий для согласования департаментом земельных отношений администрации г. Перми межевого плана земельного участка не имеется, поскольку именно данный проект межевания является основанием для формирования указанного застроенного участка. При изготовлении межевого плана кадастровый инженер на основании ст. 38 Закона о кадастре, местоположение границ участка определил исходя из сведений, содержащихся в проекте планировки и межевания квартала № в жилом районе Железнодорожный Дзержинского района г. Перми, утвержденным Постановлением администрации г. Перми от 23.07.2009 года№ 478. Ответ департамента земельных отношений администрации г. Перми о несоответствии местоположения границ земельного участка, указанных в межевом плане, в соответствии с приложенными в межевом плане координатами, местоположению границ земельного участка, предусмотренного проектом межевания территории квартала .... утвержденного постановлением администрации г. Перми от 23.07.2009 года № 478 не содержит указаний на координаты точек земельного участка не соответствующих проекту межевания квартала, и в чем именно состоит несоответствие. Оценив собранные по делу доказательства, учитывая, требования действующего законодательства, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, исключительное право заявителя на земельный участок. поскольку действующим законодательством не установлено указанных выше оснований для отказа в согласовании местоположения границ земельного участка, суд считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ. суд РЕШИЛ: Требования Поляк А.В. удовлетворить. Признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в согласовании местоположения границ земельного участка, расположенного Адрес недействительным. Обязать департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить нарушение прав и законных интересов Поляка А.В. путем согласования местоположения границ земельного участка, расположенного Адрес в соответствии с межевым планом. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Т.Е.Варакшина