Дело №2-756/2012 Именем Российской Федерации г. Пермь 09 апреля 2012 года Дзержинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Филатовой Е.С. при секретаре Семидубовской К.П. с участием представителя истца помощника прокурора Чудиновой С.В., представителя ответчика Карпова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Перми Рассейкина А.М. в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «ПромхимПермь» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, у с т а н о в и л: Прокурор Кировского района г. Перми в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «ПромхимПермь» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию локальной системы оповещения, возложении на ЗАО «ПромхимПермь» обязанности создать локальную систему оповещения в соответствии с требованиями законодательства. Исковые требования со ссылкой на положения Федерального закона от 24.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» мотивированы следующим. Прокуратурой Кировского района г.Перми по информации об отсутствии на прилегающей к ЗАО «ПромхимПермь» территории локальной системы оповещения для предупреждения населения об опасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций проведена проверка исполнения ЗАО «Промхимпермь» требований законодательства РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ЗАО «ПромхимПермь» осуществляет деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов на основании лицензии № от Дата сроком до Дата, выданной обществу Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, с местом осуществления лицензируемого вида деятельности – Адрес. Дата Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано свидетельство о регистрации № в том, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые ЗАО «ПромхимПермь», зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно свидетельству о регистрации № от Дата к опасным производственным объектам ЗАО «ПромхимПермь» относится цех по производству химической продукции (рег. номер №, дата рег. Дата). Указанный объект подлежит перерегистрации до Дата. В связи с нахождением в непосредственной близости друг от друга потенциально опасных объектов ООО «П.», Пермский филиал ФГУП «РНЦ «Р.», ЗАО «ПромхимПермь», ООО НПФ «О.» Дата на совместном совещании представителей указанных организаций с участием представителей ЗАО «К.» (разработчик системы), МУ «З.» было принято решение о создании объединенной локальной системы оповещения поселка Крым. Единым заказчиком выступил Пермский филиал ФГУП «РНЦ «Р.». Дата между Пермским филиалом ФГУП «РНЦ «Р.» и ЗАО «К.» был заключен договор № на разработку проектно-сметной документации объединенной локальной системы оповещения. Проектно-сметная документация выполнена в соответствии с техническим заданием ЗАО «К.», согласована в установленном порядке и представлена заказчику в полном объеме Дата для оплаты выполненных работ. Стоимость проекта составила ... рублей, стоимость монтажа оборудования объединенной локальной системы оповещения составляет ... рублей. Дата в Администрации Кировского района г. Перми состоялось совместное совещание по вопросу выполнения обязательств по договору о разработке проектно-сметной документации строительства объединенной локальной системы оповещения, с участием представителей Пермского филиала ФГУП «РНЦ «Р.», ЗАО «ПромхимПермь», ООО «П.» и МУ «З.», где было принято решение об оплате проектно-сметной документации всеми участниками в сумме 1/3 от ... рублей и дальнейшем финансировании строительства локальной системы оповещения. В рамках данного решения для оплаты стоимости проектно-сметной документации каждым предприятием заключены отдельные договоры с ЗАО «К.», ЗАО «ПрохимПермь» такой договор заключен Дата за №. Дата ЗАО «Промхимпермь» частично оплатило свою долю затрат на разработку проектно-сметной документации – ... рублей (платежное поручение № от Дата). Ссылка руководства ЗАО «ПромхимПермь» на приобретение системы ревун» марки ... для оповещения работников ЗАО «ПромхимПермь», работников соседнего предприятия и лиц, находящихся в зоне локализации аварийной ситуации (784 м), о произошедшей аварии не освобождает ЗАО «ПромхимПермь» от выполнения требований федерального законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по созданию и поддержанию в постоянной готовности локальных систем оповещения от чрезвычайных ситуациях. Система «ревун» в соответствии с требованиями действующего законодательства системой оповещения не является, ее установка не может означать создание локальной системы оповещения, кроме того, в районах размещения химически опасных объектов установлены зоны действия локальных систем оповещения – в радиусе до 2,5 км вокруг объектов. Предпринятые ответчиком меры, направленные на исполнение требований действующего законодательства. Являются явно недостаточными. До настоящего времени закупка оборудования и монтаж объединенной локальной системы оповещения не произведены, какие-либо иные действия, направленные на непосредственное строительство системы оповещения, предприятием не приняты. Требования приведенных выше нормативных актов не соблюдены. Создание локальной системы оповещения направлено на защиту персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения при авариях и катастрофах, обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до указанных лиц. Невыполнение требований федерального законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по созданию локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях является недопустимым, может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Чудинова С.В. на удовлетворении исковых требований настаивает. Представитель ответчика Карпов А.А., занимающий должность директора ЗАО «ПромхимПермь» с исковыми требованиями не согласен. Со стороны ГУ МЧС, Администрации Кировского района г. Перми нареканий не было, нарушение устранено – установлена система оповещения «Ревун». Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд установил. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). Статья 14 данного закона возлагает на организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязанность в том числе создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Система оповещения в силу Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 №422/90/376, представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения. Системы оповещения создаются:... на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. ЗАО «ПромхимПермь» осуществляет деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов на основании лицензии № от Дата сроком до Дата, выданной обществу Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, с местом осуществления лицензируемого вида деятельности – Адрес. Дата Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано свидетельство о регистрации № в том, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые ЗАО «ПромхимПермь», зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно свидетельству о регистрации № от Дата к опасным производственным объектам ЗАО «ПромхимПермь» относится цех по производству химической продукции (рег. номер №, дата рег. Дата). Дата МЧС РФ утверждены Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, согласно которым (п.2.2.8) зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта: в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта); в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов; в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от каждого объекта. В силу Методических рекомендаций… создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи. Мероприятия по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения проводятся под руководством руководителей этих объектов, являющихся по должности начальниками гражданской обороны (НГО), с участием органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации или города (городского района), а также соответствующих служб оповещения и связи гражданской обороны (п. 4.1 Методических рекомендаций…). В соответствии с п.4.4 Методических рекомендаций... в плане мероприятий по созданию локальной системы оповещения весь период работ целесообразно разделить на три этапа: подготовка к проектированию и проектирование локальной системы оповещения - 4 - 8 месяцев; проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ - 8 - 12 месяцев; приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО - 4 - 8 месяцев. На первом этапе: разрабатывается техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения; определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ; проводятся проектные работы; осуществляется приемка и утверждение проекта (п.4.5). Факт установки системы «Ревун переменного тока РВП» не свидетельствует о создании ЗАО «ПрохимПермь» локальной системой оповещения, поскольку не задействована на оповещение населения, кроме того, предназначен для подачи звукового сигнала в системах тревожной сигнализации переменного тока (паспорт). То есть голосовой сигнал по совокупности в данном случае отсутствует. Вместе с тем, в материалы дела представлен договор № от Дата на разработку проекта технологических средств локальной системы оповещения людей на объекте ЗАО «ПромхимПермь», то есть на момент рассмотрения настоящего гражданского дела предприятие приступило к первому этапу создания локальной системы. Основания для дополнительного возложения на ответчика обязанности по созданию локальной системы путем судебного акта, предмет иска в данном случае на настоящее время отсутствуют. Относительно требований о признании незаконным бездействия ЗАО «ПромхимПермь» в виде непринятия мер по созданию локальной системы оповещения незаконным, то при, как установлено, соответствующие работы ответчиком ведутся. Кроме того, как указывается в исковом заявлении и подтверждается материалами дела, ранее ответчик участвовал с иными предприятиями в разработке объединенной локальной системы оповещения, что стало невозможным по независящим от него причинам. С учетом изложенного исковые требования прокурора Кировского района г. Перми не подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, р е ш и л: Прокурору Кировского района г. Перми отказать в удовлетворении иска к ЗАО «ПромхимПермь» о признании непринятия мер по созданию локальной системы оповещения незаконным, возложении обязанности по созданию системы оповещения в соответствии с требованиями законодательства. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья – ... Е.С. Филатова ...