Прочие исковые дела (2-3375/2011)



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ 2-3375/11

Именем Российской Федерации

25 ноября 2011 года

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Поморцева С.А.

при секретаре Патрушевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лепехина Г. В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка,

установил:

Лепехин Г.В. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного Адрес, с учетом уточнения площади ...., выявленной в результате межевания; возложении на ответчика обязанности произвести согласование местоположения границ данного земельного участка.

В обоснование иска Лепехин Г.В. указывает на то, что является собственником жилого дома Адрес .... Расположенный под этим домом земельный участок был предоставлен в бессрочное пользование по договору под строительство индивидуального жилого дома. В настоящее время имеется свидетельство о государственной регистрации права ....

В правоустанавливающих документах площадь земельного участка указана ... кв.м. Фактически занятая величина площади земельного участка составляет ... кв.м., величина расхождения – ... кв.м.

Межевой план, составленный инженером ООО «...», подготовленный в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, был направлен в ДЗО администрации г. Перми для согласования. В согласовании границ ответчиком было отказано, в связи с несоответствием площади земельного участка, находящегося в собственности Лепехина Г.В. площади, указанной в межевом плане.

Отказ ДЗО администрации г. Перми в согласовании границ земельного участка истец полагает незаконным, поскольку межевание было проведено в связи с отсутствием достоверных сведений о местоположении границ занимаемого земельного участка. Процедура межевания соблюдена. Уточнение площади земельного участка допускается на величину не более, чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. ... При уточнении границ земельного участка разница с фактически используемым истцом земельным участком составила ... кв.м, что не превышает предельного минимального размера земельного участка.

В судебном заседании представитель истца Касницкая И.Г., по доверенности ..., исковые требования поддержала, подтвердила доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Лепехин Г.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Департамент земельных отношений администрации г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителя в судебное заседание не направил, просят в иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 50-52). В письменном отзыве указывают на то, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок (свидетельстве о праве собственности), в связи с чем, земельный участок должен быть сформирован площадью ... кв.м., а земельный участок площадью ... кв.м. только как дополнительный.

ФБУ «Кадастровая палата Пермского края» о времени и месте судебного заседания извещены, просят о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Заслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в части.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.

Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В силу п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Во исполнение п. 1 ст. 36 ЗК РФ решением Пермской городской Думы № 260 от 23.10.2007 утвержден «Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми» (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2.1, 2.2., Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (далее - заявители), обращаются с заявлением в уполномоченный орган в сфере земельных отношений. Заявление должно быть подписано лично гражданином, представителем юридического лица, имеющим право действовать без доверенности, либо уполномоченным лицом. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, вид и срок испрашиваемого права на землю, приложены необходимые документы.

Согласно п. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Судом установлено, что Лепехин Г.В. является собственником земельного участка общей площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под индивидуальный жилой дом, расположенного Адрес. Свидетельство о государственной регистрации права Лепехина Г.В. на указанный земельный участок выдано Дата (л.д. 8).

Изначально этот земельный участок предоставлен Лепехину В.П. на основании договора о предоставлении этого земельного участка в бессрочное пользование ... под возведение одноэтажного жилого дома на праве бессрочного пользования с указанием границ.... В договоре о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование земельного участка приложением указаны земельный план и проект застройки (л.д. 9-10).

Расположенный на данном земельном участке жилой дом принадлежит Лепехину Г.В. на праве собственности (л.д. 11).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке ..., участок находится на землях населенных пунктов, разрешенное его использование – под индивидуальный жилой дом, ..., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, графические сведения, обременения и части земельного участка, сведения об уточнении границ и поворотных точек границ земельного участка отсутствуют (л.д. 12).

По заказу Лепехина Г.В. ООО «...» ... были проведены кадастровые работы и составлен межевой план земельного участка Адрес. Площадь земельного участка была определена ... По сведениям государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка составляет ... кв.м. (л.д. 13-27).

Письмом ДЗО администрации г. Перми ... в согласовании местоположения границ земельного участка Адрес, ООО «...» было отказано со ссылкой на п. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с тем, что площадь земельного участка, указанная в межевом плане ... кв.м., не соответствует площади земельного участка в соответствии с приложенными в межевом плане координатами – ... кв.м (л.д. 7-8).

Документы об установлении границ земельного участка на местности при его предоставлении Лепехину В.П. отсутствуют. Доказательств тому, что границы этого земельного участка были определены изначально, при разбирательстве дела не представлено.

При постановке земельного участка на кадастровый учет графические сведения, обременения и части земельного участка отсутствовали, поворотные точки границ земельного участка установлены не были, что подтверждается кадастровой выпиской Дата (л.д. 12).

При таком положении, суд приходит к выводу о невозможности установления местоположения границ земельного участка из правоустанавливающих документов ввиду отсутствиям документов, указанных как приложение к договору о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома .... В связи с чем, границы этого земельного участка определены кадастровым инженером с учетом фактического использования участка Лепехиным Г.В. и отражены в соответствующем межевом плане (как существующие на местности длительное время).

В связи с чем, в соответствии с положениями ст.ст. 27, 38, 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» истец, являясь собственником земельного участка, вправе требовать установление его границ.

Границы участка определены в установленном порядке при формировании межевого плана.

Спор о праве на фактически используемый Лепехиным Г.В. земельный участок отсутствует.

В связи с чем, суд приходит к выводу о незаконности отказа Департамента земельных отношений в согласовании границ земельного участка.

Увеличение площади земельного участка истца не превышает предусмотренный законом минимальный размер земельного участка, который может быть предоставлен гражданам в собственность. С учетом площади фактического землепользования ... кв.м, отсутствии спора о праве со стороны собственников сопредельных территорий, в том числе муниципалитета, отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в согласовании границ земельного участка не может быть признан обоснованным по причине безмотивности.

Ссылка ДЗО администрации г. Перми на то, что фактическая площадь в межевом плане не соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах, не может быть признана достаточным основанием для отказа в согласовании границ земельного участка. Отказ ДЗО не содержит сведений о том, что фактически занимаемый истцом земельный участок находится в различных территориальных зонах, в том числе частично на землях общего пользования (дорога, инженерные объекты и т.п.). Увеличение площади земельного участка на ... кв.м при определении его границ не противоречит требованиям ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», решению Пермской городской Думы от 08.11.2005 г., изменение площади участка не превышает предельно допустимую в данном случае - ... кв.м.

Поэтому суд приходит к выводу, что отказ ДЗО администрации г. Перми в согласовании границ земельного участка Адрес, следует признать незаконным.

Вместе с тем, отсутствуют правовые основания для возложения на ДЗО администрации г. Перми обязанности произвести согласование местоположение границ земельного участка. Согласование местоположения границ земельного участка осуществляется уполномоченным на то органом местного самоуправления в установленном законом порядке с соблюдением всех необходимых для этого условий. Признание незаконным отказа в данном случае не влечет безусловное возложение на ответчика обязанности произвести согласование местоположения границ земельного участка. В удовлетворении этого требования следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 234-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в согласовании Лепехину Г. В. местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ... расположенного Адрес, с уточнением площади указанного земельного участка ....

Отказать в удовлетворении требования об обязании Департамента земельных отношений администрации г. Перми произвести согласование Лепехину Г. В. местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного Адрес, с учетом уточнения площади ....

Ответчик вправе подать в Дзержинский районный суд г. Перми заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья