Дело № 2-2975\2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2011 года, город Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,
при секретаре Бабушкиной Т.Л.,
с участием представителя истца Багдерина О.П., действующего на основании доверенности от 12.03.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гребенюка С.В. к Администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Гребенюку С.В. на праве собственности, на основании договора купли-продажи от ... года принадлежит жилой дом с теплым пристроем, мансардой, котельной, крыльцом, расположенный по адресу ....
Гребенюк С.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании права собственности на земельный участок, Адрес. В обоснование предъявленных требований указал, что является собственником домовладения Адрес на основании договора купли-продажи от ... года. Оформить право собственности на земельный участок в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возможности не имеет. В соответствии с нормами ст. 35, 36, 59 Земельного кодекса РФ, ст.25.2 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 9.1 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» просит признать право собственности на земельный участок по адресу ....
Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, согласно заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддерживает.
Представитель истца в суде иск поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении.
В судебное заседание представители администрации г. Перми, департамента земельных отношений администрации г. Перми не явились. Из представленного в суд отзыва следует, что иск не признают, истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора, поскольку с заявлениями о предоставлении земельного участка он не обращался, земельный участок не сформирован, объектом земельных отношений не является. Считают, что иск необходимо оставить без рассмотрения (л.д.32-33).
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В ст.36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь в собственности землю.
Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах. Основные принципы земельного законодательства закреплены в статье 1 Земельного кодекса РФ.
В п.5 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ч.3 ст. 3 ЗК РФ).
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ч.1 ст. 5 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитут, а также право аренды и право безвозмездного срочного пользования) возникают на основаниях, предусмотренных для возникновения гражданских прав и обязанностей, установленных гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Право на земельный участок, приобретенное участником земельных правоотношений, удостоверяется правоустанавливающими документами.
По правилам ст. 35 Земельного кодекса РФ и ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Как следует из искового заявления и подтверждено пояснениями представителя истца в судебном заседании, основанием для подачи иска в суд послужило намерение воспользоваться правом на приобретение в собственность земельного участка Адрес по фактическому пользованию.
Судом установлено, что спорный земельный участок был приобретен ФИО в личную собственность на основании купчей крепости от ... года (л.д.21). ... года на основании свидетельства о праве наследования по закону права ФИО на жилой дом и земельный участок перешли к его дочери ФИО1, затем с ... года в порядке наследования по закону ФИО2, ... года по договору купли-продажи права перешли к ФИО3 (л.д.16). ... года между ФИО3 и Гребенюком С.В. был заключен договор купли продажи жилого дома с теплым пристроем, мансардой, котельной, крыльцом, расположенный по адресу ... (л.д.9, 16).
Правовая регистрация земельного участка по указанному адресу не проведена.
Право частной собственности на землю появилось в российском законодательстве в 1990 году, оно регулировалось указами Президента РФ. Закрепление частной собственности на землю среди основ конституционного строя России (статья 9 Конституции РФ) и в качестве одного из основополагающих субъективных прав человека и гражданина (ст. 36 Конституции РФ) явилось основанием к изменению земельных отношений в России.
До начала земельной реформы, когда земля находилась в собственности государства, земельные участки могли предоставляться гражданам во временное или бессрочное пользование. Бессрочным признавалось землепользование без заранее установленного срока (ст. 11 ЗК РСФСР 1970 года).
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, индивидуального садоводства, т.е. независимо от целевого назначения, выделялись исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования. Предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городах и поселках осуществлялось по решениям исполкома горсовета (райсовета) на территориях, предусмотренных под эти цели генеральными планами городов и поселков. Документами, подтверждающими право граждан на строительство индивидуальных жилых домов и пользование земельным участком в городах, рабочих, курортных и дачных поселках, являлись: решение исполкома городского, районного совета об отводе земельного участка; договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности; план земельного участка, проект застройки участка и разрешение на строительство, выдаваемые главным архитектором города или районным архитектором.
Инструкция о порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР (п. 26), утверждена Приказом Госстроя РСФСР от 19 декабря 1966 года N 86.
Гражданский кодекс РФ предусмотрел предоставление земельных участков гражданам: на праве пожизненного наследуемого владения - в порядке, установленном земельным законодательством (ст. 265), на праве постоянного (бессрочного) пользования - на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (ст. 268). Эти права наряду с правом собственности в силу ст. 216 ГК РФ отнесены к вещным правам. Лица, обладающие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного (бессрочного) пользования, помимо владения и пользования, вправе возводить на этом участке здания, сооружения, иное недвижимое имущество (ст. 266, 269 ГК РФ), а также в ограниченных пределах распоряжаться ими (передавать их другим лицам в аренду или в безвозмездное срочное пользование.
Нормы главы 17 ГК РФ, посвященные праву собственности и другим вещным правам на землю, введены в действие отдельным Федеральным законом с 23 апреля 2001 года.
Вступившим в силу с 30 октября 2001 года новым Земельным кодексом вновь предпринята попытка сократить число видов (титулов) прав на землю. С момента введения в действие Кодекса земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение не предоставляются, но приобретенные ранее участки на том или ином праве сохраняются, хотя всякое распоряжение указанными участками исключено. По новому Кодексу нормы, относящиеся к праву постоянного (бессрочного) пользования и праву пожизненного наследуемого владения, сформулированы принципиально иначе, чем аналогичные нормы ГК РФ. Поскольку их коллизия не была устранена при введении в действие ЗК, следует отдать приоритет нормам этого Кодекса (ст. 20 и 21). Это прямо вытекает из содержания ст. 3 ЗК РФ, в соответствии с которой имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством либо специальными федеральными законами.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.
Указом ПВС РСФСР от 01.02.1949 года статья 71 ГК РСФСР 1922 года признана утратившей силу.
В соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 01.03.1949 года № 152 «О порядке применения указа ПВС РСФСР от 01.02.1949 года» передача земельного участка застройщику на основании решения исполкома Совета депутатов трудящихся оформляется договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.
Выдача государственных актов на земельные участки была предусмотрена ст. 31 ЗК РСФСР 1991 года.
В соответствии с Земельным кодексом РФ (статья 25 и 26) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.
В соответствии с Порядком, утвержденным Роскомземом 20 мая 1992 года, документами в отношении земельных участков являются: прежде всего, государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии – земельно-шнуровые и похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей.
До принятия указанного Порядка в письме Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 1987 года № 20-15-1-4Е-9808р разъяснено, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения.
Ранее выделение земельного участка строго по целевому назначению предопределяло неразрывную связь с возведенными на нем домом и другими постройками – собственнику возведенных построек принадлежало и право пользования земельным участком. При этом принадлежность приусадебного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения относится к числу ограниченных вещных прав. При отчуждении строения они следуют его судьбе, т.е. переходят к новому собственнику на тех же условиях и в том же объеме (п.1 ст. 35 ЗК РФ). Таким же образом вопрос о неразрывной связи земельного участка и строения решался Земельным кодексом РСФСР 1970 года (ст. 87,88) и еще ранее Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 13.04.1925 года.
Учитывая положения указанных нормативных актов, принятых после отвода спорного земельного участка, для решения вопроса о праве на землю следует рассматривать практически все любые документы, удостоверяющие право граждан на земельные участки.
Суд считает, что указанная позиция нашла свое закрепление в п. 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами ст. 20 ЗК РФ.
Смысл приведенной нормы заключается в том, чтобы узаконить право граждан на земельные участки, которые когда-то были отведены под строительство индивидуального жилого дома и которыми они пользовались в течение длительного времени.
Анализ п. 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" позволяет прийти к выводу, что его действие распространяется на случаи, когда требование заявлено:
1) в отношении не любого, а только приусадебного (придомового) земельного участка;
2) лицом, являющимся собственником расположенного на этом участке жилого дома;
3) в отношении земельного участка, перешедшего в фактическое пользование этого лица до 1 июля 1990 года.
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ последняя часть данного пункта изложена в новой редакции, в которой предусмотрено, что названные выше граждане вправе бесплатно приобрести в собственность указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ. Данная норма ЗК РФ предусматривает приобретение права собственности на застроенные земельные участки. В этих целях заинтересованные лица обращаются с заявлением в органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые в двухнедельный срок обязаны принять решение о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) земельного участка в собственность заявителя.
Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов новым ЗК РФ провозглашено в качестве одного из принципов земельного законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 1). Развивать этот принцип призвана ст. 35 ЗК РФ, в соответствии с которой при переходе права собственности на здания, строения, сооружения, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение и сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Статья 37 ЗК РСФСР 1991 г. предусматривала выдачу новых документов о правах на земельный участок при переходе права собственности на строение. Таким документом являлся государственный акт, выдаваемый по форме, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей". Суд считает, что указанный документ не является правообразующим, его можно рассматривать в качестве правоудостоверяющего, правозакрепляющего документа. Правообразующими оставались решение компетентного органа о первоначальном отводе земельного участка в пользование конкретному лицу и последующие договоры купли-продажи, дарения и иные сделки по отчуждению строения. Поэтому сам по себе факт отсутствия у нового собственника строения правоудостоверяющего документа (государственного акта) не может служить достаточным основанием для отказа в приватизации приусадебного земельного участка.
Суд считает, что доказательства правомерности использования земельным участком истцом представлен. Тот факт, что предыдущими собственниками домовладения не оформлено свое право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, не исключает возможность осуществить это право их правопреемниками.
Упрощенный порядок государственной регистрации прав граждан на земельные участки установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в анкете, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введение в действие земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность... Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перечислены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок, к их числу относится иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 23.11.2007г. № 268) обязательным приложением к предоставляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый план соответствующего земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25.2 Федерального Закона № 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.11.2007г. № 268-ФЗ) государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок осуществляется так же в случае, если кадастровый план такого земельного участка не содержит сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении (координатах) границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в таком плане указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости, сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании и тому подобное).
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Земельные участки выделяются, формируются из земли как несоздаваемого и непотребляемого природного ресурса. Формирование участка осуществляется посредством землеустройства и кадастрового учета в соответствии со ст. 261 ГК РФ, ст. 68 - 70 ЗК РФ, Федеральными законами "О государственном кадастре недвижимости», "О землеустройстве". Земельный участок всегда индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общий размер, границы и местоположение. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст.11.1 ЗК РФ).
Согласно Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков осуществляется по конкурсу (аукциону), кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством (ст.38 ЗК РФ). Одним из таких случаев является исключительное право собственника недвижимого имущества на приобретение земельного участка, на котором указанное имущество располагается (ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с абз. 2 ч.1 ст.36 ЗК РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Поскольку данное право является исключительным, то никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Статьей 36 Земельного кодекса РФ определяются условия предоставления земельных участков с расположенной на них недвижимостью, на которую приобретатель земельного участка обладает теми или иными установленными правами. Помимо Земельного Кодекса РФ, приобретение прав на земельный участок при приобретении права собственности на недвижимое имущество урегулировано ст. 552 ГК РФ.
Смысл исключительного права на приватизацию земельных участков которое имеют граждане - собственники зданий, строений, заключается в их преимущественном праве на приобретение (закрепление) в собственность земельного участка, на котором расположена указанная недвижимость. При этом данное право распространяется не только на часть земельного участка под недвижимостью и предназначенную для его обслуживания в соответствии с установленными градостроительными и иными нормами, но и на все землевладение в определенных границах. Это подтверждается и условием определения границ земельного участка на основании абзаца 2 п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка.
Суд считает, что земельный участок истца вновь образованным не является, приобретен на основании сделок, а в соответствии с действующим законодательством ранее приобретенные земельные участки для вовлечения их в оборот должны быть сформированы и учтены по ныне действующим правилам землеустройства и государственного кадастрового учета, т.к. обмеры земельного участка по фактическому пользованию производятся в случае отсутствия конкретных границ земельных участков, подтвержденных документально, следовательно, соответствие фактической площади участка и площади, указанной в правоустанавливающем документе (постановлении, свидетельстве, договоре и пр.), должно проверяться при межевании, государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав. Несоответствие площадей не должно превышать допустимую погрешность определения площади при межевании.
В силу п.9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Фактическое пользование земельным участком означает отсутствие претензий по границам земельного участка со стороны собственников сопредельных территорий.
Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с землевладельцами либо землепользователями смежных земельных участков только при выполнении кадастровых работ, работ по подготовке документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ (ст. 39 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). В соответствии с пунктом 2 ст. 39 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предмет согласования представляет собой определение местоположения границы земельного участка (в результате ее уточнения), одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо согласовывает границу принадлежащего ему участка. Указанная статья устанавливает запрет представлять возражения относительно местоположения других границ (не смежных) не принадлежащего ему земельного участка или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В соответствии с п. 10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, исключительное право истца на земельный участок, суд считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Суд считает, что отсутствие технической документации на земельный участок не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о признании права, поскольку признание права на земельные участки в судебном порядке закреплено в статье 59 Земельного кодекса РФ. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
По правилам пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации прав в ЕГРП. Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленному основанию государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, суд считает доводы представителя департамента земельных отношений администрации г. Перми не обоснованными.
Согласно ч.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статья 27 Земельного кодекса РФ предусматривает ограничение оборотоспособности земельных участков.
Ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок ограничен в обороте и в соответствии с требованиями статьи 27 ЗК РФ, не подлежит приватизации в силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.01 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Суд считает, что при наличии зарегистрированного права собственности на жилой дом, являющийся в указанном случае объектом недвижимого имущества, участвующим в обороте, не имеется оснований для ограничительного толкования п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9,10 и 11 настоящего Кодекса. Учитывая требования данной нормы закона решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставить земельный участок является первоначальным и основным юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Оно является выражением воли собственника по отчуждению участка. При возмездном отчуждении, основанием для заключения договора.
В соответствии с ЗК РФ бесплатно получить земельные участки могут, в том числе, граждане РФ имеющие в фактическом пользовании, но не оформленные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок до вступления в силу Закона СССР "О собственности в СССР" (п. 4 ст. 3 Вводного закона; ст. 20 ЗК РФ);
Поскольку земельный участок, расположенный по адресу ... был предоставлен под жилой дом до введения в действие Земельного кодекса РФ, суд считает, что представленные истцом доказательства следует расценивать как «иные документы», устанавливающие право истца на пользование земельным участком. Законодательного запрета, предусмотренного ст. 27 ЗК РФ на предоставление спорного участка в частную собственность не имеется, в силу пункта 9.1 статьи 3 ФЗ « О введении в в действие Земельного кодекса РФ», пунктов 2, 4 статьи 25.2. ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» за истцом необходимо признать право собственности на земельный участок.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Гребенюка С.В. удовлетворить.
Признать за Гребенюком С.В. право собственности на земельный участок площадью ... кв. м., расположенный по адресу ....
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Е.Варакшина
я