Решение Именем Российской Федерации 13 декабря 2011 года г.Пермь Дзержинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., при секретаре Поповой К.А., с участием истца Григорьева П.И., представителя ответчика ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю по доверенности Зотовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Григорьева П.И. к ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю» о признании решения незаконным, установил: Григорьев П.И. обратился с заявлением о признании незаконным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № от ... в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... Заявление мотивирует тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью ... кв.м по адресу: ... с кадастровым № с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. После проведения межевых работ действительная площадь участка составила ... кв.м. Разница в площадях земельного участка составила ... кв.м, что является допустимым. ... истец обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» с заявлением осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым № в связи с уточнением местоположения границы участка и изменением его площади. ... ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» (далее – Учреждение) письмом № отказало в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по причине того, что уточнение площади не может превышать 10 % от декларативной площади участка, указанной в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН). Принятое решение заявитель считает незаконным, нарушающим его права, предусмотренные гражданским и земельным законодательством. Со ссылкой на правовые нормы п.1 ч.5 ст.27 закона «О государственном кадастре недвижимости», ст.33 ЗК РФ, Решение Земского собрания Пермского района № 395 от 27.09.2006 года, истец просит удовлетворить его требования. В судебном заседании истец Григорьев П.И. на удовлетворении заявления настаивает по основаниям, указанным в иске. Представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю по доверенности Зотова Т.А. полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Заявлено о применении трехмесячного срока исковой давности, предусмотренного ч.1 ст.256 ГПК РФ. В отзыве указано, что при принятии оспариваемого решения Учреждение руководствовалось требованиями действующего законодательства. Ст.33 ЗК РФ устанавливает порядок определения предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. При этом на иные правоотношения, связанные с реализацией собственником своих прав по распоряжению, владению и пользованию земельными участками, включая и образование земельных участков, действие норм ст.33 ЗК РФ не распространяется. В связи с этим применение установленных предельных размеров земельных участков, определенных нормами земельного законодательства и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, возможно только на момент «первоначального» предоставления земельного участка в собственность граждан. Поэтому при поступлении в орган кадастрового учета заявления об осуществлении ГКУ изменений объекта недвижимости в связи с уточнением границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении ГКУ, если в результате данного ГКУ площадь этого земельного участка, определенная с учетом требований, установленных Законом о кадастре, будет больше площади, сведения о которой относительно этого участка содержатся в ГКН на величину более, чем 10 %. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о том, что заявление обоснованно и подлежат удовлетворению. В соответствии с п.п.1 п.5 ст. 27 закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно п.1, п.2 ст.33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются: федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований. Законом Пермской области № 965-193 от 02.09.2003 г. установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для садоводства, огородничества и дачного строительства: максимальный размер - 0,5 га; минимальный размер - 0,06 га. Решением Земского собрания Пермского района № 395 от 27.09.2006 года минимальный размер земельного участка для предоставления гражданам в собственность для целей ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктах установлен в пределах 0, 06 га (600 кв.м). Судом установлено следующее. Григорьеву П.И. (истец) на праве собственности принадлежит земельный участок площадью ... (л.д.23 свидетельство о праве собственности на землю, выдано ...). Из кадастровой выписки от ... (л.д.22) следует, что земельный участок с разрешенным использованием для ведения личного хозяйства площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ... поставлен на кадастровый учет ..., ему присвоен кадастровый №. В графе 16 «особые отметки» кадастровой выписки указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. ... кадастровым инженером по заданию заявителя подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым № (л.д.7-21). В результате проведения кадастровых работ площадь данного участка составила ... кв.м. ... истцом в орган кадастрового учета подано заявление с просьбой осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении земельного участка с кадастровым № в связи с уточнением местоположения границы и площади участка, представлен в качестве документов-оснований межевой план. ... решением № отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» (л.д.6) отказано истцу в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что в результате кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований (... кв.м), больше площади, сведения о которой относительно этого участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (... кв.м), на величину более, чем 10 % площади (... кв.м). Отказ мотивирован тем, что ст.33 ЗК РФ и принятыми в ее развитие нормативными правовыми актами органов местного самоуправления установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. На иные правоотношения, связанные с реализацией собственником своих прав по распоряжению, владению или пользованию земельными участками, включая и уточнение площади земельных участков, действие норм ст.33 ЗК РФ не распространяется. При оценке представленных доказательств и доводов сторон суд исходит из следующего. Суд не находит оснований согласиться с доводами Учреждения, указанными в оспариваемом отказе, о том, что в данном случае не подлежат применению нормативные акты, принятые в пределах предоставленной компетенции уполномоченными органами субъекта РФ и местного самоуправления в части установления минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, по мотиву того, что в сферу их правового регулирования не входят вопросы возможного увеличения границ земельного участка при осуществлении ГКУ его изменений. Это обусловлено тем, что в рассматриваемом случае Учреждение принимает решение о проведении (отказе в проведении) ГКУ изменений земельного участка на основании нормы п.п.1 ч.5 ст.27 Закона о кадастре, которая носит бланкетный (отсылочный) характер и допускает возможность увеличения площади земельного участка на величину предельного минимального размера, установленного в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения. В данном случае, с учетом характера правовой нормы ст.27 Закона о кадастре, ее отсылки к иным нормативным актам исключительно в части определения допустимого размера земельного участка, Учреждение при проведении ГКУ изменений земельного участка не должно оценивать предмет регулирования нормативных актов публичных собственников, допустимость их применения в данной части определена ст.27 Закона о кадастре. Кроме того, каких-либо исключений из общего правила решение Земского собрания Пермского района № 395 от 27.09.2006 года в части установления допустимых предельных размеров земельных участков для определенного вида разрешенного использования не содержит. В связи с этим решение органа кадастрового учета об отказе во внесении изменений в ГКН в отношении земельного участка не может быть признано законным и обоснованным. Суд не находит оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям срока исковой давности, поскольку заявление подано истцом и рассмотрено судом в порядке искового производства, поэтому в данным правоотношениям применим общий срок исковой давности в три года (ст.196 ГК РФ), который на момент рассмотрения иска не пропущен. На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ суд решил: Признать незаконным решение отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от ... № об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... На решение суда в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми. Судья Л.Н.Варова