Дело № 2-914/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 марта 2012 года Дзержинский районный суд города Перми в составе: председательствующего судьи Варакшиной Т.Е., при секретаре Бабушкиной Т.Л., с участием представителя заявителя Колчановой Н.Н., действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Зотовой Т.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мелентьевой Л. В. о признании незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, У С Т А Н О В И Л: Мелентьева Л.В. обратилась в суд с заявление о признание незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от Дата № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Адрес, Адрес В обоснование заявленных требований указала, Дата ей подано заявление в орган кадастрового учета о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана от Дата на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Адрес. Дата решением ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» № отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по причине того, что уточнение площади не может превышать 10 % от декларативной площади участка, указанной в государственном кадастре недвижимости. Решение в указанной части считает незаконным, обосновывая требования п. 1 ч. 5 ст. 27 закона «О государственном кадастре недвижимости», ст. 33 ЗК РФ, решением Земского собрания Пермского района от Дата №, просит исковые требования удовлетворить. Заявитель Мелентьева Л.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что на заявленных требованиях настаивает. Представитель Мелентьевой Л.В. – Колчанова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, по доводам, изложенным в заявлении. Определением суда от Дата, в порядке ст. 44 ГПК РФ, суд допустил замену заинтересованного лица ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» на его процессуального правопреемника – филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю. Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю – Зотова Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 20-22). Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. По правилам ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов, которые могут быть оспорены в указанном порядке, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Из материалов дела следует, что Мелентьевой Л.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, расположенный по адресу: Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата (л.д. 7). Из кадастровой выписки от Дата № следует, что земельный участок с разрешенным использованием для садоводства, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: Адрес, поставлен на кадастровый учет Дата, ему присвоен кадастровый номер, в настоящее время кадастровый номер № (л.д. 24). В графе 16 «особые отметки» кадастровой выписки указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Дата кадастровым инженером по заданию заявителя подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 8-12). В результате кадастровых работ площадь данного участка составила ... кв.м. Дата заявителем в орган кадастрового учета подано заявление с просьбой осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером № в связи с уточнением местоположения границ и площади участка, предоставлен в качестве документов оснований межевой план от Дата Дата решением отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» № (л.д. 6) отказано заявителю в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что в результате кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре недвижимости требований (... кв.м.), больше площади, сведения о котором относительно этого участка содержаться в государственном кадастре недвижимости (... кв.м.), на величину более, чем 10 % площади (30 кв.м.). Отказ мотивирован тем, что статьей 33 ЗК РФ и принятых в ее развитие нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. На иные правоотношения, связанные с реализацией собственником своих прав по распоряжению, владению или пользованию земельными участками, включая и уточнение площади земельных участков, действие норм ст. 33 ЗК РФ не распространяются. Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1). Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Таким законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, является Земельный кодекс Российской Федерации. Пунктом 5 статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, которое осуществляется на условиях, установленными настоящим Кодексом, федеральными законами. Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с п. 9 ст. 38 Закона о кадастре недвижимости, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. При этом фактическое пользование земельным участком означает отсутствие претензий по границе земельного участка со стороны собственников сопредельных территорий. В силу п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости, при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Законом Пермской области от 02.09.2003 г. № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для садоводства, огородничества и дачного строительства: максимальный размер – 0,5 га.; минимальный размер – 0,06 га. Поскольку размер земельного участка истца после уточнения границ превышает размер земельного участка, отраженный в правоустанавливающем документе, на величину, не превышающую минимальный размер земельного участка, установленного законом Пермской области от 02.09.2003 г. № 965-193, следовательно, законные основания для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости у ответчика отсутствовали. Суд не может согласиться с доводами заинтересованного лица, указанными в оспариваемом отказе, о том, что в данном случае не подлежат применению нормативные акты, принятые в пределах предоставленной компетенции уполномоченными органами субъекта РФ и местного самоуправления в части установления минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, по мотиву того, что в сферу их правового регулирования не входят вопросы возможного увеличения границ земельного участка при осуществлении ГКУ его изменений, по следующим основаниям. С учетом характера правовой нормы ст. 27 Закона о кадастре недвижимости, ее отсылки к иным нормативным актам исключительно в части определения допустимого размера земельного участка, ответчик при проведении государственного кадастрового учета изменений земельного участка не должен оценивать предмет регулирования нормативных актов публичных собственников, допустимость их применения в данной части определена ст. 27 Закона о кадастре недвижимости. Более того, каких-либо исключений из общего правила Закон Пермской области от 02.09.2003 г. № 965-193 в части установления допустимых предельных размеров земельных участков для определенного вида разрешенного использования не содержит. При таких обстоятельствах, решение органа кадастрового учета об отказе во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка не может быть признано законным и обоснованным. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным решение отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от 09.11.2011 г. № 5900/301/11-56279 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Адрес Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Т.Е. Варакшина