Дело № 2-1106/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 мая 2012 года Дзержинский районный суд г. Перми в составе судьи Мелединой М.А. при секретаре Костылевой А.В. с участием пом. прокурора Дзержинского района г. Пермт Устинова С.И., представителя ответчиков Боровых Т.Н., действующей на основании приказа о приеме на работу, Зеленского И.Е., действующего на основании доверенности, представителей третьих лиц Семеновой Н.И., Сотниковой Е.В., действующих на основании доверенности, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ «Детский сад № 384», администрации г. Перми об обязании администрации МАДОУ «Детский сад № 384» г. Перми устранить нарушения, указанные в предписании № 83 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 09.02.2011 г., обязании администрации г. Перми произвести финансирование затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании № 83 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 09.02.2011 г., установил: Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц к МАДОУ «Детский сад № 384», администрации г. Перми об обязании администрации МАДОУ «Детский сад № 384» г. Перми устранить нарушения, указанные в предписании № 83 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 09.02.2011 г., обязании администрации г. Перми произвести финансирование затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании № 83 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 09.02.2011 г., мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Дзержинского района г. Перми проведена проверка исполнения законов, направленных на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних детей в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 384» г. Перми, которой установлено, что с Дата. МАДОУ «Детский сад № 384» осуществляет деятельность, не имея лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программе дошкольного воспитания. Срок действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад № 384» закончился Дата Новая лицензия учреждением не получена в связи с невыполнением предписаний контролирующих органов. В период с Дата по Дата. Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в данном образовательном учреждении проведена проверка, в ходе которой были выявлены существенные нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, было вынесено предписание № 83 от 09.02.2011 г., указанные в предписании нарушения до настоящего времени выполнены не в полном объеме. В судебном заседании прокурор Дзержинского района г. Перми на заявленных требованиях настаивает. Ответчик, МАДОУ «Детский сад № 384» исковые требования признал, представил справку о частичном выполнении предписания Роспотребнадзора. Ответчик – администрация города Перми, исковые требования прокурора не признал, пояснил, что администрация города Перми финансирует детский сад в достаточном объеме, детское учреждение является юридическим лицом, согласно уставу к компетенции учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Администрация города является собственником имущества детского учреждения и финансирование происходит только в рамках специальных программ. За 2011-2012 годы детскому саду выделено более ... рублей на иные цели, в эту сумму не входит заработная плата сотрудникам учреждения. Представители управления Роспотребнадзора исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми поддерживают в полном объеме, учитывая, что детское учреждение с Дата не имеет лицензии с учетом того, что учреждение не отвечает санитарным нормам, администрация города, как учредитель, на основании части 2 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», как орган государственной власти и орган местного самоуправления, должны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Заслушав помощника прокурора Дзержинского района г. Перми, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что МАДОУ «Детский сад № 384» г. Перми осуществляет образовательную деятельность по программам дошкольного образования. С Дата. МАДОУ «Детский сад № 384» г. Перми осуществляет деятельность, не имея лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программе дошкольного воспитания. Срок действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад № 384» закончился Дата Новая лицензия учреждением не получена в связи с невыполнением предписаний контролирующих органов. В период с Дата по Дата управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в данном образовательном учреждении проведена проверка, в ходе которой были выявлены существенные нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, что подтверждено актом проверки от Дата за № (л.д.32-34), составлен протокол об административном правонарушении Дата в отношении МДОУ «Детский сад № 384» (л.д.35-36) и вынесено предписание № 83 от 09.02.2011 г. о наличии следующих нарушений: 1. Не обеспечены защитными приспособлениями песочницы прогулочных участков (п. 3.13 СанПиН 2.4.1.2660-10); 2. Не все группы обеспечены мебелью (столами) в соответствии со списочным составом детей (п. 6.5 СанПиН 2.4.1.2660-10); 3. Полки для хранения чистой посуды не установлены на высоте не менее 0,5 м. от пола (п. 6.18 СП 2.3.6.1079-01); 4. Не выполнено ограждение теневых навесов на всю ширину (п. 3.9.1. СанПиН 2.4.1.2660-10); 5. Не установлены резервные электронагреватели с жесткой разводкой воды к моечным ваннам на случай отключения горячего водоснабжения (п. 4.31. СанПиН 2.4.1.2660-10); 6. Не приведена в соответствие с требованиями покраска и отделка стен медицинского блока (п. 5.3. СанПиН 2.4.1.2660-10); 7. Не проведен ремонт кровли и ливневой канализации (п. 5.1.СанПиН 2.4.1.2660-10); 8. Не обеспечено отопление полов помещений групповых первого этажа (п. 5.5.СанПиН 2.4.1.2660-10); 9. Не обеспечены условия для сушки верхней одежды и обуви для каждого ребенка (п. 6.2.СанПиН 2.4.1.2660-10); 10. Спальня группы № 3 не оборудована стационарными кроватями, не заменены приспособленные кровати в других группах в соответствии с требованиями (п.6.14. СанПиН 2.4.1.2660-10); 11. Не установлено в соответствии с требованиями количество унитазов и умывальных раковин в туалетных групповых (п.п 6.18.2., 6.18.3. СанПиН 2.4.1.2660-10); 12. Не проведена замена старых оконных блоков (п.4.13. СанПиН 2.4.1.2660-10); 13. Не установлены регулируемые краны на отопительные приборы (п.8.3. СанПиН 2.4.1.2660-10); 14. Ограждения батарей отопления, выполненных из ДСП, не заменены на ограждения, выполненных из материалов, разрешенных к использованию для данных целей (п.8.4.СанПиН 2.4.1.2660-10); 15. Не проведен ремонт вентиляционной системы дошкольного учреждения (п. 8.1.СанПиН 2.4.1.2660-10); 16. Не проведена замена водопроводных и канализационных труб (п.9.1. СанПиН 2.4.1.2660-10); 17. В помещениях буфетных, пищеблока и медицинского назначения, туалетных не установлены резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которое эксплуатируется в отсутствие централизованного горячего водоснабжения (п.9.5. СанПиН 2.4.1.2660-10); 18. Не оборудованы воздушные разрывы не менее 20 мм от верха приемной воронки в месте присоединения производственных ванн к канализации (п. 14.9. СанПиН 2.4.1.2660-10); 19. В туалетных помещениях не установлены отдельные водопроводные краны для забора воды для технических целей (п. 18.3. СанПиН 2.4.1.2660-10); 20. Не приобретены сетки для ошпаривания столовой посуды проточной водой температуры не ниже 65С (п.6.14. СП 2.3.6.1079-01). Указанные выше факты свидетельствуют о том, что условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников в нарушение требований закона в МАДОУ «Детский сад № 384» не созданы. Решением Дзержинского районного суда г. Перми от 19.07.2010 года по иску прокурора Дзержинского района г. Перми уже было принято решение о возложении обязанности на детский сад № 384 устранить требования по предписанию должностного лица Управления Роспотребнадзора от Дата, но до настоящего времени данное предписание не выполнено в связи с отсутствием денежных средств у детского сада. В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания и выполняться требования санитарного законодательства. В силу требований ч. 1 статьи 51 ФЗ Российской Федерации «Об образовании» на образовательные учреждения возложена обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, обучающихся. В соответствии с пп. 4 п. 1 статьи 31 ФЗ Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. обеспечение, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с п. 11 статьи 15 ФЗ Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. и п. 13 ст. 8 Устава г. Перми (принят решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г.) к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения, общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация детей в каникулярное время. В соответствии с пунктом 8.1 Устава г. Перми органы местного самоуправления городского округа в целях решения вопросов местного значения обладают бюджетными полномочиями муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления в силу пункта 58 Устава города Перми и в соответствии с ч. 2 ст. 38 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» относится к компетенции администрации г. Перми. На основании части 2 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52 от 30 марта 1999 года, администрация города Перми, как орган государственной власти и орган местного самоуправления, должна обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Таким образом, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий возложена на администрацию города. В соответствии с п. 1.3 Устава МАДОУ «Детский сад № 384», утвержденного распоряжением начальника департамента образования администрации г. Перми № СЭД-07-01-26-329 от 19.10.2011 г., учредителем учреждения является муниципальное образование «Город Пермь», полномочия и функции учредителя от имени которого осуществляет администрация города Перми. Пунктом 1.14 устава МАДОУ «Детский сад № 384» предусмотрено, что к компетенции учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, но данное обстоятельство не освобождает администрацию города Перми, как собственника имущества учреждения и в силу требований ФЗ Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нести обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, как орган, обладающий бюджетными полномочиями муниципального образования. Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В нарушение Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 (ред. от 20.12.2010) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" судом установлено, что МДОУ «Детский сад № 384» не обеспечены защитными приспособлениями песочницы прогулочных участков (п. 3.13 СанПиН 2.4.1.2660-10), не все группы обеспечены мебелью (столами) в соответствии со списочным составом детей (п. 6.5 СанПиН 2.4.1.2660-10), полки для хранения чистой посуды не установлены на высоте не менее 0,5 м. от пола (п. 6.18 СП 2.3.6.1079-01), не выполнено ограждение теневых навесов на всю ширину (п. 3.9.1. СанПиН 2.4.1.2660-10), не установлены резервные электронагреватели с жесткой разводкой воды к моечным ваннам на случай отключения горячего водоснабжения (п. 4.31. СанПиН 2.4.1.2660-10), не приведена в соответствие с требованиями покраска и отделка стен медицинского блока (п. 5.3. СанПиН 2.4.1.2660-10), не обеспечено отопление полов помещений групповых первого этажа (п. 5.5.СанПиН 2.4.1.2660-10), не обеспечены условия для сушки верхней одежды и обуви для каждого ребенка (п. 6.2.СанПиН 2.4.1.2660-10), спальня группы № 3 не оборудована стационарными кроватями в полном объеме, не заменены приспособленные кровати в других группах в соответствии с требованиями (п.6.14. СанПиН 2.4.1.2660-10), не установлено в соответствии с требованиями количество унитазов и умывальных раковин в туалетных групповых (п.п 6.18.2., 6.18.3. СанПиН 2.4.1.2660-10), не проведена замена старых оконных блоков в полном объеме (п.4.13. СанПиН 2.4.1.2660-10), не установлены регулируемые краны на отопительные приборы (п.8.3. СанПиН 2.4.1.2660-10), ограждения батарей отопления, выполненных из ДСП, не заменены на ограждения, выполненных из материалов, разрешенных к использованию для данных целей (п.8.4.СанПиН 2.4.1.2660-10), не проведен ремонт вентиляционной системы дошкольного учреждения (п. 8.1.СанПиН 2.4.1.2660-10), в помещениях буфетных, пищеблока и медицинского назначения, туалетных не установлены резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которое эксплуатируется в отсутствие централизованного горячего водоснабжения (п.9.5. СанПиН 2.4.1.2660-10), в туалетных помещениях не установлены отдельные водопроводные краны для забора воды для технических целей (п. 18.3. СанПиН 2.4.1.2660-10). Наличие вышеуказанных нарушений подтверждены актом проверки № от Дата и не оспаривается представителем МДОУ «Детский сад № 384». Устранение нарушений является обязательной в целях обеспечения здоровья и благополучия детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение, следовательно требование прокурора об устранении нарушений является обоснованным, подлежит удовлетворению и обязанность по устранению нарушений должна быть возложена на МДОУ «Детский сад № 384» в соответствии с положениями устава учреждения. Вместе с тем, оснований для возложения обязанности по устранению нарушений по проведению ремонта кровли и ливневой канализации в соответствии с пунктом 5.1.СанПиН 2.4.1.2660-10) не имеется. поскольку данный пункт предусматривает, что стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию, а все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья детей. Также не имеет оснований для удовлетворения требований прокурора по обеспечению условий для сушки верхней одежды и обуви для каждого ребенка в соответствии с пунктом 6.2.СанПиН 2.4.1.2660-10, поскольку данный пункт предусматривает, что в раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей, но СниП не предусматривает оборудование сушки верхней одежды и обуви для каждого ребенка. Не подлежит удовлетворению требование прокурора в части замены водопроводных и канализационных труд в нарушение пункта п.9.1. СанПиН 2.4.1.2660-10, поскольку данный пункт предусматривает, что здания дошкольных организаций оборудуют системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией. Система холодного и горячего водоснабжения, канализация в детском саду имеется. Основания для ремонта вышеуказанных систем пунктом 9.1 СанПиНа не предусмотрена. Требование прокурора по оборудованию воздушных разрывов не менее 20 мм от верха приемной воронки в месте присоединения производственных ванн к канализации в соответствии с пунктом 14.9. СанПиН 2.4.1.2660-10 также не подлежат удовлетворению, поскольку данный пункт предусматривает, что температура горячей воды в точках разбора должна составлять не менее 65 °C. Сетки для ошпаривания столовой посуды проточной водой температуры не ниже 65С приобретены дошкольным учреждением, что подтверждено справкой, поэтому оснований для возложения обязанности на МДОУ «Детский сад № 384» по приобретению сетки для ошпаривания не имеется. Учитывая, что администрация города Перми в целях решения вопросов местного значения обладает бюджетными полномочиями муниципального образования на неё возложена обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, требование прокурора об обязании администрацию города Перми произвести финансирование затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании № 83 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, за исключением пунктов, исключенных судом, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми рассмотрены в пределах заявленных. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ «Детский сад № 384», администрации г. Перми об обязании администрации МАДОУ «Детский сад № 384» г. Перми устранить нарушения, указанные в предписании № 83 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 09.02.2011 г., обязании администрации г. Перми произвести финансирование затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании № 83 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 09.02.2011 г., удовлетворить частично. Обязать МАДОУ «Детский сад № 384» г. Перми устранить нарушения, указанные в предписании № 83 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 09.02.2011 г. –обеспечить защитными приспособлениями песочницы прогулочных участков, оборудовать все группы мебелью (столами) в соответствии со списочным составом детей, установить полки для хранения чистой посуды на высоте не менее 0,5 м. от пола, выполнить ограждение теневых навесов на всю ширину, установить резервные электронагреватели с жесткой разводкой воды к моечным ваннам на случай отключения горячего водоснабжения, привести в соответствие с требованиями покраску и отделку стен медицинского блока, обеспечить отопление полов помещений групповых первого этажа, оборудовать спальню группы № 3 стационарными кроватями, заменить приспособленные кровати в других группах в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10, установить в соответствии с требованиями количество умывальных раковин в туалетных групповых, произвести замену старых оконных блоков, установить регулируемые краны на отопительные приборы, заменить ограждения батареи отопления, выполненные из ДСП, на ограждения, выполненных из материалов, разрешенных к использованию для данных целей, провести ремонт вентиляционной системы дошкольного учреждения, в помещениях буфетных, пищеблока и медицинского назначения, туалетных установить резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которое эксплуатируется в отсутствие централизованного горячего водоснабжения, установить в туалетных помещениях отдельные водопроводные краны для забора воды для технических целей. В удовлетворении требований по ремонту кровли и ливневой канализации в соответствии с пунктом 5.1 СанПин 2.4.1.2660-10, обеспечении условий сушки верхней одежды и обуви для каждого ребенка, по замене водопроводных и канализационных труб в соответствии с пунктом 9.1 СанПин 2.4.1.2660-10, оборудовании воздушных разрывов не менее 20 мм от верха приемной воронки в месте присоединения производственных ванн к канализации в соответствии с пунктом 14.9 СанПин 2.4.1.2660-10 – отказать. Обязать администрацию г. Перми произвести финансирование затрат, направленных на устранение нарушений указанных в предписании № 83 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 09.02.2011 г. по обеспечению защитными приспособлениями песочницы прогулочных участков, оборудованию все группы мебелью (столами) в соответствии со списочным составом детей, установлении полок для хранения чистой посуды на высоте не менее 0,5 м. от пола, выполнение ограждений теневых навесов на всю ширину, установление резервных электронагреватели с жесткой разводкой воды к моечным ваннам на случай отключения горячего водоснабжения, по приведению в соответствие с требованиями покраску и отделку стен медицинского блока, по обеспечению отопления полов помещений групповых первого этажа, по оборудованию спальни группы № 3 стационарными кроватями, по замене приспособленных кроватей в других группах в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10, по установлению в соответствии с требованиями количество умывальных раковин в туалетных групповых, по замене старых оконных блоков, по установке регулируемых кранов на отопительные приборы, по замене ограждений батареи отопления, выполненные из ДСП, на ограждения, выполненных из материалов, разрешенных к использованию для данных целей, по проведению ремонта вентиляционной системы дошкольного учреждения, по установлению в помещениях буфетных, пишеблока и медицинского назначения, туалетных резервных источников горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которое эксплуатируется в отсутствие централизованного горячего водоснабжения, по установлению в туалетных помещениях отдельных водопроводных кранов для забора воды для технических целей. В удовлетворении требований по финансированию ремонта кровли и ливневой канализации в соответствии с пунктом 5.1 СанПин 2.4.1.2660-10, обеспечении условий сушки верхней одежды и обуви для каждого ребенка, по замене водопроводных и канализационных труб в соответствии с пунктом 9.1 СанПин 2.4.1.2660-10, оборудовании воздушных разрывов не менее 20 мм от верха приемной воронки в месте присоединения производственных ванн к канализации в соответствии с пунктом 14.9 СанПин 2.4.1.2660-10 – отказать. Решение в течение одного месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми. Судья - М.А.Меледина КОПИЯ ВЕРНА. СУДЬЯ: