Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений (2-2463/2012)



Дело № 2-2463/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 августа 2012 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,

при секретаре Бабушкиной Т.Л.,

с участием представителя заявителя Прижиминой Ю.Ю., действующей на основании доверенности от Дата, представителя заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю – Корзняковой О.О., действующей на основании доверенности от Дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чунарева Ю. И. о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Чунарев Ю.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения отдела кадастрового учета № 3 филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от Дата в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по Адрес.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка, расположенного по Адрес. Дата подано заявление ответчику о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана от Дата на земельный участок площадью ... кв.м., по вышеуказанному адресу. После проведения межевых работ действительная площадь участка составила ... кв.м. Дата заинтересованным лицом решением отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по причине того, что уточнение площади не может превышать 10 % от декларативной площади участка, указанной в государственном кадастре недвижимости. Решение в указанной части считает незаконным, обосновывая требования п. 1 ч. 5 ст. 27 закона «О государственном кадастре недвижимости», ст. 33 ЗК РФ, решением Пермской Городской Думы от 08.11.2005 г. № 188, просит исковые требования удовлетворить.

Заявитель Чунарев Ю.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Представитель заявителя Прижимина Ю.Ю. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, по доводам, изложенном в заявлении.

Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Корзнякова О.О., в судебном заседании заявленные требования не признала, полагает, что

требования удовлетворению не подлежат, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Чунареву Ю.И. на праве собственности принадлежит земельный участок для строительства индивидуального жилого дома общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата (л.д. 5).

Дата. кадастровым инженером по заданию заявителя подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером ... (л.д. 8-28). В результате кадастровых работ площадь данного участка составила ... кв.м.

Дата Чунаревым Ю.И. в орган кадастрового учета подано заявление с просьбой осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером ... в связи с уточнением местоположения границы и площади участка, предоставлен в качестве документов оснований межевой план.

Дата решением отдела кадастрового учета № 3 филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (л.д. 7) отказано заявителю в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что в результате кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре недвижимости требований ..., больше площади, сведения о котором относительно этого участка содержаться в государственном кадастре недвижимости ..., на величину более, чем 10 % площади .... Отказ мотивирован тем, что статьей 33 ЗК РФ и принятых в ее развитие нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. На иные правоотношения, связанные с реализацией собственником своих прав по распоряжению, владению или пользованию земельными участками, включая и уточнение площади земельных участков, действие норм ст. 33 ЗК РФ не распространяются.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1).

Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Таким законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Пунктом 5 статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, которое осуществляется на условиях, установленными настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с п. 9 ст. 38 Закона о кадастре недвижимости, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

При этом фактическое пользование земельным участком означает отсутствие претензий по границе земельного участка со стороны собственников сопредельных территорий.

В силу п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости, при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законом Пермской области от 02.09.2003 г. № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для садоводства, огородничества и дачного строительства: максимальный размер – 0,5 га.; минимальный размер – 0,06 га.

Решением Пермской Городской Думы от 08.11.2005 г. № 188 установлено, что предельный минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 450 кв.м.

Поскольку размер земельного участка заявителя после уточнения границ превышает размер земельного участка, отраженный в правоустанавливающем документе, на величину, не превышающую минимальный размер земельного участка, установленного решением Пермской Городской Думы от 08.11.2005 г. № 188, следовательно, законные основания для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости у заинтересованного лица отсутствовали.

Суд не может согласиться с доводами заинтересованного лица, указанными в оспариваемом отказе, о том, что в данном случае не подлежат применению нормативные акты, принятые в пределах предоставленной компетенции уполномоченными органами субъекта РФ и местного самоуправления в части установления минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, по мотиву того, что в сферу их правового регулирования не входят вопросы возможного увеличения границ земельного участка при осуществлении ГКУ его изменений, по следующим основаниям.

С учетом характера правовой нормы ст. 27 Закона о кадастре недвижимости, ее отсылки к иным нормативным актам исключительно в части определения допустимого размера земельного участка, ответчик при проведении государственного кадастрового учета изменений земельного участка не должен оценивать предмет регулирования нормативных актов публичных собственников, допустимость их применения в данной части определена ст. 27 Закона о кадастре недвижимости. Более того, каких-либо исключений из общего правила решение Пермской Городской Думы от 08.11.2005 г. № 188 в части установления допустимых предельных размеров земельных участков для определенного вида разрешенного использования не содержит.

При таких обстоятельствах, решение органа кадастрового учета об отказе во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка не может быть признано законным и обоснованным.

Таким образом, требования заявителя в части возложения обязанность на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с уточненной площадью ... кв.м. также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение отдела кадастрового учета № 3 филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от Дата об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по Адрес.

Возложить обязанность на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по Адрес, с уточненной площадью ... кв.м.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Т.Е. Варакшина