Дело № 2-566/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 марта 2012 года г. Пермь Дзержинский районный суд города Перми в составе: Председательствующего судьи Ефремовой О.Н. При секретаре Васильевой Н.В. С участием прокурора Нестеровой А.В., представителя МАОУ ДОД «ДШИ № 15» Кылосовой О.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Перми, МАОУ ДОД «Детская школа искусств № 15» об обязании произвести финансирование затрат, обязать установить пандус, у с т а н о в и л: Прокурор Дзержинского района г.Перми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к МАОУ ДОД «Детская школа искусств № 15» (далее МАОУ ДОД «ДШИ № 15»), администрации г.Перми с требованиями о возложении обязанности на МАОУ ДОД «ДШИ № 15» установить пандус, соответствующий требованиям законодательства на входе, возложении обязанности на администрацию г.Перми произвести финансирование затрат необходимых на выполнение этих работ. Свои требования мотивирует тем, в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов в МАОУ ДОД «ДШИ № 15» по Адрес выявлено нарушение условий беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в указанный центр, а именно отсутствие пандуса. Несмотря на то, что МАОУ ДОД «ДШИ № 15» проводит выставки юных художников, концерты, спектакли театрального отделения для детей, которые могут и должны иметь возможность посещать и дети-инвалиды, при входе в школу искусств имеется крыльцо со множеством ступеней, следовательно возможность беспрепятственного посещения данного объекта социальной инфраструктуры у детей-инвалидов отсутствует. Поскольку учредителем учреждения является администрация г.Перми, собственником имущества МАОУ ДОД «ДШИ № 15» является муниципальное образование город Пермь, обязанность финансирования затрат необходимых на выполнение этих работ должна быть возложена на администрацию г.Перми. Прокурор в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении. Представитель МАОУ ДОД «ДШИ № 15» в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что на главном входе для установления пандуса требуется реконструкция входа, что требует значительных денежных затрат. Кроме того, установлением пандуса вопрос об обеспечении доступа инвалидов в школу искусств решен не будет, так как подъезд к школе затруднен. Администрация г.Перми о времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В материалы дела имеется письменный отзыв из которого следует, что финансирование затрат необходимых для установления пандуса в настоящее время является неисполнимым в силу сложности и длительности самой процедуры финансирования, а также ограниченности направленных на отрасль образования денежных средств городского бюджета. Привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица департамент финансов администрации г.Перми о времени и месте рассмотрения дела извещен, представителя в суд не направил, представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд установил. Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления. Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. МАОУ ДОД «ДШИ № 15» является юридическим лицом, на праве оперативного управления за учреждением закреплено 2-этажное кирпичное здание детского сада (лит. А), общей площадью 575, 5 кв.м, ледник (лит. Г), 2 забора, замощение, расположенные по Адрес. На праве постоянного (бессрочного) пользования за МАОУ ДОД «ДШИ № 15» зарегистрирован земельный участок под зданием детского сада по Адрес. Прокуратурой Дзержинского района г.Перми в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в МАОУ ДОД «ДШИ № 15» было выявлено нарушение условий беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в указанный центр, в частности при входе в МАОУ ДОД «ДШИ № 15» по Адрес имеется лишь крыльцо со множеством ступеней, пандус отсутствует. В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ-№ 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Из устава МАОУ ДОД «ДШИ № 15» следует, что основными целями учреждения являются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения, развития творческих способностей детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет. Указанная цель свидетельствует о том, что МАОУ ДОД «ДШИ № 15» обязано создавать условия для беспрепятственного пользования данным объектом социальной инфраструктуры всех категорий населения, включая детей-инвалидов. Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ-№181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Закон Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 устанавливает перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (ст. 4 Закона), к которым, в частности, относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, а также пандусами при входах в здания. В соответствии со ст. 6 Устава города Перми приоритетными направлениями деятельности органов городского самоуправления являются создание для жителей города благоприятной среды обитания, охрана их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей. В соответствии со ст. 8 Устава города Перми к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Анализ действующего законодательства, и в частности, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» от 07.12.1996 № 1449, Закона законодательного собрания Пермской области от 27.12.2004 № 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края», дает основание суду сделать вывод, что непосредственная обязанность к приспособлению объектов социальной инфраструктуры для использования их инвалидами лежит на собственниках указанных объектов. Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов. Следовательно, отсутствие пандуса и поручней у лестницы при входе в здание МАОУ ДОД «ДШИ № 15» по Адрес, свидетельствует о нарушении требований федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории г. Перми. Учитывая, что учредителем учреждения является комитет по культуре и искусству администрации г.Перми, а собственником имущества МАОУ ДОД «ДШИ № 15» является муниципальное образование город Пермь, то обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в МАОУ ДОД «ДШИ № 15» лежит администрации г.Перми. Как следует из пояснений представителей ответчиков, они не оспаривают необходимость либо отсутствие возможности проведения работ по установлению при входе в здание школы пандуса, ссылаясь при этом на отсутствие достаточного финансирования. Суд находит данный довод несостоятельным, поскольку выполнение требования законодательства о социальной защите инвалидов не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия финансирования. При этом действующее законодательство требует обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры именно с поверхности земли и не возлагает на собственника здания обязанностипо обеспечению данного доступа именно через центральный вход. В судебном заседании представитель МАОУ ДОД «ДШИ № 15» не представил доказательств невозможности переоборудования одного из трех входов в здание МАОУ ДОД «ДШИ», кроме того, в своих пояснениях не оспаривает возможность переоборудования центрального входа. Учитывая, что в соответствии с пунктом 3.13 СНиП РФ 35-01-2001 в здании должен быть вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли. Согласно технического паспорта здания МАОУ ДОД «ДШИ № 15» в здание имеется три входа, которые имеют лестницы, суд приходит к выводу о том, что ответчиками не исполняются установленные законодательством требования по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание МАОУ ДОД «ДШИ № 15». Таким образом, суд возлагает на МАОУ ДОД «ДШИ № 15» обязанность по установлению пандуса, соответствующего требованиям законодательства на входе МАОУ ДОД «ДШИ № 15» по Адрес, а на администрацию г. Перми следует возложить обязать по финансированию мероприятий по установке пандуса на входе в МАОУ ДОД «ДШИ № 15». Закрепляющее обязанность положение ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Перми, МАОУ ДОД «Детская школа искусств № 15» – удовлетворить. Обязать Администрацию г. Перми произвести финансирование мероприятий по установке пандуса, соответствующего требованиям законодательства, на входе в МАОУ ДОД «Детская школа искусств № 15» по Адрес. Обязать МАОУ ДОД «Детская школа искусств № 15» установить пандус, соответствующий требованиям законодательства, на входе в МАОУ ДОД «Детская школа искусств № 15» по Адрес. Решение в течение 1 месяца со дня изготовления его в окончательном виде может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми. Судья – О.Н. Ефремова