Прочие исковые дела (2-1787/2012)



Дело №2-1787/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 28 апреля 2012 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Филатовой Е.С.

при секретаре Семидубовской К.П.,

с участием представителя истца заместителя прокурора г. Гремячинска Юнусовой Ф.Г., представителя ответчика Черных А.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Гремячинска Пермского края Байбакова С.А. к федеральному казенному учреждению «Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» возложении обязанности по выполнению требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Гремячинска Пермского края обратился в суд с иском к ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (ФКУ ЦИИИ ГУФСИН России по Пермскому краю) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в помещении филиала по Гремячинскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю (Адрес): доукомплектовать помещение первичными средствами пожаротушения (п. 108, пр. 3 ППБ 01-03); исключить на окнах размещение глухих металлических решеток, не отвечающих требованиям пожарной безопасности (п. 40 ППБ 01-03); выполнить план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТом 12.2.143-2009; выполнить окраску стен на путях эвакуации негорючими материалами (п.53 ППБ 01-03).

Исковое заявление мотивировано тем, что в период с Дата по Дата прокуратурой Горнозаводского района Дата по поручению прокуратуры Пермского края проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в помещении филиала по Гремячинскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю. Постановлением главы Гремячинского городского поселения от Дата «О предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование» нежилое помещение общей площадью ... кв.м (в том числе вспомогательной ... кв.м), расположенное по адресу: Адрес, предоставлено в безвозмездное пользование Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции №8 ГУФСИН России по Пермскому краю с целевым назначением – под офис. Дата Администрацией Гремячинского городского поселения и Межрайонной уголовно-исполнительной инспекцией №8 ГУФСИН России по Пермскому краю заключен договор безвозмездного пользования указанным нежилым помещением, п.4.1 которого предусмотрено, что Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №8 ГУФСИН России по Пермскому краю несет ответственность за нарушения правил пожарной безопасности. В соответствии с приказом ФСИН России от Дата в связи с реорганизацией системы исполнения наказаний в Российской Федерации образовано федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» путем слияния Межрайонный уголовно-исполнительных инспекций ГУФСИН России по Пермскому краю. Дата в результате проверки, проведенной совместно с должностными лицами отделения надзорной деятельности по пожарному надзору по Гремячинскому району установлено, что проверяемое помещение не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения (п. 108, пр. 3 ППБ 01-03) не исключено на окнах размещение глухих металлических решеток, не отвечающих требованиям пожарной безопасности 9п.40 ППБ 01-03), не выполнен план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТом 12.2.143-2009, не выполнена окраска стен на путях эвакуации негорючими материалами (п.53 ППБ 01-03). Фактическая бездеятельность ответчика в обеспечении пожарной безопасности в помещении УИИ по Гремячинскому району может повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей, состоящих на учете в УИИ, повреждению имущества граждан и юридических лиц в результате пожара, негативно сказывается на противопожарной защищенности ИИ как объекта исполнения наказания.

В судебном заседании заместитель прокурора Юнусова Ф.Г. на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель ответчика Черных А.А. исковые требования признал.

В качестве свидетеля допрошен начальник отделения надзорной деятельности по Гремячинскому муниципальному району 19 ОНД по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам Терентьев В.В., участвовавший в проверке Дата, пояснил, что на площадь занимаемого филиалом помещения должно быть не менее двух двухлитровых огнетушителей либо допускается один четырехлитровый огнетушитель, в проверяемом помещении находится один двухлитровый огнетушитель. Необходимо, чтобы в каждом кабинете была установлена открывающая решетка. В соответствии с представленным планом эвакуационный путь – длинный коридор, который УИИ не занимается. Однако, в помещении один длинный коридор, решетки глухие. В помещения находится достаточное большое количество людей.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, представленные документы, суд установил.

Дата должностным лицом прокуратуры г. Гремячинска на основании поручения прокуратуры Пермского края, ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» с участием начальника отделения надзорной деятельности по Гремячинскому муниципальному району 19 отдела надзорной деятельности по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам УНД ГУ России по Пермскому краю проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в помещении филиала по Горнозаводскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю, расположенном по адресу: Адрес

В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований п.108, пр. 3 ППБ 01-03 помещение не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения; в нарушение п.40 ППБ 01-03 не исключено на окнах размещение глухих металлических решеток, не отвечающих требованиям пожарной безопасности; не выполнен план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТом 12.2.143-2009; в нарушение п.53 ППБ 01-03 применены горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен на путях эвакуации помещения филиала.

Наличие указанных нарушений подтверждается информацией, предоставленной отделением надзорной деятельности по Гремячинскому району… от Дата , справкой заместителя прокурора г. Гремячинска по результатам проверки от Дата, протоколом осмотра помещения от Дата с фототаблицей, не оспаривается представителем ответчика.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.

Постановлением Администрации Гремячинского городского поселения пермского края от Дата ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №8 ГУФСИН России по Пермскому краю» предоставлено в безвозмездное пользование нежилое помещение общей площадью ... кв.м (в том числе вспомогательной ... кв.м), расположенное по адресу: Адрес на период с Дата по Дата.

Дата Администрацией Гремячинского городского поселения (ссудодатель) и ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №8 ГУФСИН России по Пермскому краю» (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением, в соответствии с которым ФБУ переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: Адрес, общей площадью ... кв.м ... том числе вспомогательной ... кв.м), под офис с Дата по Дата.

В соответствии с приказом ФСИН России от Дата в связи с реорганизацией системы исполнения наказаний в Российской Федерации образовано федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» путем слияния Межрайонный уголовно-исполнительных инспекций ГУФСИН России по Пермскому краю.

Постановлением Администрации Гремячинского городского поселения Пермского края от Дата приведенный выше договор прекращен с Дата, указанное помещение предоставлено в безвозмездное пользование ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю на срок с Дата по Дата.

Согласно Уставу ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю данное учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, является юридическим лицом, вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах, иметь лицевые счета.

В силу п.п. 2.3.1 Устава ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений нормативных актов, а также Устава ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю именно последнее должно принимать меры по выполнению требований пожарной безопасности в помещениях, используемых Гремячинским филиалом.

Доказательства того, что именно собственник помещений (Муниципальное образование «Г.») должен нести обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности в помещениях, переданных ответчику, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлены.

Исковые требования прокурора г. Гремячинска в части устранения укомплектования помещений огнетушителями в соответствии с установленными требованиями приложения 3 ППБ 01-03, исключению на окнах помещения глухих металлических решеток (в кабинете (помещение №20 на плане нежилого помещения) с двумя окнами на одном из них установка глухой решетки возможна).

Исковые требования в оставшейся части удовлетворению не подлежат.

Пункт 53 ППБ 01-03 запрещает при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.

Согласно ст.2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

Занимаемое ответчиком помещение согласно плану, протоколу осмотра помещения состоит из четырех помещений: кабинет ожидания, кабинет инспектора, кабинет начальника УИИ, подсобное помещение. Согласно пояснениям Тереньева В.В. в данном случае под путями эвакуации подразумевается коридор, ведущий к выходу из указанных помещений. Вместе с тем, данный коридор имеет общее назначение, им пользуются владельцы иных помещений, расположенных в нежилом помещении на первом этаже дома №12 по ул. Грибоедова. Доказательства наличия между ответчиком и Администрацией Гремячинского городского поселения соглашения о содержании данного коридора (включая ремонт), в том числе, в целях соблюдения правил пожарной безопасности, не представлены.

ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» по области применения распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы и элементы системы, в том числе планы эвакуации. Пункт 4.5.1 данного ГОСТ Р определяет, что разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения, в том числе в фотолюминесцентном исполнении, и вывешивания на видных местах, тем самым предусматривается и другое исполнение планов эвакуации. ППБ 01-03 не устанавливают каких-либо требований к планам эвакуации. Допускается изготовление и применение планов эвакуации при пожаре в несветящемся исполнении (на бумажном носителе). Таким образом, требование о выполнении плана эвакуации людей в случае пожара в соответствии с указанным стандартом обоснованным не является.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

р е ш и л:

Возложить на федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» обязанность в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности:

- укомплектовать помещение филиала по Гремячинскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю, расположенное по адресу: Адрес первичными средствами пожаротушения (п. 108, пр. 3 ППБ 01-03);

- исключить на окнах помещения филиала по Гремячинскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю, расположенного по адресу: Адрес, размещение глухих металлических решеток в нарушение п.40 ППБ 01-03.

Исковые требования прокурора г. Гремячинска Пермского края в оставшейся части оставить без удовлетворения.

Решение в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья Е.С. Филатова