Трудовые споры: - о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей (2-3311/2011)



Дело № 2-3311-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011 г. г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе судьи Опалевой Т.П.,

при секретаре Мартюшевой Г.Н.,

с участием истца Николаевой Л.Л., ее представителя Кашиной М.В.,

представителя ответчика Колесниченко А.П.

представителя третьего лица Крашенинниковой С.А.,

рассмотрев гражданское дело по иску Николаевой Л.Л. к юр.лицо1

о взыскании денежной суммы в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, об отмене дисциплинарного взыскания, о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Николаева Л.Л. обратилась в суд с иском к юр.лицо1 о взыскании расходов в сумме ... руб. ... коп. связи с возмещением вреда, причиненного ее здоровью вследствие производственной травмы, в том числе расходов по приобретению лекарств в сумме ... руб. ... коп., расходов на оплату проезда к месту лечения в сумме ... рублей, расходов на дополнительное питание в размере ... рублей. Травма в виде ... была получена ею при исполнении трудовых обязанностей, поэтому работодатель обязан возместить ей дополнительные расходы, связанные с восстановлением здоровья. Николаева Л.Л. просила также отменить дисциплинарное взыскание в виде замечания, наложенное на нее приказом от Дата за нарушение Правил пожарной безопасности, так как она не являлась лицом, ответственным за пожарную безопасность, работодатель не проводил в отношении нее противопожарный инструктаж, не направлял на обучение по предупреждению и тушению пожаров, не передавал ей огнетушители, никаких указаний по ведению журнала учета огнетушителей она также не получала. В связи с травмой, полученной на производстве, истец испытала физическую боль, ей понадобилось длительное время для восстановления здоровья, в связи с переломом руки она не могла вести привычный образ жизни. Кроме того, работодатель уклонялся от составления акта формы Н-1 о несчастном случае на производстве, длительное время не оплачивал ей период временной нетрудоспособности, отказался оплатить лекарства, расходы на проезд в лечебное учреждение и расходы на кальцийсодержащие продукты, в результате чего она перенесла нравственные страдания. Незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности ей также причинен моральный вред. Общую суму компенсации морального вреда, который причинен ей неправомерными действиями работодателя, она оценивает в ... рублей и просит взыскать данную сумму с ответчика.

В судебном заседании истец и ее представитель на иске настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика юр.лицо1 иск не признал, считает, что истцом не доказано, что расходы на лекарства и проезд в лечебные учреждения она понесла именно в связи с производственной травмой, а не иными заболеваниями, доказательств того что ей требовалось особое питание не представлено. Дисциплинарное взыскание в виде замечания применено работодателем правомерно, так как ответственность за соблюдение на складе правил пожарной безопасности была возложена на Николаеву Л.Л. должностной инструкцией. Поскольку работодатель не совершал в отношении Николаевой Л.Л. каких-либо неправомерных действий, то основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.

Представитель третьего лица Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ пояснил, что юр.лицо1 не зарегистрировано в Пермском региональном отделении как страхователь, поэтому данное отделение не выступает страховщиком и не может производить каких-либо выплат в связи с производственной травмой Николаевой Л.Л. Степень тяжести вреда, причиненного здоровью Николаевой Л.Л., является легкой, поэтому дополнительные расходы на лечение не возмещаются Фондом социального страхования РФ. Возмещение морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве, осуществляется причинителем вреда.

Заслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений;

оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На основании ст. 227 ТК РФ расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности, либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:

в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы,

при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.

В соответствии со ст.ст. 228, 229 ТК РФ при несчастных случаях, указанных в статье 227 настоящего Кодекса, работодатель (его представитель) обязан:

немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;

сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);

немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе;

принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой.

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек.

В соответствии со ст.ст. 229.1, 229.2, 230 ТК РФ расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней.

При расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.

Материалы расследования несчастного случая включают:

приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы;

документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;

протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;

экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;

медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего,

другие документы по усмотрению комиссии.

По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой потерю трудоспособности работника на срок не менее одного дня, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой.

Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему.

В соответствии со ст. ст. 232,233 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Судом установлено, что юр.лицо1 как юридическое лицо зарегистрировано в Адрес. В Адрес располагалось обособленное структурное подразделение юр.лицо1. Николаева Л.Л. работала по трудовому договору, заключенному с работодателем Дата, заведующей складом обособленного подразделения юр.лицо1 (л.д.7). В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка ей был установлен нормированный рабочий день с 9 часов до 18 часов (л.д.45).

Дата после проведения проверки юр.лицо1 пожарной инспекцией, руководитель обособленного подразделения ФИО1 дала устное распоряжение заведующей складом Николаевой Л.Л. о том, что она должна Дата с 10 часов пройти обучение по пожарной безопасности в юр.лицо2 по адресу Адрес. Дата Николаева Л.Л. пришла на работу на склад по Адрес, дала указания кладовщикам, проверила документы и в 9 часов 15 минут вышла из здания, чтобы пойти на трамвайную остановку. Выйдя из здания и пройдя 4 метра, она поскользнулась, упала, почувствовала боль в руке. В травмпункте юр.лицо3 ей был установлен диагноз перелом левой лучевой кости без смещения. По степени тяжести повреждения здоровья травма является легкой. Данные обстоятельства установлены комиссией по расследованию несчастного случая на производстве, изложены в акте формы Н-1, составленном Дата Причиной несчастного случая явилось неудовлетворительное состояние территории. Лицом, допустившим нарушение требований охраны труда, признан генеральный директор юр.лицо1 ФИО2, который не обеспечил безопасность работников при эксплуатации здания. Первоначально в акте о несчастном случае на производстве была отмечена грубая неосторожность пострадавшей Николаевой Л.Л., степень ее вины определена в размере ...%. В последующем данное указание из акта исключено (л.д.48-50, 57-83, 93).

Акт о несчастном случае не производстве вручен Николаевой Л.Л. лишь Дата

Николаева Л.Л. была нетрудоспособна и проходила лечение в период с Дата по Дата После окончания лечения в течение пяти недель ей был противопоказан труд с подъемом и переносом тяжестей весом более 5 кг (л.д.56, 17-18).

В период лечения Николаевой Л.Л. назначались лекарственные препараты ... (стоимость ... рубля), ... (стоимость ... рублей), сермион (стоимость ... рублей), октолипен (стоимость ... рублей ... коп.), ... (стоимость ... рублей), для прохождения физиотерапевтических процедур - ... (общая стоимость ... руб. ... коп.) (л.д.19, 41, 112-116, медицинская карта амбулаторного больного Николаевой Л.Л. из юр.лицо3). Всего Николаевой Л.Л. были приобретены по назначению врача лекарственные препараты на общую сумму ... рубля ... коп. Данные расходы были произведены Николаевой Л.Л. в связи с лечением травмы, полученной на производстве, при исполнении трудовых обязанностей, поэтому работодатель обязан возместить ей данные расходы. Истцом заявлены требования о взыскании расходов на приобретение лекарств в сумме ... руб. ... коп., в соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд удовлетворяет иск в пределах заявленной суммы.

Николаевой Л.Л. также представлены проездные документы на автобус в количестве ... штук по цене ... рублей на общую сумму ... рублей (л.д.110-111). Дата реализации ... проездных документов соответствует периоду лечения Николаевой Л.Л. Проездные документы и не могут быть приняты судом как доказательства в обоснование заявленных истцом требований, так как были выданы перевозчикам Дата и Дата, т.е. после окончания Николаевой Л.Л. лечения. Таким образом, расходы на проезд в лечебное учреждение на прием к врачу, а также для прохождения физиотерапевтических процедур, назначенных врачом, суд относит к расходам, связанным с восстановлением здоровья, подлежащим взысканию с ответчика в пользу Николаевой Л.Л.

Истцом не представлено доказательств того, что врачом ей была назначена кальцийсодержащая диета, не представлено доказательств того, что ею приобретались определенные продукты в связи с данным назначением, поэтому во взыскании расходов на дополнительное питание в размере ... рублей ей должно быть отказано.

В связи с тем, что Николаева Л.Л. перенесла физическую боль в связи с полученной травмой, в течение ... дней была нетрудоспособна, не могла подымать тяжести в течение длительного времени в связи с чем был нарушен ее привычный образ жизни, а также принимая во внимание, что вина работодателя в получении травмы установлена актом о несчастном случае на производстве, то суд считает, что Николаева Л.Л. имеет право на взыскание с юр.лицо1 компенсации морального вреда. Также суд учитывает, что акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 был составлен ответчиком только после направления Государственной инспекцией труда в Пермском крае предписания об устранении нарушений трудового законодательства об охране труда (л.д.14), что повлекло задержку оплаты листа нетрудоспособности, является нарушением прав истца и дает ей право на взыскание с работодателя компенсации морального вреда. В связи с тем, что истец не представила каких-либо доказательств в обоснование значимости тех нравственных и физических страданий, которые она перенесла в связи с полученной травмой, то суд определяет ко взысканию с работодателя компенсацию морального вреда в сумме ... рублей.

В соответствии со ст.ст.192, 193 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Судом установлено, что должностной инструкцией на заведующую складом Николаеву Л.Л. была возложена обязанность следить за наличием и исправностью противопожарных средств, состоянием помещений склада, оборудовании и инвентаря (л.д.94-96). С должностной инструкцией Николаева Н.Н. была ознакомлена.

При проведении Дата прокуратурой Адрес проверки склада юр.лицо1, расположенного по Адрес, были выявлены следующие недостатки: не заполнен журнал учета огнетушителей, отсутствует нумерация огнетушителей, доступ к огнетушителю в складском помещении ограничен, огнетушитель заставлен коробками, проходы в складском помещении составляют менее 1 метра. Руководителю юр.лицо1 направлено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и предписано привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д.84-85).

Приказом от Дата Николаевой Л.Л. было объявлено замечание (л.д.25). Суд не находит оснований для отмены данного дисциплинарного взыскания. Обязанность по соблюдением Правил пожарной безопасности на складе была возложена на Николаеву Л.Л. должностной инструкцией, из показаний свидетеля ФИО1 (руководителя обособленного подразделения) следует, что огнетушители имелись на складе. Правила пожарной безопасности являются общедоступным нормативным актом. Николаева Л.Л. будучи ответственной за противопожарное состоянии склада, должна была запросит Правила пожарной безопасности у работодателя, либо потребовать направления ее на соответствующее обучение. Поскольку ею этого не было сделано, то это не освобождает ее от дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, которое было выявлено при проведении прокурорской проверки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Взыскать с юр.лицо1 в пользу Николаевой Л.Л. стоимость лекарственных препаратов в сумме ... рубль ... коп., стоимость проезда в лечебные учреждения в сумме ... рублей, компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

В удовлетворении остальной части иска Николаевой Л.Л. к юр.лицо1 об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного приказом от Дата, во взыскании остальной части расходов на проезд к месту лечения, расходов на дополнительное питание, - отказать.

Взыскать с юр.лицо1 в доход бюджета государственную пошлину в сумме ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня составления его в окончательной форме.

Судья Опалева Т.П.