Иски физических лиц к Пенсионному фонду РФ (2-187/2012)



Дело № 2-187/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2012 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

Председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Васильевой Н.В.,

с участием представителя истца Мокрушина А.А., представителя ответчика Алыповой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богодвид С. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми о признании незаконным решения комиссии, обязании засчитать в специальный стаж периоды работы,

установил:

Богодвид С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (далее ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата в части отказа Богодвид С.В. в зачете периодов работы, дающих право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: Дата, а также периодов работы в должности преподавателя "Учреждение 1": Дата, в том числе в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Истец просит обязать ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми включить указанные выше спорные периоды работы Богодвид С.В. в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а также просит включить в специальный стаж периоды работы Дата, назначив пенсию с 08.02.2011 года по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».

Богодвид С.В. просит рассматривать дело без ее участия, на иске настаивает. Представитель истца в судебном заседании подтверждает обстоятельства, изложенные в заявлении, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми в суде с иском не согласна по основаниям, изложенным в решении комиссии.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица департамент образования администрации г. Перми, просит рассматривать дело без участия своего представителя.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, огласив показания допрошенных свидетелей, отказное пенсионное дело Богодвид С.В., суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми от Дата Богодвид С.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 в связи с отсутствием требуемого стажа, специальный стаж составил 11 лет 10 мес. 05 дней. При определении права Богодвид С.В. на досрочное назначение пенсии по старости были исключены периоды работы в "Учреждение 2" (нет отработанных педчасов) в период Дата, Дата (учебный отпуск в "Учреждение 3"). Периоды работы в должности педагога-концертмейстера "Учреждение 1": Дата (курсы), в должности педагога Дата (командировка), Дата (курсы), а также периоды работы в должности преподавателя "Учреждение 1": Дата (на Дата отсутствует специальный стаж не менее 16 лет 08 месяцев), также не были включены в стаж периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 3 ст. 28 этого Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 N 463, а периоды работы после 01.11.1999, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067.

Раздел "Наименование должностей" Списков 1991 года предусматривал включение в специальный стаж педагогической деятельности работу в должности преподавателя, раздел "наименование учреждений" предусматривал внешкольные учреждения. Согласно Примерному перечню внешкольных учреждений, утвержденного приказом Гособразования СССР от 23.04.1990 N 280 музыкальные школы отнесены к категории внешкольных учреждений.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при рассмотрении вопросов о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в служебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности также в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Как следует из записей в трудовой книжке, Богодвид С.В. Дата работала в "Учреждение 3". С Дата приняла на работу в "Учреждение 4" в должности концертмейстера, где проработала до Дата. С Дата работала в должности концертмейстера педагога в "Учреждение 1". В период Дата работала по совместительству в должности преподавателя в "Учреждение 1". С Дата по настоящее время работает в "Учреждение 1" в должности преподавателя по классу фортепиано.

На основании заявления Богодвид С.В. от Дата о приеме ее на работу в должности педагога по классу фортепиано, концертмейстером, приказом от Дата Богодвид С.В. с Дата принята на должность педагога-концертмейстера. Приказом по "Учреждение 1" от Дата внесено исправление в должность с «педагога» на «преподаватель», что подтверждается копией трудовой книжки истца.

В аттестационных листах на Богодвид С.В. за период Дата указана должность «преподаватель». Кроме того, в материалы дела представлена справка от Дата "Учреждение 1" о том, что Богодвид С.В. работает в должности преподавателя по классу фортепиано с Дата по настоящее время.

Анализируя представленные в суд документы, принимая во внимание, что Богодвид С.В. работала в должности педагога в период Дата. В этом случае при решении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж для назначения пенсии периоды: Дата (педагог-концертмейстер), Дата (педагог), а также периоды Дата (педагог), Дата (педагог), Дата (педагог), следует руководствоваться законодательством, действовавшим в этот период. Так как, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и повлекшим тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 3, 57 Конституции РФ (определение N 320-О от 05.11.2002 Конституционного Суда РФ).

В спорный период действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и список, утвержденном Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 N 463. В первом документе должность педагог была указана в качестве подлежащей включению в специальный стаж наряду с должностью преподаватель, во втором указана только должность преподаватель.

Судом установлено, что истец в спорный период осуществляла педагогическую деятельность, выполняла одинаковые должностные обязанности как до 01.01.1992, так и после этой даты, на что указывает отсутствие каких-либо изменений трудовых обязанностей по записям в трудовой книжке, а также указаний об этом в справке, уточняющей условия работы. С учетом изложенного выше, суд соглашается с требованиями истца и считает, что в специальный трудовой стаж Богодвид С.В. должны быть включены как период до, так и период после принятия Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463.

Кроме того, письмом Министерства культуры РФ от 25.05.1993 N 01-149X16-12 разъяснено, что детские музыкальные, художественные, хоровые, хореографические, театральные и другие школы искусств системы Министерства культуры Российской Федерации являются образовательными учреждениями школьного типа, и педагогические работники в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, утвержденными Приказом Минобразования России от 11.11.1992 N 406 по согласованию с Минтрудом РФ (Постановление Минтруда России от 11.11.92 N 33), именуются: педагог, преподаватель. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в указанные спорные периоды работы в должности педагога "Учреждение 1" истец занималась педагогической деятельностью.

Ссылку ответчика на то, что работа, выполняемая в должности «концертмейстера» не подлежит включению в педагогический стаж, суд находит несостоятельной.

Из представленных в суд заявления Богодвид С.В. и резолюции о приеме ее на работу следует, что истец была принята на работу Дата на две должности: педагога и концертмейстера. Согласно лицевого счета на оплату в Дата по "Учреждение 1", Богодвид С.В. производилось начисление заработной платы по основной должности «преподаватель» и по совместительству «концертмейстер».

Допрошенные судом в качестве свидетелей П.О.Ю., Б.Н.Л., Б.О.Ю. подтвердили, что Богодвид С.В. занимала две должности и педагога и концертмейстера. Оснований ставить под сомнения показания допрошенных свидетелей не имеется, они не опровергаются представленными в суд письменными документами (в том числе дневником ученика П.О.Ю. у педагога по классу фортепиано Богодвид С.В.), свидетелями сообщены сведения по тем обстоятельствам, непосредственными участниками которых они являлись.

Право на досрочное назначение пенсии по старости связано с работой в учреждениях для детей, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Так как судом установлен вид деятельности и характер работы, материалами дела подтверждается осуществление деятельности в образовательном учреждении, включенном в соответствующий список, суд находит обоснованными требования истца в части признания незаконным решения комиссии от Дата по исключению периодов работы Богодвид С.В. Дата, спорные периоды работы подлежат включению в специальный педагогический стаж для назначения истцу пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ. По изложенным выше основаниям подлежит включению и период работы Богодвид С.В. Дата.

Требования истца о включении в специальный стаж период нахождения в учебном отпуске Дата, на курсах повышения квалификации: Дата, командировка Дата, подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с положениями ст. 187 ТК РФ в указанный период за Богодвид С.В. сохранялось место работы должность, выплачивалась заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, что соответствует требованиям ст. 10 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ".

Действовавшее в период нахождения Богодвид С.В. в учебном отпуске, на курсах, в командировке Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное названным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (действовало до 01.10.1993), предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность в стаж работы по специальности.

В соответствии с пп. 5 ст. 68 КЗоТ РФ, действовавшим на момент нахождения истца в ученическом отпуске, на курсах повышения квалификации, ежегодные дополнительные отпуска предоставлялись и в других случаях, предусмотренных законодательством. К таким случаям могли быть отнесены предусмотренные ст. 198 КЗоТ РФ отпуска в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, поскольку в силу ч. 5 данной статьи за время таких отпусков за работниками сохранялась заработная плата, а также заработная плата в силу ст. 116 КЗоТ РСФСР сохранялось за работником на время направления его в командировку, выплачивались суточные, принимая во внимание, что период работы истца в должности педагога "Учреждение 3" Дата включен пенсионным органом в специальный педагогический стаж, то есть в спорный период (Дата) истец состояла в трудовых отношениях, таким образом, спорные периоды подлежит включению в специальный стаж истца для назначения пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».

С учетом указанных выше периодов, которые подлежат включению, педагогический стаж истца составит: 11 лет 10 мес. 05 дн. + 09 дн. + 12 дн. + 03 дн. + 03 мес. 10 дн. + 01 дн. + 2 года 03 мес. 19 дн. + 11 мес. 17 дн. + 04 мес. 15 дн. + 12 дн. = 15 лет. 10 мес. 10 дн.

Истец претендует на включение в педагогический стаж периода работы Дата (2 года 11 мес. 18 дн.) в должности концертмейстера "Учреждение 4". Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части в силу следующего.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в ранее действовавших Перечне учреждений и должностей, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, отсутствует наименование должности концертмейстера.

При этом как видно из представленных в материалы дела приказа от Дата и приказа от Дата Богодвид С.В. на Дата считается штатным работником – педагогом "Учреждение 4", а также совместителем на самоокупаемости. Приказом от Дата в связи с производственной необходимостью в Дата концертмейстеру Богодвид С.В. затарифицировали педагогические часы – 3 часа в неделю.

Показания свидетелей П.О.Ю. и Б.О.Ю. подтверждают выполнение обязанностей как педагога так и концертмейстера в период работы в "Учреждение 4".

Оценив в совокупности представленные по "Учреждение 4" письменные доказательства, а также лицевые счета (л.д. 65-68), справки о количестве педагогических часов, выработанных Богодвид С.В. в период Дата, суд считает, что поскольку истец совмещала в спорный период также должность педагога в "Учреждение 4", то периоды в которых она выработала педагогические часы в качестве преподавателя подлежат включению в педагогический стаж для назначения пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ: Дата.

В удовлетворении требований о включении в педагогический стаж периода работы в должности концертмейстера в "Учреждение 4" Дата.

Суд не может согласиться с доводами истца о возможности установления тождества выполняемых ею функций, условий и характера деятельности в должности концертмейстера и функциональных обязанностей преподавателя, так как в судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что должностные обязанности концертмейстера отличаются от должностных обязанностей преподавателя. Работа преподавателя предполагает большую ответственность за педагогический процесс, нежели концертмейстера, который осуществляет вспомогательные функции (подчиняется непосредственно преподавателю по специальности, в классе которого и с учащимися которого он работает на занятиях, выполняет требования преподавателя).

Ссылка на должность концертмейстера в Постановлении Правительства РФ от 13.09.1994 N 1052 и Постановлении Правительства РФ от 01.10.2002 N 724, согласно которым должность концертмейстера входит в наименование должностей педагогических работников образовательных учреждений дополнительного образования детей, не может быть учтена судом, так как указанные нормативно-правовые акты регламентируют порядок предоставления отпусков работникам образовательных учреждений и подсчета их стажа для начисления заработной платы и не распространяются на правоотношения в области пенсионного обеспечения.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы истца о неправомерном исключении из специального стажа Богодвид С.В. периодов работы Дата в должности преподавателя "Учреждение 1".

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 01.01.2001, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Пенсионным органом не включен в специальный стаж период работы истца в должности преподавателя в "Учреждение 1" ввиду отсутствия на Дата необходимого специального стажа.

Принимая во внимание, что судом решение комиссии от Дата в части признано незаконным, с учетом включенных судом в педагогический стаж периодов работы Богодвид С.В., специальный стаж на 01.01.2001 составил 15 лет 10 мес. 10 дней, у ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми и с учетом этих периодов на момент рассмотрения материалов пенсионного дела не имелось оснований для назначения пенсии Богодвид С.В. по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ.

Между тем, при рассмотрении материалов настоящего дела, Богодвид С.В. были представлены доказательства выполнения педагогической деятельности в отношении периода работы Дата, в связи с чем, на Дата специальный стаж истца составил 16 лет 8 месяцев 10 дней, следовательно, имеются правовые основания для включения периодов (после Дата) в специальный трудовой стаж для назначения пенсии, при этом указанные обстоятельства не могут повлиять на обоснованность принятия пенсионным органом решения в указанной части. В удовлетворении требований истца о признании незаконным решения комиссии в части отказа во включении периодов работы Дата в специальный стаж следует отказать.

Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, учитывая, что на Дата истец имела стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, работа в должности преподавателя "Учреждение 1" Дата (всего 9 лет 05 мес. 28 дней) подлежит зачету в специальный стаж работы Богодвид С.В. для назначения пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Требования истца о включении в педагогический стаж периода работы Дата не подлежат удовлетворению, поскольку в материалы дела справка (установленной формы), уточняющая характер работы истца, не представлена, в отказном пенсионном деле не содержится сведений о застрахованном лице Богодвид С.В. за спорный период в порядке ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в связи с чем, не имеется оснований для включения данных периодов в специальный стаж. При этом Богодвид С.В. не лишена права в последующем обратиться в пенсионный орган с заявлением об учете данного периода для исчисления специального стажа.

Богодвид С.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости 08.02.2011, в назначении пенсии было отказано, так как педагогический стаж за вычетом части периодов работы составил 11 лет 10 мес. 05 дней.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173 трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией…, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Принимая во внимание, что у Богодвид С.В. в силу подлежащего применению для назначения досрочной трудовой пенсии законодательства Российской Федерации имеется требуемый п.п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 (т.е. не менее 25 лет) стаж работы, связанный с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, с учетом подлежащих включению периодов работы (16 лет 08 мес. 10 дн. + 9 лет 05 мес. 28 дн.), суд приходит к выводу о том, что требование Богодвид С.В. о назначении пенсии с Дата обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Богодвид С. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми удовлетворить в части.

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми от Дата в части отказа Богодвид С.В. в зачете периодов работы, дающих право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: Дата.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми включить период работы Богодвид С. В. Дата, в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначив пенсию с 08.02.2011 года по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».

В удовлетворении остальной части исковых требований Богодвид С.В. к ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми – отказать.

Решение в течение 1 месяца с момента изготовления его в окончательном виде может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья О.Н. Ефремова