О взыскании сумм по договору займа (2-1868/2012)



Дело № 2-1868/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2012 года г. Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.

при секретаре Васильевой Н.В.

с участием истца Ваганова В.К., его представителя Бурдина Ю.Н., представителей ответчиков Кузнецова С.В., Половниковой Р.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ваганова Д. К. к Правительству Российской Федерации, ОАО «Сбербанк России», Дзержинское отделение № 6984 Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк РФ» о взыскании суммы,

установил:

Ваганов Д.К. обратился в суд с иском к Правительству Российской Федерации, ОАО «Сбербанк России», Дзержинское отделение № 6984 Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк РФ» о взыскании долга по обязательствам Сбербанка в размере ... руб., восстановлении на его лицевом счете первоначально вложенной суммы ... советских рублей не тронутых инфляцией, а полученную сумму в размере ... руб. отнести на возмещение семье Ваганова Д.К. морального и материального вреда. Свои требования мотивируя тем, что пользуясь услугами Сбербанка СССР вносил денежные средства до востребования, 11.12.1990 был заключен срочный договор банковского вклада по счету на сумму ... руб. в советской валюте на 5 лет под 9% годовых. Основным условием договора было – выдача сбережений по первому требованию вкладчика. В июне 1993 года Ваганову Д.К. отказали в выдаче вклада, ссылаясь на то, что вклад срочный. В январе 1996 года истец вновь обратился в отделение Сбербанка РФ, чтобы получить свои вложенные сбережения согласно условиям договора банковского вклада. Однако в связи с принятием ФЗ от 10.05.1995 «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» № 73-ФЗ, сотрудники отделения указали, что данные сбережения являются государственным внутренним долгом РФ. При этом финансировать государственный внутренний долг ни одно Правительство по настоящее время не сочло нужным из-за отсутствия денежных средств. Поскольку Ваганову Д.К. не возвращают его вложенные средства, которые за 20 лет с начисленными процентами составят ... руб., а прожиточный минимум в настоящее время превышает в 40 раз прожиточный минимум при советской власти в 1990 году, отсюда и долг по обязательствам Сбербанка РФ в размере ... руб.

В судебном заседании истец и его представитель на удовлетворении иска настаивают в полном объеме, в своих пояснениях подтверждают обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Правительства РФ в лице Минфина России и УФК по Пермскому краю, а также представитель ОАО «Сбербанк России» с исковыми требованиями Ваганова Д.К. не согласны по доводам, изложенным в письменных отзывах.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, 11.12.1990 Ваганов Д.К. внес денежные средства в размере ... руб. на счет , открытый в Сберегательном банке СССР.

В декабре 1991 года произошла ликвидация Сберегательного банка СССР, которая повлекла за собой правовые последствия, связанные с разделом его активов и пассивов по выпущенным им сертификатам между сберегательными банками суверенных государств - участников Содружества Независимых Государств (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2000 N 156-О).

Российская Федерация 10.05.1995 приняла Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", в котором урегулировала отношения по погашению своей части союзного государственного внутреннего долга перед гражданами Российской Федерации, возникшей в период существования Союза ССР на территории РСФСР (статья 1).

Норма ст. 9 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 закрепляет положение: кредитная организация не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Таким примером может служить принятие на себя государством обязательства по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Федеральным законом от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее Закон о сбережениях).

В статье 1 Закона о сбережениях государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сумм, размещенных в Сберегательном банке до 20.06.1991 Закон относит гарантированные сбережения к внутреннему государственному долгу, обеспеченному государственной собственностью и активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации. В соответствии с положениями этого Закона указанные сбережения подлежат переводу в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами. Ценность соответствующих долговых обязательств приравнивается к покупательной способности национальной валюты в 1990 году. Статья 12 упомянутого Закона предусматривает, что порядок перевода гарантированных сбережений граждан устанавливается соответствующими федеральными законами.

С учетом изложенного, ОАО «Сбербанк России», в том числе в лице Дзержинского отделения № 6984 Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк РФ» являются ненадлежащими ответчиками в настоящем споре.

В соответствии с Федеральным законом от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" именно государство взяло на себя гарантии по восстановлению и обеспечению сохранности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств, в том числе на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации. Для реализации названного Закона с 1996 года в федеральном бюджете и постановлениях Правительства РФ устанавливаются объем, категории и порядок выплаты этих компенсаций.

До полного исполнения Закона о сбережениях было принято несколько указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации для того, чтобы позволить некоторым социально незащищенным группам населения получить частичную компенсацию их сбережений, например Указы Президента Российской Федерации от 16.05.1996 N 733 и от 02.12.1997 N 1269, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 677, от 20.05.1999 N 553, от 19.04.2000 N 352, от 19.03.2001 N 222, от 13.03.2002 N 152, от 25.12.2009 № 1092.

Порядок осуществления в 2010-2012 годах компенсационных выплат гражданам РФ по вкладам в Сберегательный банке РФ по состоянию на 20.06.1991, являющимися гарантированными сбережениями в соответствии с Законом о сбережениях определен Постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 № 1092 (вместе с Правилами).

В соответствии с п. 2 Правил гражданам РФ по 1945 год рождения включительно осуществляется выплата компенсации в 3-х кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20.06.1991 (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер указанной компенсации уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам.

Размеры компенсации зависят от срока хранения вкладов и определяются с применением коэффициентов, зависящих от времени закрытия вклада.

Выплаты компенсации в 2-кратном и 3-кратном размерах остатков вкладов в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил осуществляются в подразделениях Сберегательного банка Российской Федерации по месту нахождения вкладов вкладчикам (п. 7 Правил).

Ваганов Д.К. в судебном заседании не оспаривает факт выплаты ему компенсации в размере около ... руб. на основании изложенных выше Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, при этом истец указывает, что понес потери в результате обесценивания валюты Российской Федерации и инфляции.

Таким образом, в настоящее время определен механизм компенсационных выплат гражданам РФ по вкладам в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20.06.1991, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Законом о сбережениях, который не предусматривает иного порядка определения суммы компенсационных выплат.

Действующее законодательство Российской Федерации, а также международное законодательство не вменяет в обязанность государству поддерживать покупательную способность денежных сумм, размещенных в финансовых институтах. Тем не менее государство взяло такое обязательство с принятием Закона о сбережениях для того, чтобы создать схему государственной поддержки, направленную на переоценку денежных сумм, размещенных во вкладах в банке до 20.06.1991.

Закон о сбережениях предусматривает перевод сбережений в специальные долговые обязательства, являющиеся государственными ценными бумагами, которые гарантируют ту же покупательную способность, которую обеспечивала национальная валюта в 1990 году.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Ваганова Д.К. не имеется, в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Ваганова Д. К. к Правительству Российской Федерации, ОАО «Сбербанк России», Дзержинское отделение № 6984 Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк РФ» о восстановлении на лицевом счете первоначальной суммы ... руб. в советской валюте, взыскании суммы в размере ... руб., - отказать.

Решение в течение 1 месяца со дня изготовления его в окончательном виде может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья – О.Н. Ефремова