Дело № 2-692/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 сентября 2012 года город Пермь Дзержинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Синицыной Т.А. секретаря Каменских О.Н. с участием представителя ответчика Склифуса С.А., действующего на основании доверенности рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клюшкиной Л. К. к обществу с ограниченной ответственностью «Ж» о защите прав потребителей, установил: Клюшкина Л.К. обратилась в суд с иском к ООО «Ж» о взыскании в ее пользу излишне полученной платы за жилищно-коммунальные услуги в размере ... руб. ... коп. Требования обосновывает тем, что она является собственником ... квартиры в благоустроенном 9-этажном панельном многоквартирном доме, расположенной Адрес. За период с Дата по Дата дом находится в управлении ООО «Ж», оплату за коммунальные услуги осуществляет на основании предъявляемых квитанций. За период с Дата по Дата оплата за коммунальные услуги произведена в полном объеме, полагает, что предъявленные к оплате суммы за коммунальные услуги противоречат действующему законодательству. Ответчик является управляющей организаций многоквартирного дома по Адрес. Расчеты за коммунальные услуги собственниками жилых помещений следует производить в соответствии с приложением № 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307, с учетом установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. В рассматриваемом случае ООО «Ж» является управляющей компанией, которая в силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ заключает договоры ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в жилом доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Исходя из изложенного, управляющая, компания не реализует энергоресурсы, фактически выступает посредником при проведении расчетов за потребленные коммунальные ресурсы, в том числе за поставленную ООО «К» тепловую энергию и перечислением в энергоснабжающую организацию денежных средств. Постановлениями РЭК Пермского края 12.12.2007 № 287-т; от 16.12.2008 № 297-т; 17.12.2009 № 283-т; от 21.12.10г. № 300-т установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «К» в рублях за 1 Гкал (без НДС). Отдельно для населения тариф не установлен до 2011г. В соответствии с п. 15 Правил № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Таким образом, при расчетах ООО «Ж» (исполнитель коммунальных услуг) за холодное, горячее водоснабжение и отопление должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами. При расчетах между ООО «Ж» и истицей подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС. Между тем, тариф для граждан не утвержден, предъявляемый истице к оплате за отопление, увеличен ответчиком на сумму НДС по налоговой ставке 18%. Согласно п. 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды. Закон о тарифах не предусматривает установления тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду. Региональной энергетической комиссией Пермского края для ООО «К» был установлен тариф на тепловую энергию в размере руб. за 1 Гкал. Исходя из вышеперечисленных постановлений РЭК Пермского края тарифы на горячую воду в рублях за 1 кубический метр в г.Перми не установлены, имеются тарифы в рублях за 1 Гкал тепловой энергии. Таким образом, применение тарифа на горячее водоснабжение в размере руб. за 1 Гкал противоречит вышеуказанным нормам. Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен, подтвердил ранее данные пояснения. Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства дела, пришел к следующему. Судом установлено, что Клюшкина Л.К. является собственником, жилого помещения – ... квартиры, расположенной в многоквартирном благоустроенном 9-этажном доме по Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 9). Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Ж» на основании соглашения о передаче управления многоквартирным домом от Дата (л.д. 25-26). Согласно квитанциям на оплату жилищно-коммунальных услуг на имя истца за период с Дата по Дата начисление платы за горячую воду производилось по тарифу ... руб/Гкал., за отопление ... руб/Гкал, за период с Дата по Дата. начисление платы за горячую воду производилось по тарифу ... руб/Гкал, за отопление ... руб/Гкал, за период с Дата по Дата. начисление платы за горячую воду производилось по тарифу ... руб/Гкал, за отопление ... руб/Гкал, за период Дата по Дата начисление платы за горячую воду производилось по тарифу ... руб/Гкал, за отопление ... руб/Гкал. Суд, оценив представленные доказательства, считает, что исковые требования о взыскании излишне полученной платы за жилищно-коммунальные услуги в размере ... руб. ... коп. удовлетворению не подлежат. Жилищные правоотношения регулируются Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ. В соответствии со ст. 153 Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. (далее – Правила) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В соответствии с Правилами размер платы за отопление определяется путем умножения общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ. Согласно правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергии в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. № 109, решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов применяется по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам. Для потребителей ООО «К» РЭК с Дата по Дата устанавливала тарифы без учета НДС. ООО «К» применяет общую систему налогообложения. Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 12.12.2007 №287-т установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ООО «К» с Дата в размере ... руб./Гкал (без НДС). Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 16.12.2008 № 297-т установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ООО «К» с Дата в размере ... руб./Гкал (без НДС). Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 17.12.2009г. № 283-т установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ООО «К» с Дата в размере ... руб. (без НДС). Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 21.12.2010г. № 300-т установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ООО «К» в размере ... рублей на Гкал (без НДС) с Дата. Поэтому при расчете тарифов на тепловую энергию на Дата-Дата, поставляемую потребителям ООО «К», являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с налоговым законодательством, в составе необходимой валовой выручки расходы на покупные товары и услуги учитывались без учета НДС. Согласно пунктам 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы). Согласно предоставленным счетам-фактурам за спорный период ООО «К» предъявляла ООО «Ж» оплату за теплоэнергию с начислением налога на добавленную стоимость в размере 18 % (л.д. 126-167). При применении тарифов на тепловую энергию ООО «К», как организация, работающая на общей системе налогообложения, при реализации тепловой энергии была обязана предъявлять к оплате покупателям соответствующую сумму налога. Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что вне зависимости от того какое лицо является покупателем товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, продавец-налогоплательщик обязан увеличить цену (тариф) на соответствующую сумму НДС и предъявить ее для оплаты покупателю. Таким образом, увеличение тарифа на сумму НДС при реализации энергоресурса соответствует требованиям действующего законодательства. Согласно положениям Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011г. № 72 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы» следует, что поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой, судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определяется регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. Учитывая требования закона, суд считает, что поскольку в установленных тарифах для оплаты коммунальных услуг не учтен НДС, в соответствии со ст. 168 Налогового кодекса РФ был начислен налог на добавленную стоимость. Кроме того, ресурсоснабжающие организации, являющиеся поставщиками коммунальных услуг обязаны начислить НДС на стоимость продаваемых услуг и предъявить его к оплате управляющей организации. При таких обстоятельствах суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные собственниками жилых помещений неосновательным обогащением для управляющей компании не являются. Вместе с тем, между ООО «К» и ООО «Ж» заключен договор поставки тепловой энергии в горячей воде от Дата № (л.д. 186-194). Согласно договору поставщик обязуется поставлять покупателю тепловую энергию в горячей воде, а покупатель – принимать и оплачивать принимаемую тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором. Перечень предоставляемых нагрузок содержится в приложении № 1 к договору. Согласно счетам-фактур ООО «К» предъявляло в оплате ООО «Ж» только стоимость тепловой энергии, такую услугу, как горячая вода, к оплате ООО «К» не предъявляла, соответственно ООО «Ж» ее не оплачивала. Предъявление стоимости поставленной тепловой энергии производится с учетом тепловой энергии израсходованной на приготовление горячей воды. Доводы истца, что управляющая компания не предоставляла такую услугу как горячая вода, судом не принимаются во внимание, поскольку, доказательств того, что горячая вода за спорный период в жилом помещении принадлежащем истцу отсутствовала суду не представлено, кроме того истцом факт наличия горячей воды не оспаривается. В соответствии с положениями ст. 154 ЖК РФ истцу ответчиком производилось начисление платы за предоставление такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение (горячая вода), которая подлежала оплате в соответствии с нормативом потребления. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: В удовлетворении требований Клюшкиной Л. К. к обществу с ограниченной ответственностью «Ж» о взыскании излишне полученной платы за жилищно-коммунальные услуги – отказать. На решение в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми. Судья Т.А. Синицына