Прочие исковые дела (2-585/2012)



Дело № 2-585/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2012 года

Дзержинский районный суд г.Перми в составе:

Председательствующего судьи Юрченко И.В.,

При секретаре Мориловой Н.С.,

С участием представителя истца Девятковой А.М. – Битько С.А. по доверенности,

Истца Посохиной Н.П.,

Представителя ответчика – ООО «Жилищная управляющая компания» - Любимова С.Б. по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Девяткова А.М., Посохиной Н.П. к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет в квитанциях по оплате коммунальных услуг, возложении обязанности начислять в квитанциях по оплате коммунальных услуг стоимость подогрева горячей воды исходя из норматива расхода тепловой энергии, установленной уполномоченным государственным органом

У с т а н о в и л

Девятков А.М., Посохина Н.П. обратились в суд с иском к ООО «Жилищная управляющая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет сумм, начисленных за подогрев горячей воды с учетом величины расхода тепловой энергии на подогрев одного куб.м. горячей воды, равной 0,06 с Дата года по настоящее время, обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная Управляющая компания» начислять Девяткову А.М., Посохиной Н.П. в квитанциях по оплате коммунальных услуг стоимость подогрева горячей воды исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев одного куб.м. горячей воды, установленной уполномоченным государственным органом. В обоснование заявленных требований указали, что Девятков А.М. является собственником Адрес по пАдрес, Посохина Н.П. является собственником жилого помещения – Адрес. Дома по ул.Адрес и Адрес находятся в обслуживании ООО «Жилищная управляющая компания», квартиры оборудованы приборами учета потребления холодной и горячей воды. До Дата в квитанциях по оплате коммунальных услуг при начислении оплаты за горячее водоснабжение ООО «ЖУК» в качестве показателя расхода тепловой энергии для подогрева воды применяло 0,06 на 1 куб.м. воды. С Дата ответчик при начислении платы за горячее водоснабжение использует показатель расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды равный 0,067, установленный на основании самостоятельно произведенного расчета. В ответах Управления ЖКХ г.Перми в адрес истцов сообщалось о неправомерности действий ответчика предъявлять к оплате стоимость одного куб.метра горячей воды в размере 76,69 рублей. Дата Истцами в адрес ответчика было направлено заявление с требованием производить расчет оплаты за подогрев воды из тарифа 68,68 руб. До настоящего времени ответчиком расчет оплаты за подогрев воды производится из тарифа 76,76 рублей. Действия ответчика считают незаконными, противоречащими требованиям п.1 ст.157 ЖК РФ, п.15 Постановления правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», пунктам 14,18,19 Постановления Правительства РФ «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, ст. 4,8 ФЗ РФ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», согласно которым установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также право определения метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и методов определения нормативов потребления коммунальных услуг предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Администрации Адрес от Дата «О договорных отношениях с гражданами в жилищной сфере» установлено, что размер платы за расчетный период определяется на основании показаний приборов учета воды за расчетный период по действующим тарифам на основании приведенной формулы, где расход тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. горячей воды установлен 0,06. Просит обзать ответчика произвести перерасчет сумм, начисленных за подогрев горячей воды с учетом указанной величины расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. горячей воды, обязать ответчика начислять плату стоимости подогрева горячей воды исходя из норматива расходы тепловой энергии, установленного уполномоченным государственным органом, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

В судебное заседание истец Девятков А.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без своего участия.

Представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, пояснила, что Постановлением Администрации г.Перми от Дата установлен порядок расчета размера оплаты за тепловую энергию для приготовления горячей воды для собственников жилых помещений, где установлены приборы учета потребления горячей воды. Согласно указанному постановлению при расчете оплаты за подогрев воды расход тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. горячей воды составляет 0,06. Постановление Администрации г.Перми от Дата утратило силу, но поскольку нормативы для расчета оплаты за подогрев воды уполномоченным государственным органом не установлены, Управлением Жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми в адрес Гильдии управляющих компаний было направлено информационное письмо, согласно которому до принятия соответствующих нормативных актов предлагается в расчетах по оплате гражданами за потребление услуг горячего водоснабжения при наличии установленных приборов учета воды использовать определенную формулу, где расход тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. горячей воды составляет 0,06. С доводами ответчика о том, что показатель расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды должен составлять 0,067 не согласна, поскольку указанный показатель определен управляющей компаний, которая не обладает полномочиями для установления тарифов и нормативов для расчета платы за коммунальные услуги, предоставляемые гражданам. Кроме того, при расчете оплаты за подогрев воды ответчик ссылается на п.20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата , что является необоснованным, поскольку указанной нормой установлен порядок расчета платы за коммунальные услуги в нежилом помещении при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной, горячей воды и других услуг, данная норма не может применяться расчета платы за коммунальные услуги в жилых помещениях. Кроме того, при расчете платы за подогрев воды ответчик ссылается на Постановление Госстроя СССР, где установлена норма расхода горячей воды в сутки и составляет 105 литров на человека, что также является необоснованным, поскольку противоречит требованиям ст.157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Поскольку в жилых помещениях истцом установлены приборы учета горячей воды, расчет платы за указанную услугу должен определяться исходя из показаний приборов учета и в соответствии с законодательством, устанавливающим порядок расчета платы за подогрев горячей воды для собственников жилых помещений, где установлены приборы учета горячей воды.

Истец Посохина Н.П. поддержала исковые требования в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в компетенцию управляющих компаний не входит определение нормативов и тарифов для расчета платы за коммунальные услуги. Предъявление им к оплате стоимости подогрева воды из расчета 76,69 рублей за 1 куб.м. воды ставит их в неравное положение с собственниками жилых помещений в домах, обслуживаемых другими управляющими компаниями и оплачивающих подогрев воды из расчета 68,68 рублей за 1 куб.м., тогда как нормативы и тарифы для расчета оплаты коммунальных услуг устанавливаются органами государственной власти и должны быть одинаковыми для всех собственников жилых помещений. Кроме того норматив расхода тепловой энергии на подогрев одного куб.м. воды является расчетной величиной и определен с учетом теплоемкости воды, коэффициента, учитывающего возмещение теплоотдачи от трубопроводов горячего водоснабжения. Управляющая компания не обладает необходимыми средствами для определения указанного норматива.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласен в полном объеме, пояснил, что в настоящее время в г.Перми не установлен норматив потребления горячей воды и тариф на горячее водоснабжение, оплата коммунальной услуги горячего водоснабжения в соответствии с Правилами невозможна. Плата за горячее водоснабжение определяется как плата за холодное водоснабжение и плата за подогрев холодной воды. В соответствии с действующим законодательством, граждане, в квартирах которых не установлены индивидуальные приборы учета оплачивают подогрев 1 куб.м. холодной воды по цене 76,34 руб.. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги является ценой договора управления многоквартирным домом, в связи с чем гражданам, в квартирах которых установлены приборы учета горячей воды плата за горячее водоснабжение должна предъявляться в таком же размере, как для граждан, в квартирах которых не установлены приборы учета. На основании расчетного метода, управляющей компанией произведен расчет расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды, который составил 0,066687…, т.е. с учетом округления дроби – 0,07. Поскольку норматив потребления горячей воды в г.Перми не установлен, следует руководствоваться п.20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата , Приложением СНиП, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от Дата . Учитывая указанные нормативные акты, согласно представленному расчету цена за подогрев 1 куб.м. воды для населения составляет 76,69 руб.. Считает, что начисление истцам платы за подогрев горячей воды исходя из рассчитанной стоимости подогрева 1 куб.м. воды является правомерным, соответствующим требованиям закона, в связи с чем считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных право

субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Согласно ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам. 15, 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от Дата размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Судом установлено, что Девяткову А.М. принадлежит 1/5 доля в праве собственности на жилое помещение по адресу Адрес, Адрес, Посохина Н.П. является собственником жилого помещения по адресу Адрес, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д.6-7). Управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО «Жилищная управляющая компания», что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Жилые помещения истцов оборудованы приборами учета потребления горячей воды, что также не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания. В период с Дата года по настоящее время ответчиком за подогрев воды истцам начисляется плата исходя из стоимости подогрева 1 куб.м. воды 76,69 руб.. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями квитанций об оплате коммунальных услуг (л.д.14-25).

Как следует из положений ст.157 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ , расчет оплаты подогрева воды рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды, при этом тарифы, нормативы потребления коммунальных услуг и порядок расчета оплаты коммунальных услуг определяются уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления.

Согласно ранее действовавшему Постановлению Администрации г.Перми от Дата при наличии в жилом помещении Заказчика установленных и введенных в эксплуатацию в установленном порядке приборов учета холодной или горячей воды размер платы за расчетный период определяется на основании показаний приборов учета воды за расчетный период по действующим тарифам в следующем порядке:

за тепловую энергию для приготовления горячей воды (Сг) определяется по следующей формуле:

Сг = Рг х 0,06 х Нэ; руб.,

где: Рг - показания прибора учета горячей воды за расчетный

период, (куб. м),

Нэ - действующий тариф на горячее водоснабжение в жилых

помещениях, оборудованных приборами учета (руб./Гкал),

0,06 - расход тепловой энергии на подогрев в 1 куб. м,

(Гкал/куб. м);

На основании Постановления Администрации г.Перми от Дата Постановление Администрации г.Перми от Дата утратило силу. Каких-либо иных нормативных актов, принятых уполномоченными органами, соответствующих Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата для расчета оплаты потребляемых услуг горячего водоснабжения при наличии установленных приборов учета воды не имеется, в связи с чем Управлением Жилищно-коммунального хозяйства в адрес Исполнительного директора Юридическое лицо Президента Юридическое лицо Исполнительного директора Юридическое лицо было направлено информационное письмо, которым предлагалось до принятия соответствующих нормативных актов в расчетах при оплате гражданам за потребление услуг горячего водоснабжения при наличии установленных приборов учета воды использовать формулу, ранее приведенную в Постановлении Администрации г.Перми, где расход тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды равен 0,06.

Учитывая изложенное, оценив представленные сторонами доказательства, суд считает, что требования истцов о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет сумм, начисленных за подогрев воды с учетом величины расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды равной 0,06 с Дата. по настоящее время, а также производить начисление стоимости подогрева воды исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. горячей воды, установленный уполномоченным государственным органом подлежат удовлетворению.

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что расход тепловой энергии на подогрев 1 куб.м., применяемый ответчиком для расчета стоимости услуг по подогреву воды для граждан, в квартирах которых установлены приборы учета определен ответчиком расчетным путем, тогда как ответчик не имеет полномочий на определение тарифов, нормативов потребления, методов расчета стоимости предоставляемых коммунальных услуг. Кроме того, при расчете величины расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды ответчиком применяются п.20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ и приложение СНиП, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от Дата . Данные доводы ответчика суд считает несостоятельными, поскольку п.20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в нежилых помещениях многоквартирного дома при отсутствии индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, кроме того, СНиП, утвержденными Постановлением Госстроя СССР от Дата установлена норма расхода горячей воды в сутки 105 литров на человека, тогда как согласно нормам действующего законодательства, регулирующего порядок оплаты коммунальных услуг расчет оплаты подогрева воды производится исходя из показаний приборов учета расхода горячей воды. Данный вывод суда подтверждается также ответами Управления Жилищно-коммунального хозяйства на имя Посохиной Н.П. (л.д.9), из которого следует, что в связи с принятием Федерального Закона от Дата № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и передачей полномочий субъектам Российской Федерации тариф на горячее водоснабжение и норматив горячего водоснабжения должны быть утверждены РЭК Пермского края. Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми считает неправомерным применение ООО «Жилищная управляющая компания» для расчета платы гражданам за подогрев 1 куб.м. воды коэффициента расхода топливной энергии 0,067 Гкал/куб.м., так как данный коэффициент выведен управляющей компанией самостоятельно расчетным путем. Управляющая компания не обладает полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, аналогичным ответом Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Перми на имя Девяткова А.М. (л.д.11).

Поскольку в соответствии со ст.157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ , расчет оплаты подогрева воды рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды, при этом тарифы, нормативы потребления коммунальных услуг и порядок расчета оплаты коммунальных услуг определяются уполномоченными государственными органами, управляющие компании не наделены полномочиями на определение тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг и порядка расчета оплаты за коммунальные услуги, коэффициент расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды равный 0,067 Гкал/куб.м. определен ответчиком самостоятельно расчетным путем, указанный коэффициент уполномоченным государственным органом не утвержден, применение данного коэффициента при расчете стоимости оплаты подогрева воды для граждан, в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета потребления воды суд считает необоснованным. Учитывая изложенное суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Девяткова А.М., Посохиной Н.П. в полном объеме.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истцов следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» произвести Девяткову А.М., Посохиной Н.П. перерасчет сумм, начисленных за подогрев горячей воды с учетом величины расхода тепловой энергии на подогрев одного куб.м. горячей воды, равной 0,06 с Дата года по настоящее время, обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная Управляющая компания» начислять Девяткову А.М., Посохиной Н.П. в квитанциях по оплате коммунальных услуг стоимость подогрева горячей воды исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев одного куб.м. горячей воды, установленной уполномоченным государственным органом.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» в пользу Девяткова А.М., Посохиной Н.П. расходы по оплате государственной пошлины по ... рублей в пользу каждого.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

...

Судья И.В.Юрченко

В окончательной форме решение изготовлено 20.02.2012г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200