О защите прав потребителей (2-1700/2012)



Дело № 2-1700-12

Решение

Именем Российской Федерации

г. Пермь 31 мая 2012 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Суворовой К.А.,

при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,

с участием представителя ответчика Головиной Я.М., действующей на основании доверенности от 14.03.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селиверстовой О.Ю. к ОАО «Ростелеком» Пермский филиал о защите прав потребителей,

установил:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконными действий по зачислению поступивших платежей в оплату за абонентскую телефонную линию в счет оплаты иных услуг, по отключению абонентской линии в период с 15.10.2011 по 10.11.2011 года и в период с 26.12.2011 по день подключения, обязании предоставить возможность пользоваться услугами местной телефонной связи 24 часа в сутки и подключить абонентскую линию, обязании зачесть поступившие платежи только за услуги местной телефонной связи, компенсации морального вреда в размере ... руб., взыскании неустойки за период с 25.10.2011 по 10.11.2011 года в размере ... руб., с 26.12.2011 года по день подключения по 3 % за каждый час просрочки, не более стоимости услуги телефонной связи за весь период нарушения установленных сроков оказания услуг телефонной связи, взыскании убытков за направление писем в Роспотребнадзор и Антимонопольный комитет в размере ... руб., обязании произвести перерасчет за неоказанные услуги за весь период невозможности пользоваться услугами связи, взыскании штрафа в доход бюджета.

Свои требования мотивирует тем, что 07.04.2000 между ней и ОАО «Уралсвязьинформ» заключен договор на оказание телефонной связи № 1184352, 05.02.2002 в связи с переездом в договор внесены изменения в адрес установки телефона, был изменен абонентский номер ... Правопреемником ОАО «Уралсвязьинформ» является ОАО «Ростелеком» в лице Пермского филиала. Договором предусмотрена обязанность оператора связи обеспечить абоненту возможность пользования телефонной связью с использованием выделенного абонентского номера. В 2008 году истицей заключен договор (предварительного выбора) № 1184352 об оказании услуг междугородней (международной) телефонной связи с ОАО «Межрегиональный транзит телеком». С 25.10.2011 выделенная истице абонентская линия была отключена без объяснения причин, 10.11.2011, после обращения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, была вновь подключена. 26.12.2011 телефон снова был отключен по инициативе оператора связи, несмотря на полную оплату услуг. Как стало известно истице, отключение телефона в октябре 2011 было произведено за некую задолженность по услугам междугородней связи, при том, что договора с ответчиком по данной услуге связи не имеется. В ноябре 2011 ответчиком получены от истицы денежные средства в оплату за услуги местной телефонной связи, при этом, без ее согласия, часть денежных средств была зачислена за иные услуги. Истица при предъявлении иска ссылается на п.59, 60, 117, 118, 119, 139, 140 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, считая действия ответчика незаконными, нарушающие ее права как потребителя. В связи с незаконностью их действий истица испытала нравственные и физические страдания, которые выразились в неудобстве – невозможности пользования оплаченной услугой, необходимостью обращаться в контролирующие органы в связи с бездействием ответчика.

Истец в судебное заседание не явилась, просила суд о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Из письменного отзыва на иск следует, что исковые требования ответчик признает в части неправомерного приостановления оказания услуг местной телефонной связи в период с 25.10.2011 по 10.11.2011 года. За указанный период ОАО «Ростелеком» проведен перерасчет абонентской платы в сумме ... руб. 26.12.2011 года оказание услуг связи по телефону ..., абонентом которого является истец, было приостановлено в связи с имеющейся задолженности за услуги местной телефонной связи в сумме ... руб. Согласно положениям п. 60 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи абонент обязан вносить плату за оказанные ему услуги телефонной связи и иные услуги в полном объеме и в определенные в нем сроки. Согласно п. 118 указанных выше Правил, при нарушении сроков оплаты услуг оператор имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием автоинформаторов. Считают, что приостановление 26.12.2011 года оказания услуг местной телефонной связи Селиверстовой О.Ю. обоснованно, в связи с имеющейся задолженностью. После получения претензии истца от 10.02.2012 года проведена корректировка начислений за услуги междугородней связи, несмотря на то, что услуги ей были оказаны. Требование истца о подключении абонентской линии и предоставлении возможности пользоваться услугами связи по телефону ..., о зачете поступивших платежей в счет оплаты услуг местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» исполнено.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, пользующихся услугами связи, определяют ФЗ «О связи» и Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 310 от 18.05.2005 года (далее – Правила).

В соответствии с п.59 Правил оператор связи обязан: оказывать абоненту и (или) пользователю услуги телефонной связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором; устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие пользованию услугами телефонной связи; предоставлять абоненту-гражданину возможность выбора системы оплаты местных телефонных соединений; извещать абонентов и (или) пользователей через средства массовой информации об изменении тарифов на услуги телефонной связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов; создавать условия для беспрепятственного доступа абонентов и (или) пользователей, в том числе инвалидов, к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями, включая места оказания услуг телефонной связи и места их оплаты; назначать по согласованию с абонентом и (или) пользователем новый срок исполнения услуг телефонной связи, если несоблюдение сроков было обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы.

В соответствии с п. 60 Правил абонент обязан вносить плату за оказанные ему услуги телефонной связи и иные предусмотренные в договоре услуги в полном объеме и в определенные в нем сроки.

Согласно положениям ч. 3 ст. 44 ФЗ «О связи» в случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 117 Правил предусмотрено, что абонент и (или) пользователь вправе потребовать возврата средств, уплаченных за пользование услугами телефонной связи, за период отсутствия возможности воспользоваться услугами телефонной связи не по вине этого абонента и (или) пользователя.

Пунктом 118 Правил предусмотрено, что в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных ФЗ «О связи», настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).

Судом установлено и следует из материалов дела, что 07.04.2000 года между ОАО «Уралсвязьинформ» и Селиверстовой О.Ю. заключен договор об оказании услуг телефонной связи, по условиям которого оператор связи предоставляет, а абонент пользуется платными услугами телефонной связи. В соответствии с лицензией и техническими возможностями сетей и средств связи оператор связи оказывает следующие услуги: предоставление доступа к телефонной сети, предоставление местного автоматического соединения, предоставление междугороднего соединения, предоставление международного соединения, предоставление платных и бесплатных услуг справочно-информационных служб.

Согласно п. 2.1, 2.4 договора, абоненту выделен абонентский номер ..., адрес установки абонентского устройства: ...

Условиями договора, п. 4.1, предусмотрено, что оператор связи и абонент имеют права и обязанности в соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи и настоящим договором.

Оплата услуг телефонной связи производится на условиях, определенных настоящим договором. Стоимость предоставляемых абоненту услуг определяется в соответствии с действующим прейскурантом тарифов на услуги связи, утверждаемым оператором связи на момент предоставления данной услуги в соответствии с действующим законодательством. Абонент ежемесячно оплачивает оказанные услуги по предоставленным в предыдущем месяце международным, междугородним и местным соединениям, дополнительным услугам, а также абонентскую плату на текущий месяц. Оплата услуг может производиться в соответствии с выставленным оператором связи счетом. Выставление счета производиться оператором связи при наличии технической возможности путем его выдачи в пунктах услуг электросвязи, где производится оплата услуг связи. Абонент обязан до 10 числа месяца получить счет и в срок указанный в счете произвести оплату услуг телефонной связи. В случае неполучения счета до 10 числа месяца абонент обязан произвести оплату услуг до 15 числа текущего месяца (п. 5.2, 5.3).

05.02.2002 года в договор об оказании услуг телефонной связи от 07.04.2000 года внесены изменения в части адреса установки телефона: ..., и абонентского номера: ...

Правопреемником ОАО «Уралсвязьинформ» является ОАО «Ростелеком».

За октябрь 2011 года ОАО «Ростелеком» Селиверстовой О.Ю. выставлен счет на сумму ... руб., включая начисление на сумму ... руб. за услуги местной связи и на сумму ... руб. за услуги междугородней связи.

За ноябрь 2011 года предъявлен счет на сумму ... руб., включающий начисления за услуги местной связи на сумму ... руб. с учетом перерасчета за абонентскую линию и за услуги междугородной связи на сумму ... руб.

Счет за декабрь 2011 года предъявлен на сумму ... руб., включающий начисления за услуги местной связи в сумме ... руб., задолженность за услуги междугородней связи ... руб. и задолженность ... руб. из-за неполной оплаты в ноябре услуг местной связи.

Счет за январь 2012 года предъявлен на сумму ... руб., включающий начисления в сумме ... руб. за услуги местной связи, задолженность за услуги междугородней связи ... руб. и задолженность ... руб. из-за неполной оплаты услуг местной связи в предыдущий период.

За февраль 2012 года счет предъявлен на сумму ... руб., включающий начисления в сумме ... руб. за услуги местной связи, задолженность за услуги междугородной связи ... руб. и задолженность ... руб. из-за неполной оплаты услуг местной связи в предыдущие периоды.

Из ответа ОАО «Ростелеком» на заявление Селиверстовой О.Ю. от 13.03.2012 года следует, что истцом по счету за август 2011 года 03.09.2011 года оплачено ... руб., за сентябрь 2011 года выставлен счет на сумму ... руб. (включающий начисления за услуги местной связи на сумму ... руб. и услуги междугородней связи в сумме ... руб.) истцом 09.10.2011 года оплачено в сумме ... руб., 25.10.2011 года оказание услуг телефонной связи приостановлено из-за неоплаты услуг междугородней связи. Счет за октябрь 2011 года на сумму ... руб., включающий начисления на сумму ... руб. за услуги местной связи и на сумму ... руб. за услуги междугородней связи, оплачен истцом 15.11.2011 года в сумме ... руб. 10.11.2011 года оказание услуг телефонной связи восстановлено. Одновременно выполнен перерасчет начислений абонентской платы за абонентскую линию в период отключения телефона с 25.10.2011 по 10.11.2011 года в сумме ... руб. К оплате за ноябрь 2011 года предъявлен счет на сумму ... руб., включающий начисления за услуги местной связи на сумму ... руб. с учетом перерасчета за абонентскую линию и за услуги междугородной связи на сумму ... руб. с учетом перерасчета по тарифам ОАО «МТТ», счет истцом оплачен 20.12.2011 года в сумме ... руб., из-за отсутствия оплаты в полном объеме оказание услуг телефонной связи приостановлено 25.12.2011 года. 29.12.2011 года в компании принято решение о восстановлении оказания услуг телефонной связи на новогодние праздничные дни без поступления оплаты. По состоянию на 10.01.2012 года поступление оплаты не зафиксировано, оказание услуг телефонной связи вновь приостановлено из-за оплаты в неполном объеме. Счет за декабрь 2011 года предъявлен на сумму ... руб., включающий начисления за услуги местной связи в сумме ... руб., задолженность за услуги междугородней связи ... руб. и задолженность ... руб. из-за неполной оплаты в ноябре услуг местной связи. Счет оплачен Селиверстовой О.Ю. 18.01.2012 года в сумме ... руб., телефонная связь восстановлена. 25.01.2012 года оказание услуг вновь приостановлено из-за отсутствия полной оплаты. Счет за январь 2012 года предъявлен на сумму ... руб., включающий начисления в сумме ... руб. за услуги местной связи, задолженность за услуги междугородней связи ... руб. и задолженность ... руб. из-за неполной оплаты услуг местной связи в предыдущий период. Счет оплачен истцом 05.02.2012 года в сумме ... руб., связь после оплаты восстановлена. Счет за февраль 2012 года предъявлен на сумму ... руб., включающий начисления в сумме ... руб. за услуги местной связи, задолженность за услуги междугородной связи ... руб. и задолженность ... руб. из-за неполной оплаты услуг местной связи в предыдущие периоды. Счет оплачен Селиверстовой О.Ю. 07.03.2012 года в сумме ... руб.

Таким образом, Селиверстовой О.Ю. за услуги местной связи за октябрь 2011 года оплачено ... руб. (счет выставлен на ... руб.), переплата ... руб., за ноябрь 2011 года оплачено ... руб. (счет выставлен на ... руб.), долг ... руб., за декабрь 2011 года оплачено ... руб. (счет выставлен на ... руб.), долг ... руб., за январь 2012 года оплачено ... руб. (счет выставлен на ... руб.), переплата ... руб., за февраль 2012 года оплачено ... руб. (счет выставлен на ... руб.), переплата ... руб.

За Селиверстовой О.Ю. перед ОАО «Ростелеком» Пермский филиал числится задолженность за услуги местной связи в сумме ... руб. ...

Согласно п.119 Правил оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, по которым этим абонентом допущены нарушения требований, указанных в пункте 118 настоящих Правил. При этом оператор связи вправе приостановить предоставление абоненту возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб только в случае, если технико-технологические особенности средств связи сети связи этого оператора связи не позволяют сохранить такую возможность одновременно с приостановлением оказания абоненту услуг телефонной связи.

Суд приходит к выводу о правомерности действий ответчика по приостановлению услуг местной связи Селиверстовой О.Ю. с 25.12.2011 года из-за имеющейся задолженности в размере ... руб., соответственно суд не находит основания для удовлетворения требований истца в части признания действий ответчика по отключению абонентской линии в период с 26.12.2011 года по день подключения незаконными. В связи с этим также не подлежит удовлетворению требование истицы о взыскании неустойки с 26.12.2011, как производное.

В целях защиты своих прав потребителя истцом 27.10.2011 года были направлены жалобы на действия ОАО «Ростелеком» Пермский филиал в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю и в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, за отправку писем истцом уплачено по ... руб., всего ... руб., что подтверждается квитанциями Почты России от 27.10.2011 года.

Определением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 01.12.2011 года в отношении ОАО «Ростелеком» по жалобе Селиверстовой О.Ю. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Из ответа Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю на заявление истца от 01.12.2011 года следует, что материал передан на рассмотрение в отдел контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая позицию обеих сторон, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части признания действий ОАО «Ростелеком» по зачислению поступивших платежей в оплату за абонентскую телефонную линию в счет оплаты иных услуг, по отключению абонентской линии в период с 15.10.2011 по 10.11.2011 года незаконными, обязании предоставить возможность пользоваться услугами местной телефонной связи 24 часа в сутки и подключить абонентскую линию, обязании зачесть поступившие платежи только за услуги местной телефонной связи, взыскании неустойки за период с 25.10.2011 по 10.11.2011 года в размере ... руб., убытков за направление писем в Роспотребнадзор и Антимонопольный комитет в размере ... руб., обязании произвести перерасчет за неоказанные услуги за весь период невозможности пользоваться услугами связи, ответчиком возражений относительно данных требований не представлено, более того, данные требования, согласно отзыву на исковое заявление, ответчик признает.

В соответствии с п. 139 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи оператор связи за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с договором несет следующую имущественную ответственность: в случае нарушения установленных сроков оказания услуг телефонной связи уплачивает неустойку в размере 3 процентов стоимости услуг телефонной связи за каждый час просрочки вплоть до начала оказания услуги телефонной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги телефонной связи.

Учитывая период времени, за который начислена неустойка, характер нарушения прав истца и последствий такого нарушения для истца, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца неустойку в размере ... руб.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Учитывая, что абонентский номер истца в течение длительного времени был отключен, в связи с чем она была лишена возможности пользоваться телефонным аппаратом, вынуждена была обращаться в органы Роспотребнадзора и Антимонопольный комитет, в суд за защитой своих прав и законных интересов, учитывая требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда ... руб.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Учитывая данное требование закона, с ОАО «Ростелеком» в доход местного бюджета следует взыскать штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, что составит ... руб.

В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требований Селиверстовой О.Ю. удовлетворить в части.

Признать незаконными действия ОАО «Ростелеком» Пермский филиал по зачислению поступивших от Селиверстовой О.Ю. платежей в оплату за абонентскую телефонную линию в счет оплаты иных услуг, по отключению абонентской линии ... в период с 15.10.2011 года по 10.11.2011 года.

Обязать ОАО «Ростелеком» Пермский филиал предоставить Селиверстовой О.Ю. возможность пользоваться 24 часа в сутки услугами местной телефонной связи и подключить абонентскую линию, зачесть поступившие от Селиверстовой О.Ю. платежи только за услуги местной телефонной связи, произвести перерасчет за неоказанные услуги за весь период невозможности пользования Селиверстовой О.Ю. услугами связи.

Взыскать с ОАО «Ростелеком» Пермский филиал в пользу Селиверстовой О.Ю. неустойку в размере ... руб., в счет компенсации морального вреда ... руб., почтовые расходы в размере ... руб.

Взыскать с ОАО «Ростелеком» Пермский филиал в доход местного бюджета штраф в размере ... руб. и государственную пошлину в размере ... руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья К.А. Суворова