Жалобы на неправомерные действия должностных лиц (2-824/2012)



Дело №2-824/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 14 марта 2012 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Филатовой Е.С.

при секретаре Семидубовской К.П.,

в присутствии представителя заявителя Коноваловой К.В., представителя заинтересованного лица Старковой В.А., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Вшивкова Э.В. о признании неправомерным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части,

у с т а н о в и л:

Вшивков Э.В. обратился в суд с заявлением о признании п. 1 решения ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от Дата незаконным (уточненное заявление, л.д. 23, 24).

Заявление мотивировано тем, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Адрес, СНТ «З.», принадлежит на праве собственности Вшивкову Э.В. и Капустиной В.Ю. Дата сособственники обратились в ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» с заявлением о государственном кадастровом учете изменений принадлежащего им земельного участка. Дата заявителем получен отказ в государственном учете изменений объекта недвижимости. Одним из оснований для отказа послужило то, что в результате кадастрового учета площадь объекта увеличивается более чем на 10% его площади, указанной в государственном кадастре недвижимости. То есть участок площадью ... кв.м увеличивается на площадь, большую чем ... кв.м. Со ссылкой на положения ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ст. 33 Земельного кодекса РФ Вшивков Э.В. полагает п.1 решения, в котором указывается на невозможность кадастрового учета изменений земельного участка.

В судебное заседание заявитель Вшивков Э.В. не явился, просил рассмотреть заявление в его отсутствие. Представитель заявителя Коновалвова К.В. на удовлетворении заявления настаивает.

Представитель заинтересованного лица Старкова В.А. возражает против удовлетворения заявления, представлены письменные возражения (л.д. 25-27). Определением Дзержинского районного суда г. Перми от 14.03.2012 ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю заменено на правопреемника ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Заинтересованное лицо Капустина В.Ю. в судебное заседание не явилась, ранее представляла отзыв, в котором заявление поддержала.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относит акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

По правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

Установлено, что решением ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от Дата отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером со ссылкой на положения ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ст. 33 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что площадь уточняемого земельного участка (... кв.м) больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (... кв.м), на величину более, чем 10% площади (... кв.м), сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Кроме того, необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления кадастрового учета документах и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости в части показа правообладателя смежного земельного участка с кадастровым номером .

Заявителем оспаривается лишь первый пункт решения в части площади уточняемого земельного участка.

В соответствии с п.п.1 п.5 ст. 27 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закона о кадастре) при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Учреждение принимает решение о проведении (отказе в проведении) государственного кадастрового учета изменений земельного участка на основании нормы п.п.1 п.5 ст.27 Закона о кадастре, которая носит бланкетный (отсылочный) характер и допускает возможность увеличения площади земельного участка на величину предельного минимального размера, установленного в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения. В данном случае, с учетом характера правовой нормы ст.27 Закона о кадастре, ее отсылки к иным нормативным актам исключительно в части определения допустимого размера земельного участка, учреждение при проведении государственного кадастрового учета изменений земельного участка не должно оценивать предмет регулирования нормативных актов публичных собственников, допустимость их применения в данной части определена ст.27 Закона о кадастре.

Согласно п.п. 1, 2 ст.33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются: федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Законом Пермской области №965-193 от 02.09.2003 установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для садоводства, огородничества и дачного строительства: максимальный размер - 0,5 га; минимальный размер - 0,06 га.

Из Закона Пермского края «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Пермского района Пермского края», принятого в целях организации местного самоуправления на территории Пермского края в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», картографическое описание границ Лядовского сельского поселения исключено в связи с объединением с Сылвенским сельским поселением. В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в составе Пермского муниципального района Пермского края образовано новое муниципальное образование в результате объединения двух граничащих между собой муниципальных образований - Сылвенского сельского поселения и Лядовского сельского поселения (Закон Пермского края от 01.06.2010 №622-ПК «Об образовании нового муниципального образования Сылвенское сельское поселение»).

Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.09.2006 №395 в данном муниципальном районе установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан: для личного подсобного хозяйства максимальный размер 10 га, минимальный размер 0, 06 га.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Адрес, снт «З.», уч., имеет общую площадь ... кв.м, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства. Данный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли в праве) Вшивкову Э.В., Капустиной В.Ю.

После уточнения площадь земельного участка с кадастровым номером составила ... кв.м.

То есть увеличение земельного участка составило ... кв.м, то есть не превысило минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

Таким образом, решение ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от Дата в части отказа в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером по причине превышения площади на величину более чем 10% не может быть признано законным.

Ссылка представителя заинтересованного лица на письмо Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 №22781-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ» не может быть принята, поскольку данные документы не имеют силу нормативного акта и не подлежат обязательному применению судом.

Руководствуясь ст. ст.258, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

р е ш и л:

Признать пункт первый решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от Дата об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости незаконным.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья – ... Е.С. Филатова

...