Дело №2-1509/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 28 апреля 2012 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Семидубовской К.П.,
с участием заявителя Стариковой Е.И., представителя заинтересованного лица Щегалевой Е.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стариковой Е.И. о признании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Старикова Е.И. обратилась в суд с заявлением о признании отказа Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в выдаче заявителю паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, незаконным, возложении на Управление Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю обязанности выдать Стариковой Е.И. паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Заявление мотивировано тем, что уведомлением Управления ФМС России по Пермскому краю от Дата № Стариковой Е.И. отказано в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, на основании п.3 ст.15 Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» до вынесения решения по следственному делу №, возбужденному ОВД Индустриального района г. Перми ч.... ст.... УК РФ. С решением об отказе № от Дата, ссылка на которое содержится в уведомлении, Старикова Е.И. не ознакомлена. С учетом положений п.3 ст.15, ст.ст. 16, 18 приведенного Закона, ч.2 ст.27 Конституции РФ, предусматривающую право на свободный выезд за пределы Российской Федерации, въезд на территорию Российской Федерации, п.2 ст.2 протокола №4 от 16.09.1963 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 12 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 Старикова Е.И. полагает принятое решение незаконным. Уведомление содержит наименование органа – ОВД Индустриального района г. Перми, адрес данного органа отсутствует. Однако, данный орган никаких решений по ограничению права заявителя на выезд не принимал, о возбуждении данным органом в отношении заявителя уголовного дела № заявителю неизвестно. Учитывая, что загранпаспорт Стариковой Е.И. от июня 2007 года является действующим, находится у нее и не изъят до настоящего времени, Старикова Е.И. до настоящего времени выезжала и въезжала по нему в Российскую Федерацию, полагает, что решение об ограничении на выезд из Российской Федерации в отношении заявителя не выносилось. Закон предусматривает возможность изъятия загранпаспорта уполномоченным органом, но не отказ в выдаче загранпаспорта. Управление ФМС России по пермскому краю обязано привести основания для установления ограничения на выезд Стариковой Е.И. из Российской Федерации, однако, оно не исследовало индивидуальную ситуацию, не объяснило необходимость применения к заявителю подобной меры, то есть не осуществило необходимую оценку соразмерности ограничения права на выезд за границу, не представило достаточного обоснования в этом отношении. Сам по себе факт возбуждения уголовного дела, даже если бы в отношении заявителя такое дело было возбуждено ОВД Индустриального района г. Перми, не является безусловным основанием для лишения Стариковой Е.И. права свободно выезжать из Российской Федерации и возвращаться в Российскую Федерацию. Уголовно-процессуальный закон не содержит запрет покидать территорию Российской Федерации подозреваемым и обвиняемым с согласия лица, в производстве которого находится уголовное дело. Следовательно, сам по себе факт наличия возбужденного уголовного дела не свидетельствует о том, что лицу запрещено покидать территорию Российской Федерации.
В судебном заседании Старикова Е.И. на удовлетворении жалобы настаивает по приведенным доводам.
Представитель заинтересованного лица Щегалева Е.А. жалобу не признала, представила письменный отзыв (л.д. 16-18).
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Старикова Е.И. Дата обратилась в УФМС России по Пермскому краю с заявление о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
На основании п.3 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Стариковой отказано в оформлении паспорта (решение от Дата), о чем в адрес Стариковой Е.И. Дата за № направлено уведомление. В качестве основания указано следственное дело №, возбужденное ОВД Индустриального района г. Перми по ч.... ст.... УК РФ.
Согласно Международному пакту от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах», к которому присоединилась Россия, каждое лицо имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц и совместимы с признаваемыми в указанном Пакте другими правами.
В соответствии с ч.2 ст.27 Конституции РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Содержащееся в Конституции Российской Федерации указание на то, что выезд за пределы Российской Федерации осуществляется свободно, не означает, однако, невозможность ограничительной регламентации данного права федеральным законодателем, - беспрепятственным является лишь возвращение в Российскую Федерацию ее граждан, право же на выезд за пределы Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях - защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем ограничения конституционных прав и свобод, включая право на свободный выезд за пределы Российской Федерации, допустимы лишь при условии их соразмерности указанным конституционно значимым целям, не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией РФ и федеральными законами. Данный вывод в полной мере согласуется с положениями п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека и п.3 ст.2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которых каждый человек при осуществлении своих прав и свобод может быть подвергнут только таким ограничениям, какие предусмотрены законом и необходимы в интересах обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и предотвращения преступлений, обеспечения общего благосостояния в демократическом обществе.
Данная правовая позиция закреплена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.12.2009 №19-П «По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова».
С учетом преамбулы и ст.2 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.
Согласно п.3 ст.15 приведенного Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда.
Данное положение является частью преследующего самостоятельные цели законодательного регулирования отношений по поводу выезда из Российской Федерации - включая определение круга оснований, наличие которых требует для защиты конституционно охраняемых ценностей введения мер ограничительного характера.
В силу ст.п.1 ч.1 ст.6 УПК РФ одним из назначений уголовного судопроизводства является защита защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В том числе в этих целях устанавливаются соответствующие ограничения для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, для предотвращения возможности неисполнения приговоров.
Пункт 72 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного Приказом ФМС РФ от 03.02.2010 №26, предусматривает, что при установлении предусмотренных статьей 15 Федерального закона оснований для временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации, а также при несогласии одного из законных представителей несовершеннолетнего гражданина (родитель, усыновитель, опекун или попечитель) на его выезд из Российской Федерации паспорт не оформляется. Заявителю выдается письменное уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
Сотрудник, уполномоченный на проведение проверок по заявлениям, обеспечивает ввод результатов проведенных проверок и сведений о принятом решении в базу данных автоматизированного рабочего места в соответствии с требованиями пользователя программно-аппаратного комплекса. По результатам рассмотрения заявления руководитель (заместитель руководителя) соответствующего подразделения территориального органа либо ФМС России (в пределах ее компетенции) принимает решение, которое является основанием для выдачи либо для отказа в выдаче гражданину паспорта. Такое решение оформляется путем проставления штампа на свободной части первого экземпляра заявления (приложение N 7 к Административному регламенту) – п.п. 70, 71 Административного регламента.
При этом в целях выявления наличия оснований, предусмотренных Федеральным законом, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина на выезд из Российской Федерации и отказ в выдаче паспорта, сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявлений, не позднее следующих двух рабочих дней с даты принятия заявления к рассмотрению направляет запросы в органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, службу судебных приставов, а при необходимости и в иные органы исполнительной власти, а также организует проверку по учетам ФМС России и ее территориальных органов (п.55 Административного регламента).
Согласно сведениям, поступившим из Информационного центра ГУ МВД России по Пермскому краю, в отношении Стариковой Е.И. имеется уголовное дело №, возбужденное в ... году, приговор Индустриального районного суда г. Перми от Дата был отменен по постановлению Пермского краевого суда от Дата, уголовное дело направлено на новое рассмотрение (приведено дословно). Сведения о реабилитации Стариковой Е.И. отсутствуют.
С учетом данных сведений решение об отказе в выдаче заграничного паспорта принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ от 03.02.2010 №26. Административный регламент опубликован в установленном порядке, является нормативным актом, обязательным к исполнению.
Старикова Е.И. обратилась в суд с жалобой на действия должностного лица в порядке главы 25 ГПК РФ, при рассмотрении в пределах которой судом дается оценка правомерности действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц. Суд не может подменять своим решением решение органа, уполномоченного на проведение регистрационного действия.
Кроме того, по запросу суда из Отдела полиции №2 (дислокация Индустриальный район) УМВД России по г. Перми поступила справка по уголовному делу №, согласно которой Дата Стариковой Е.И. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.... ст. ... УК РФ. По сведениям Индустриального районного суда г. Перми в производстве данного суда находится уголовное дело в отношении Стариковой Е.И. .... Пояснения Стариковой Е.И. о том, что какое-либо дело в отношении нее не возбуждалось, не соответствуют действительности. Кроме того, не имеет значения, возбуждалось ли дело в отношении Стариковой Е.И. или по факту совершения преступления.
Отказ в выдаче заграничного паспорта является одной из мер, направленных на ограничение выезда, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», и не противоречит ст. 18 данного Закона, предусматривающего изъятие действующего заграничного паспорта. Статья 10 данного Закона прямо указывает на то, что при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.15 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ, либо в случае несогласия одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается соответствующее уведомление с изложением причины отказа в оформлении (выдаче) паспорта.
То обстоятельство, что действующий заграничный паспорт, выданный на имя Стариковой Е.И., до настоящего времени не изъят, Старикова Е.И. неоднократно выезжала за пределы Российской Федерации, на законность обжалуемого решения не влияет. Следует отметить, что изъятие заграничного паспорта к компетенции должностных лиц отдела выдачи заграничных паспортов УФМС России по Пермскому краю не относится.
Уведомление, направленное Стариковой Е.И., по своему содержанию соответствует требованиям ст. 16 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ, содержит все необходимые сведения. Органом, принимающим решение об ограничении выезда, является именно Федеральная миграционная служба.
С учетом изложенного заявление Стариковой Е.И. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ,
р е ш и л:
Стариковой Е.И. отказать в удовлетворении заявления о признании отказа Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в выдаче заявителю паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, незаконным, возложении на Управление Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю обязанности выдать Стариковой Екатерине Игоревне паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья – Е. С. Филатова