Дело №12-197/11
Р Е Ш Е Н И Е
18 мая 2011 года судья Дзержинского районного суда г. Перми Меледина М.А., рассмотрев протест Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры на постановление старшего государственного инспектора по геологическому контролю по Пермскому краю Юдиной Е.В. от 17 февраля 2011 года № 06-02/05-д о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «УК «Северный» Головского О. О.,
установил:
Старший государственный инспектор по геологическому контролю по Пермскому краю Юдина Е.В. 17 февраля 2011 года прекратила производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, директора ООО «УК «Северный» Головского О. О., возбужденного постановлением Пермского межрайонного природоохранного прокурора 23.12.2010 года по части 1 статьи 7.3 Кодекса об административном правонарушении за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, что влечет за собой административный штраф на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении явился вывод старшего инспектора о том, что руководитель ООО «УК «Северный» не бездействовал, а принимал необходимые действия, направленные на прекращение ООО «УК «Северный» пользования недрами без лицензии на пользование недрами и получения соответствующей лицензии. Этот вывод сделан на представленных документах, в частности, в материалах административного дела имеется заявка на оформление лицензии на право пользования недрами, поданная ООО «УК «Северный» в управление по недропользованию по Пермскому краю с отметкой Пермнедра о принятии заявки от 31.01.2011 года. Кроме того, старший инспектор при принятии решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении руководствовался статьей 2.7 кодекса об административных правонарушениях – действие в состоянии крайней необходимости, поскольку причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
В протесте Пермский межрайонный природоохранный прокурор указывает, что постановление старшего государственного инспектора по геологическому контролю по Пермскому краю является незаконным и подлежит отмене в связи с тем, что согласно части 2 статьи 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Применение государственным инспектором статьи 2.7 КоАП Российской Федерации неправомерно, поскольку для квалификации состояния крайней необходимости госинспектор должен был располагать доказательствами наличия в совокупности всех условий, перечисленных в статье 2.7 КоАП – реальность, а не мнимость угрозы общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права, отсутствие возможности устранить опасность иным путем, кроме совершения правонарушения, причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращение. При рассмотрении дела доказательства наличия непосредственнрого характера опасности, угрожавшей жизни людей, получены не были. Вопрос о возможности устранить опасность иным путем, кроме совершения правонарушения при рассмотрении дела не разрешался, как и не сопоставлялись доказательства предотвращенного и причиненного вреда. Незаконное освобождение должностного лица от административной ответственности нарушает интересы Российской Федерации, состоящие в необходимости государственного обеспечения принципа неотвратимости наказания виновных лиц.
Выслушав прокурора, старшего государственного инспектора по геологическому контролю по Пермскому краю Юдину Е.В., представителя управления Роспророднадзора по Пермскому краю Потемкину Ю.Н., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7.3 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судьей установлено, что постановлением Пермского межрайонного природоохранного прокурора от 23.12.2010 года в отношении руководителя ООО «УК «Северный» возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. На основании вышеуказанного постановления заместителем главного государственного инспектора по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр по Пермскому краю Азановым А.Ю. 31 января 2011 года принято решение о прекращении административного дела в отношении должностного лица. Решение от 31 января 2011 года было отменено и направлено на новое рассмотрение.
Старший государственный инспектор по геологическому контролю по Пермскому краю Юдина Е.В. 17 февраля 2011 года прекратила производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, директора ООО «УК «Северный» Головского О. О. со ссылкой на статью 2.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, посчитав, что в действиях должностного лица, руководителя ООО «УК «Северный», при подаче воды для населения с. Стряпунята Краснокамского района без получения лицензии, имелась крайняя необходимость, поскольку МУП «МП ЖКХ с. Стряпунята» в мае 2010 года прекратило свою деятельность по причине банкротства, ООО «УК «Северный» с 2009 года используются две скважины для обеспечения водоснабжением населения с. Стряпунята без лицензии, т.к. водоснабжение с. Стряпунята осуществляется одним единственным способом по средствам подъема воды из скважины, альтернативное водоснабжение в указанном населенном пункте в настоящее время отсутствует.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
За нарушение действующего законодательства предусмотрена ответственность по статье 7.3 кодекса об административных правонарушениях. Факт пользования недрами с целью добычи подземных вод без лицензии на право пользования недрами в период с июля 2009 года по 22.12.2010 года подтверждается материалами дела, в частности, справкой от 22.12.2010 года о выручке от реализации услуг водоснабжения, журналами подъема воды со скважин в 2009, 2010 годах, налоговыми декларациями ООО «УК «Северный», личными объяснениями директора ООО «УК «Северный». Старшим государственным инспектором по геологическому контролю по Пермскому краю правильно сделан в постановлении от 17.02.2011 года вывод о том, что событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 7.2 кодекса об административных правонарушениях, доказано материалами дела.
Вместе с тем, вывод в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении от 17.02.2011 года о том, что в действиях директора ООО «УК «Северный» имелась крайняя необходимость в подаче воды из скважин без лицензии, является обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. (ст. 2.1, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»)
Однако, на основании статьи 2.7 КоАП Российской Федерации не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожавшей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Из анализа данной нормы следует, что важными условиями (критериями) для классификации и отнесения деяний к крайней необходимости являются предотвращение виновным лицом грозящей опасности и защита от еще большей опасности.
Судьей установлено, что подача водоснабжения на территории Стряпунинского сельского поселения осуществляется только из двух скважин, которые находятся в аренде ООО «УК «Северный» с 2009 года. До момента передачи скважин и соответствующего оборудования в аренду, на скважины отсутствовали паспорта. После заключения договора аренды руководитель ООО «УК «Северный» занимался сбором документов, в том числе, оформлением договора аренды земельных участков под скважинами, а после отказа комитета имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края в предоставлении земельных участков под скважинами руководитель юридического лица поставил в известность главу Стряпунинского сельского поселения о причинах, препятствующих получению лицензии, но после урегулирования всех спорных вопросов 31 января 2011 года в Пермьнедра подана заявка на оформление лицензии на право пользования недрами, что подтверждено копией заявки.
Независимо от того, что руководитель понимал, что подача воды из скважин без лицензии является нарушением действующего административного законодательства, в связи с тем, что подача воды из скважин является единственным источником поступления воды населению села Стряпунята, Головсков О.О. продолжил подачу воды.
Невыполнение и прекращение выполнения обязанностей по подаче воды населению Стряпунинского сельского поселения в связи с отсутствием лицензии могло повлечь для населения сельского поселения наступление еще больших неблагоприятных последствий, вызванной угрозой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, которое выразилось бы в невыполнении элементарных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий – отсутствие воды для приготовления пищи, невозможностью пользоваться канализацией и пр., что неразрывно связано с водой. Соответственно, осуществление деятельности без лицензии в рассматриваемом случае привело к устранению опасности, угрожающей здоровью населения, эпидемиологическому и экологическому благополучию. Вред, причиненный охраняемым общественным отношениям, является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Таким образом, руководитель ООО «УК «Северный», осуществляя деятельность по подаче воды из скважин населению сельского поселения, в том числе, муниципальным, государственным организациям, в отсутствие необходимой лицензии, действовал в целях предотвращения неблагоприятных последствий в виде ухудшения качества жизни и здоровья населения, учитывая, что в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Указанные обстоятельства позволяют охарактеризовать действия должностного лица ООО «УК «Северный» как действия в состоянии крайней необходимости, он был вынужден подавать воду, не имея соответствующей лицензии с целью предотвращения более тяжких последствий, чем деятельность без лицензии, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества вины в совершении административного правонарушения, следовательно, и состава административного правонарушения.
Процесс получения лицензии является длительным и сложным, требующих значительных финансовых и временных затрат. Должностным лицом принимались меры для получения лицензии, о чем свидетельствуют заявлением директора ООО «УК «Северный» в адрес комитета имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района от 15.03.2010 года о заключении договора аренды на земельные участки, на которых расположены водозабор от глубинных скважин, водонапорная башня и канализационно-насосная станция в с. Стряпунята и ответ на имя директора ООО УК «Северный» комитета имущественных отношений от 12.05.2010 года о том, что участки не могут быть предоставлены в аренду ввиду того, что МУП «МП ЖКХ с. Стряпунята» не погасили задолженность по договорам аренды земельных участков, испрашиваемых руководителем ООО «УК «Северный», т.е. право населения на получение воды на законных основаниях департамент имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края поставил в зависимость от погашения задолженности по аренде земельных участков иным предприятием, переписка главы администрации Стряпунинского сельского поселения-главы Стряпунинского сельского поселения в адрес управления по недропользованию по Пермскому краю от 17.02.2011 года о том, что администрация Стряпунинского сельского поселения гарантирует оформление договора аренды на земельный участок под водозабором севернее с. Стряпунята (скважинами № 50863 и № 50864) ООО УК «Северный», в настоящее время решается вопрос о передаче земельного участка в постоянное бессрочное пользование Стряпунинскому сельскому поселению, договор аренды № 01 имущественного комплекса от 18.08.2010 года между администрацией Стряпунинского сельского поселения и ООО «УК «Северный», протоколы лабораторных испытаний от октября 2010 года по воде питьевой из скважин. Только после получения необходимых документов руководитель ООО «УК «Северный» имел возможность, не рассчитывая на помощь иных должностных лиц», подать заявку на получение лицензии.
В настоящее время лицензия ООО «Управляющая компания «Северный» в соответствии со статьей 10-1 закона Российской Федерации «О недрах» ПЕМ 02069 ВЭ (гос. Рег. № 304/ПЕМ 02069 ВЭ от 04.05.2011) на право пользования недрами с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности с. Стряпунята получена, что следует из письма Пермьнедра от 05.05.2011 года за № 04/1214.
При таких обстоятельствах судья полагает, что рассматриваемое деяние совершено должностным лицом в состоянии крайней необходимости, т.к. получение воды из скважин является единственным источником поступления воды населению с. Стряпунята, поэтому в силу пункта 3 статьи 24.5 кодекса об административном правонарушении исключает производство по делу об административном правонарушении.
Вред, причиненный должностным лицом интересам государства, является менее значительным, чем вред предотвращенный, следовательно, выводы старшего государственного инспектора по геологическому контролю по Пермскому краю о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Головского О.О. являются обоснованными, объективными, оснований для отмены постановления № 06-02/05-д от 17 февраля 2011 года не имеется.
Доводы, приведенные Пермским межрайонным природоохранным прокурором, не влекут за собой отмену оспариваемого постановления.
С учетом изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Постановление № от 17 февраля 2011 года старшего государственного инспектора по геологическому контролю по Пермскому краю о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Головского О. О. оставить без изменения, протест Пермского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.
Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья - М.А.Меледина