Прочие исковые дела (2-97/2012)



Дело № 2-97-12

Решение Именем Российской Федерации

г. Пермь 16 февраля 2011 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Суворовой К.А.,

при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,

с участием представителя истицы Шагаловой Л.Д., действующей на основании ордера № 003451 от 24.08.2011,

с участием представителя ответчика Шардина О.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огурцовой О.Л. к ООО «ЖилКомСтандарт» о взыскании излишне уплаченных сумм за содержание жилья, текущий ремонт, корректировки за отопление, перерасчет горячего водоснабжения, взыскании неосновательно начисленных НДС за отопление и водоотведение и начисленных услуг управления, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с иском ответчику о взыскании излишне уплаченной суммы за коммунальные услуги - содержание и текущий ремонт, в размере ... руб., компенсации морального вреда в размере ... руб.

Требования истицей обоснованы тем, что она является собственником квартиры № ... в доме № ... по ..., управляющей компанией указанного дома с 01.07.2007 года является ответчик. В рамках договорных отношений с ответчиком она исправно вносит плату за жилье, однако ответчик не в полном объеме и ненадлежащим образом выполняет свои обязательства, так, ответчик производит расчет платы за отопление исходя из нормативов потребления, утвержденных решением Пермской городской Думы от 23.12.2003 года № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг» в размере 0,0205 г/кал. 1 кв.м. общей площади жилья в месяц, тогда как с 24.04.2008 года в доме установлен прибор учета тепловой энергии. Кроме этого, Решением Пермской городской Думы от 24.11.2009 года № 286 норматив на отопление с 01.01.2010 года установлен в размере 0,0188 г/кал. 1 кв.м. общей площади жилья в месяц. Из отчета о доходах и расходах ответчика за 2008-2010 года следует, что стоимость фактически потребленной теплоэнергии, оплаченной ответчиком энергоснабжающей организации, ниже полученной от собственников. В нарушение Правил № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» корректировка указанной разницы жильцам дома не производится. За период с 2008 по 2010 года разница в пользу жильцов дома составила ... руб., из расчета на ... кв.м. общей площади на 1 кв.м. жилой площади приходится ... руб. С учетом площади занимаемого жилого помещения в пользу истицы подлежит взысканию сумма за теплоснабжение за период с 01 по 13 октября 2010 года в размере ... руб. Из анализа хозяйственной деятельности ответчика следует, что в 2008 году на текущий ремонт израсходовано ... руб., когда акты приемки представлены на ... руб., в 2009 году – ... руб., акты представлены на ... руб., в 2010 году по статьям текущий ремонт и содержание жилья не представлены акты приемки на сумму ... руб. Следовательно, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию излишне уплаченные денежные суммы за неоказание услуги по текущему ремонту и содержанию жилья, с учетом площади, занимаемого жилого помещения, Договором управления многоквартирным домом не предусмотрен размер дополнительной платы за услуги управления, однако из представленных отчетах о доходах и расходах жилого дома по адресу: ... следует, что расходы по статье «услуги управления» составляют 15% от всей начисленной суммы населению, в том числе за коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт. Кроме этого, за период с 2008 по 2011 горячая вода не соответствовала стандартам качества. Кроме этого, ответчик при проведении расчетов в платежных документах необоснованно увеличивал установленные тарифы за потребление теплоэнергии, водоснабжения и водоотведение на сумму НДС, что является для ответчика неосновательным обогащением и подлежит возврату.

Требование о компенсации морального вреда истица мотивирует тем, что ей были причинены нравственные страдания, выразившиеся в том, что услуга предоставлялась некачественно, либо не предоставлялась, ответчик добросовестно свои обязанности не исполнял.

В последующем исковое заявление было уточнено, в последней редакции истица просит взыскать излишне уплаченные суммы за 2008-2010 года по статьям: за содержание жилья ... руб.; текущий ремонт ... руб.; корректировка за отопление ... руб.; за перерасчет горячего водоснабжения по тарифу холодной воды ... руб.; неосновательно начисленный НДС за отопление и ГВС ... руб.; неосновательно начисленный НДС за ХВС и водоотведение ... руб.; неосновательно начисленные услуги управления ... руб.; компенсацию морального вреда в размере ... руб.

В судебное заседание истица не явилась, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истицы на иске настаивает, подтвердила изложенные выше основания подачи иска.

3-е лицо Огурцов Г.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель ответчика иск не признал, показал, что общество производило перерасчет по горячей воде за сентябрь-октябрь 2010 по тарифам холодной воды, когда горячее водоснабжение не соответствовало установленным нормативам. В указанном доме отсутствует общедомовой прибор учета горячей воды, поэтому отсутствует возможность проследить температурные показатели. Частично признает требования истца по перерасчету за отопление, указанный перерасчет уже был отражен в квитанциях. По текущему ремонту иск не признает, т.к. истец ранее имел задолженность за жилищно-коммунальные услуги, поэтому заявленная сумма не подлежит взысканию. Все остальные суммы по текущему ремонту, переплаченные на основании отчетов, переводятся на следующий календарный год и учитываются в планах на следующий год. Также ранее в судебном заседании просил применить срок исковой давности. Моральный вред не доказан. Кроме этого, ответчиком представлен отзыв на иск (л.д.47-48 т.1).

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Судом установлено, что Огурцова О.Л. является собственником жилого помещения по адресу: ..., общей площадью 60.4 кв.м., что подтверждается договором купли-продажи от 14.11.1996.

Согласно справке ТСЖ ... от 19.01.2012 в данном жилом помещении зарегистрированы вместе с истцом Огурцовы Г.Ю. и несовершеннолетняя Огурцова П.Г.

Управлением многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников жилого дома осуществляет ООО «ЖилКомСтандарт».

Пунктом 4.2.1 договора предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается управляющей компанией как произведение установленных органом местного самоуправления тарифов на объем потребленных ресурсов по показаниям приборов учета.

Общая площадь дома 6 по пр.Парковый г.Перми составляет 13266,6 кв.м., количество квартир 252. Количество зарегистрированных лиц – 739 человек в 2008, 728 человек в 2009, 725 человек в 2010.

Согласно ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ст.156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с частью 3 статьи 49 настоящего Кодекса, могут быть установлены другие (по сравнению с предусмотренными частью 4 настоящей статьи и настоящей частью) условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Судом установлено, что дом по ... оборудован прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию от 24.04.2008.

Как установлено, при рассмотрении дела ответчик производит расчет платы собственникам за отопление исходя из нормативов потребления, утвержденных решением Пермской городской Думы от 23.12.2003г. № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг» в размере 0,0205 г/кал 1 кв.м. общей площади жилья в месяц до 01.01.2010.

Решением Пермской городской Думы от 24.11.2009г. № 286 норматив на отопление с 01.01.2010 установлен в размере 0,0188 г/кал 1 кв.м. общей площади жилья в месяц.

Отопление – 2008г. ... руб./кв.м.

...

Отопление - 2009г. ... руб./кв.м.

...

Отопление – 2010г. ... руб./кв.м.

...

Из отчетов представленных ответчиком следует, что в 2008 поступило от населения ... руб., оплачено поставщикам ... руб., разница - ... руб.

В 2009 поступило от населения ... руб., оплачено поставщикам ... руб., разница ... руб.

В 2010 поступило от населения ... руб., оплачено поставщикам ... руб., разница ... руб.

В нарушение п.п. «б» п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, ответчик не производил корректировку размера платы за отопление.

Разница в пользу жильцов составляет:

...

...

...

С учетом площади, занимаемого истицей помещения, разница составляет:

...

...

...

Итого переплата за отопление за 2008, 2009, 2010 г.г. составила ... руб. ...

Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В силу ст. 162 п.2 ЖК РФ договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Перечень содержания общего имущества, указан в п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства № 491 от 13.08.2006 (редакции на 2008-2011).

Согласно п.11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;

(пп. "д(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

(пп. "и" введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

(пп. "к" введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

Конкретный перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании (п.17 Правил). Текущий и капитальный ремонт проводятся на основании решения общего собрания собственников.

Аналогичные перечни содержаться в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, в которых приведены рекомендуемые перечни работ по содержанию жилых домов (приложение № 4), текущему (приложение № 7) и капитальному ремонту (приложение № 8), в приложениях №№ 2,3 к постановлению правительства РФ от 06.02.2006 № 75.

Истец ежемесячно оплачивал услуги за текущий ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с предъявленными квитанциями, задолженности за спорный период не имеет.

Из анализа хозяйственной деятельности управляющей компании: отчета о проделанной работе по текущему ремонту указанного выше дома с 2008-2010, следует, что по статье текущий ремонт в 2008 г. в отчете указано, что израсходовано на текущий ремонт – ... руб., однако акты приемки ответчиком представлены на ... руб. В соответствии с расчетом истца, произведенным в соответствии с Правилами предоставления услуг гражданам № 307, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 по статье текущий ремонт в 2008 г. начислено ... руб., в отчете ответчика – ... руб., расчет указанной суммы ответчиком не представлен, т.е. последний не представил акты на сумму ...

По статье содержание жилья в 2008 г. в отчете ответчика указано, что израсходовано на содержание жилья: освещение мест общего пользования-... руб.; вывоз мусора – ... руб.; содержание лифтового оборудования – ... руб.; дератация – ... руб.; услуги Сбербанка – ... руб.; уборка подъездов – ... руб.; уборка территории – ... руб.; обслуживание дымоходов – ... руб.; аварийное обслуживание – ... руб., всего ... руб. Суду не представлены доказательства об оказании услуг на эту сумму.

В обоснование статьи техническое обслуживание в сумме ... руб., ответчиком актов не представлено.

В соответствии с расчетом истца, произведенных на основании указанных выше Правил, по статье содержание жилья в 2008 г. начислено ... руб., данные услуги по статье содержание жилья не выполнены на сумму ... руб. ...

За 2009 год в отчете ответчика указано, что израсходовано на текущий ремонт ... руб., акты приемки представлены на сумму ... руб.

В соответствии с расчетом истца, произведенном на основании вышеуказанных Правил, по статье текущий ремонт в 2009 г. начислено ... руб., в отчете ответчика- ... руб. расчет указанной суммы не представлен, следовательно, последним не представлены акты на сумму ... руб...

По статье содержание жилья за 2009 г.: в отчете ответчика указано, что израсходовано на содержание жилья: на освещение мест общего пользования- ... руб.; вывоз мусора – ... руб.; содержание лифтового оборудования – ... руб.; дератация – ... руб.; услуги Сбербанка – ... руб.; уборка подъездов – ... руб.; уборка территории – ... руб.; обслуживание дымоходов – ... руб.; аварийное обслуживание – ... руб., всего ... руб. Суду не представлены доказательства об оказании услуг на эту сумму.

В обоснование статьи техническое обслуживание в сумме ... руб., ответчиком актов не представлено.

В соответствии с расчетом истца, произведенном на основании указанных выше Правил, по статье содержание жилья в 2009 г. начислено ... руб., данные услуги по статье содержание жилья не выполнены на сумму ... руб. ...

В 2010 г. в отчете ответчика указано, что израсходовано на текущий ремонт ... руб., но акты приемки ответчиком не представлены. В соответствии с расчетом истца, произведенным на основании вышеуказанных Правил, по статье текущий ремонт в 2009 г. начислено ... руб., в отчете ответчика – ... руб., но расчет указанной суммы не представлен, т.е. не представлены акты на сумму ... руб.

В 2010 г. в отчете ответчика указано, что израсходовано на содержание жилья: на освещение мест общего пользования- ... руб.; вывоз мусора – ... руб.; содержание лифтового оборудования – ... руб.; дератация – ... руб.; услуги Сбербанка – ... руб.; уборка подъездов – ... руб.; уборка территории – ... руб.; обслуживание дымоходов – ... руб.; аварийное обслуживание – ... руб., всего ... руб. Суду не представлены доказательства об оказании услуг на эту сумму.

В обоснование статьи техническое обслуживание в сумме ... руб., ответчиком актов не представлено.

В соответствии с расчетом истца, произведенном на основании указанных выше Правил, по статье содержание жилья в 2010 г. начислено ... руб., данные услуги по статье содержание жилья не выполнены на сумму ... руб. ...

На 1 кв.м. площади переплата по статье текущий ремонт составляет:

...

...

...

На 1 кв.м. площади по статье содержание жилья составляет:

...

...

...

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию излишне уплаченные суммы за не оказанные услуги по текущему ремонту с учетом площади занимаемого жилого помещения в размере ... руб., согласно расчета истца (л.д.17 т.2), с которым суд соглашается, расчет судом проверен, иного суду не представлено.

Также взысканию в пользу истца с ответчика подлежат излишне уплаченные суммы за не оказанные услуги по содержанию жилья с учетом площади занимаемого жилого помещения в размере ... руб., согласно расчету истца (л.д. 17 т.2), с которым суд также соглашается, расчет проверен судом, иного суду не представлено.

В соответствии со ст.29 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель по своему усмотрению при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).

Как следует из представленного договора управления многоквартирным домом, он не предусматривает размер дополнительной платы за услуги управления.

В соответствии с п.3 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Как следует из отчетов, представленных ответчиком, с жильцов д. ... по ..., дополнительно взималась плата за услуги управления:

в 2008г. – ... руб.;

в 2009г. – ... руб.;

в 2010г. – ... руб.

Данные расходы составляют 15% от всей начисленной жильцами суммы, в том числе, за коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт здания.

Указанные суммы взимались ответчиком без законных оснований и подлежат взысканию в пользу истцов, пропорционально занимаемой площади.

Суд рассчитывает с 1 кв.м.:

в 2008г. – ... руб.

в 2009г. – ... руб.

в 2010г. – ... руб.

С учетом площади, занимаемого истицей помещения, плата за услуги управления составляет:

2008г. ... руб.

2009г. ... руб.

2010г. ... руб.

Итого плата за услуги управления за 2008, 2009, 2010г.г. составила ... руб. ...

На основании вышеизложенного, указанные суммы являются неосновательным обогащением и подлежат возврату истцу (ст.1102 ГК РФ).

Исковые требования истицы в части обязания ответчика произвести перерасчет по оплате потребленной горячей воды по тарифу за холодную воду за период с января 2008г. по январь 2011г. не подлежат удовлетворению.

Истицей не представлено доказательств с достоверностью подтверждающих факт того, что услуги горячего водоснабжения в указанный период времени оказывались ненадлежащим образом, горячее водоснабжение не соответствовало нормативам.

Судом установлено, что в доме отсутствует общедомовой прибор учета горячей воды, следовательно, отсутствует возможность проследить температурные показатели по прибору как на вводе в дом, так и поступающие в квартиры, акты не составлялись.

Как установлено при рассмотрение дела, за сентябрь-октябрь 2010г. ООО «ЖилКомСтандарт» производило перерасчет по горячей воде по тарифам холодной воды, то есть в тот период, когда горячее водоснабжение не соответствовало установленным нормативам. Перерасчет производился на основании актов, составленных представителями ООО «ЖилКомСтандарт», при замере температуры горячей воды в квартирах.

Иных доказательств не представлено, не доказан факт отсутствия температурных показателей горячего водоснабжения в другие оспариваемые периоды.

Удовлетворяя часть вышеуказанных исковых требований, суд находит доводы ответчика, изложенные в судебном заседании и в отзыве на иск необоснованными и исходит из того, что решение о проведении текущего и капитального ремонта общего имущества должно приниматься общим собранием собственников помещений, это следует из ст.39, п.п.1 п.2 ст.44 ЖК РФ, п.п.18 и 21 Правил № 491, причем общее собрание собственников обязано также утвердить перечень работ и услуг по содержанию общего имущества, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования (п.17 Правил), а если необходима замена элементов общего имущества, то это также должно отражаться в решении общего собрания (п.23 Правил). Факт потребности общего имущества в ремонте должен быть зафиксирован в акте осмотра, причем этот акт составляется по заявлению заинтересованного лица (п.22 Правил), утверждается на общем собрании собственников помещений, решение которого оформляется протоколом. В протоколе общего собрания также отражаются все вышеперечисленные условия проведения текущего и капитального ремонта, порядок его финансирования, утверждения смет, определение объемов работы и порядок приемки ее результатов. На основании решения общего собрания заключается от имени общего собрания с управляющей организацией договор на выполнение ремонтно-строительных работ. Такой вывод следует из того, что строительный подряд является разновидностью гражданско-правового договора и регулируется главой 37 ГК РФ.

В соответствии с п.4 ст.753 ГК РФ сдача-приемка результата работ оформляется актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.

Спорные акты приемки выполненных работ не подписаны собственниками дома № ... по ..., т.к. не были предъявлены ответчиком к подписанию, собственники указанного дома не были поставлены в известность о готовности ответчика к сдаче работ в 2008-2010 г.г., в них отсутствует отметка об отказе одной из сторон от подписания акта.

Следовательно, акты приемки выполненных работ за указанный период, представленные в материалах дела, являются ненадлежащим доказательством.

Кроме этого, из представленных отчетов о доходах и расходах вышеуказанного жилого дома стоимость услуги управления составила: в 2008 г. – ... руб., в 2009 г.- ... руб., в 2010 г. – ... руб. Пункты 1,5,10-11,23,25,27-28 отчета о доходах и расходах жилого дома за 2008 г. не подтверждены первичными документами – актами выполненных работ. Пункты 2,9-11,20-23,25,28,42,48 отчета о доходах и расходах жилого дома за 2009 г. также не подтверждены первичными документами – актами выполненных работ. В отчетах о доходах и расходах жилого дома за 2010 г. включены услуги охраны, которые не предусмотрены ни договором управления, ни законодательством, следовательно, оплате не подлежат.

Как следует из пояснений по иску истца, с которым суд соглашается, акты выполненных работ ответчика, где отсутствуют подписи собственников указанного дома и отчет о доходах и расходах жилого дома за 2010 г. без даты и подписи, суд не может принять как надлежащие доказательства.

Вместе с тем, суд считает, что не подлежит удовлетворению иск в части взыскания неосновательно начисленного НДС за отопление и ГВС в размере ... руб. и НДС за ХВС и водоотведение в размере ... руб. по следующим основаниям.

Согласно ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

В силу ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ 23.05.2006 № 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с п.1 ст.168 НК РФ при реализации товаров (работ,услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога.

В соответствии с п.6 ст.168 НК РФ при реализации товаров (работ,услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При реализации товаров (работ,услуг) населению на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других документах, выдаваемых покупателю, сумма НДС не выделяется.

В соответствии с п.п.29 п.3 ст.149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. При этом, в соответствии с вышеуказанной нормой, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг, реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам, организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, НК РФ не предусмотрено.

Перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, определен нормой ст.149 НК РФ, операции по реализации организацией- производителем тепловой энергии, а равно поставщика тепловой энергии населению, не подлежат освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость.

На основании п.1 ст.154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ,услуг), если иное не предусмотрено ст.154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ,услуг), исчисленных исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 НК РФ.

В соответствии с п.13 ст.40 НК РФ при реализации товаров (работ,услуг) по государственным ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Таким образом, вышеназванными положениями НК РФ установлено, что вне зависимости от того, какое лицо является покупателем товаров (работ,услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, организация – продавец обязана увеличить цену (тариф) на соответствующую сумму налога на добавленную стоимость и предъявить ее для оплаты покупателю.

Судом установлено, что между ООО «ЖилКомСтандарт» и ООО «Пермская сетевая компания» 01.01.2008 заключен договор энергоснабжения № 8-8184, по условиям которого, ООО «Пермская сетевая компания» обязалось оказывать услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, а ООО «ЖилКомСтандарт» принимать и оплачивать тепловую энергию. (л.д.226 т.1).

Факт поставки тепловой энергии сторонами не оспаривается.

ООО «Пермская сетевая компания», являясь плательщиком НДС, обязано самостоятельно исчислить сумму налога и выставить счета-фактуры на стоимость отпущенной тепловой энергии управляющей компании. Публично-правовые отношения по уплате НДС в бюджет складываются между налогоплательщиком, т.к. лицом реализующим товары (работы,услуги), в данном случае ООО «Пермская сетевая компания», и государством. Покупатель товаров (работ,услуг) – ООО «ЖилКомСтандарт» в этих отношениях не участвует. Включение продавцом – ООО «Пермская сетевая компания» в подлежащую оплате покупателем – ООО «ЖилКомСтандарт» цену реализуемого товара (работ,услуг) суммы НДС вытекает из положения п.1 ст.168 НК РФ, являющихся обязательными для сторон договора в силу п.1 ст.422 ГК РФ, и отражают характер названного налога как косвенного. В свою очередь, отсутствие ООО «ЖилКомСтандарт» обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, как лица выступающего в качестве посредника между истцом и потребителем тепловой энергии, не означает, что данная обязанность отсутствует у самих потребителей (граждан) в силу положения ст.168 НК РФ.

ООО «Пермская сетевая компания» исходя из тарифа, утвержденного в установленном порядке, обязано самостоятельно определить налогооблагаемую базу с учетом НДС, которую впоследствии необходимо перечислить в бюджет. Согласно п.21 Правил государственного регулирования применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 26.02.2004 № 109, решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, установленной Федеральной службы по тарифам и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения тарифов и (или) предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой. Методическими указаниями по расчету тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, тарифная группа «население» не предусмотрена.

Как следует из материалов дела, в спорный период тарифы для ООО «Пермская сетевая компания» утверждены постановлением Региональной энергетической комиссией Пермского края от 16.12.2008, 17.12.2009 и 21.12.2010 без НДС.

На основании п.п.1 п.2 ст.170 НК РФ суммы НДС по коммунальным услугам, предъявляемым управляющим организациям ресурсоснабжающими организациями, включаются в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.

В силу ст.57 Конституции РФ каждый должен платить законно установленные налоги и сборы.

Таким образом, установление тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Пермская сетевая компания» без учета НДС, обуславливает обязанность поставщика увеличить подлежащую уплату цену (тариф) на сумму НДС.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Анализируя изложенное выше, суд считает, что истице причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, в связи с некачественным предоставлением услуг, что повлекло затрачивание личного времени для обращения за защитой нарушенного права, неудобство, дискомфорт, душевные переживания. Кроме этого, она была унижена экономически более сильным субъектом, поскольку все ее требования и претензии были проигнорированы. Поэтому суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы, с учетом принципа разумности и справедливости, в возмещение морального вреда ... руб.
Относительно доводов ответчика о пропуске срока исковой давности суд приходит к следующему.

В силу ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно ч.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим кодексом и иными законами.

В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как установлено при рассмотрении дела, истцы задания ответчику не давали, следовательно, не могли знать о расходовании их платежей, направленных на содержание и текущий ремонт.

В соответствии с п.11 ст.162 ЖК РФ управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за год.

Следовательно, узнать о целевом (нецелевом) расходовании собранных платежей истцы могли только в течение первого квартала 2009 г., если им был представлен отчет.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что ответчик отчет о доходах и расходах жилого дома, расположенного по адресу: ... за 2008-2010 г.г. представил в декабре 2010. Доказательств того, что отчеты вывешивались на доске объявлений дома, ответчиком не представлено.

Таким образом, истица узнала о нарушенном праве в декабре 2010, в суд обратилась в июле 2011 года, следовательно, срок исковой давности не пропущен.

В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Взыскать с ООО «ЖилКомСтандарт» в пользу Огурцовой О.Л. излишне уплаченные суммы за 2008-2010 г.г. за содержание жилья в размере ... руб., за текущий ремонт в размере ... руб., за корректировку по отоплению в размере ... руб., за услуги управления в размере ... руб., компенсацию морального вреда ... руб., в стальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «ЖилКомСтандарт» госпошлину в доход бюджета в размере

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.

Судья К.А. Суворова