Нарушение требований пожарной безопасности (5-49/2010)



Дело № 5-49/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 20 мая 2011 года

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Филатова Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения здравоохранения «П», юридический адрес: Адрес

у с т а н о в и л а:

В период с 23.03.2011 г. по 15.04.2011 г. на основании распоряжения от 17.03.2011 г. № 23 сотрудниками 4-ОНД г. Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району УНД Главного управления МЧС России по Пермскому краю проведена плановая проверка по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в помещениях ГУЗ «П», находящихся в г. Перми по адресам: Адрес

В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, а именно следующие нарушения:

Здание госпиталя Адрес

1. Начальник госпиталя Агафонов В.А. не прошел обучение по курсу пожарно-технического минимума ППБ 01-03 п. 3, Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 г.) (ППБ 01-03 п. 52).

2. В протоколах измерения сопротивления изоляции и заземления указано несоответствие кратности тока короткого замыкания фидеров (ППБ 01-03 п.57).

3. Двери выхода на кровлю и чердачное помещение выполнены в обычном исполнении (не противопожарные 2-го типа) (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97** п. 8.4*).

4. Отделка стен на путях эвакуации (в коридорах)на всех этажах выполнена горючими материалами (покрыты масляной краской) (ППБ 01-03 п. 53, п. 184; СНиП 21-01-97** п. 6.25*).

5. Двери лестничных клеток на всех этажах не оборудованы уплотнителями в притворах и устройствами для самозакрывания (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97** п. 6.18*).

6. В машинном отделении лифтов отсутствует крышка на распределительной коробке, соединения электропроводов выполнены скруткой (ППБ 01-03 п. 57; ПУЭ п. 2.1.21).

7. Обслуживающий персонал здания не обеспечен индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия (ППБ 01-03 п. 129).

8. В коридоре 4-го этажа отделка стен на путях эвакуации выполнена из горючих материалов (пластиковые панели) (ППБ 01-03 п. 53; СНИП 21-01-97** п. 6.25).

9. На путях эвакуации (в коридоре 4-го этажа) уложен линолеум с неустановленными показателями пожарной опасности (ППБ 01-03 п. 53; СНиП 21-01-97** п. 6.25).

10. Не определены и не обозначены на дверях помещений категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ (ППБ 01-03 п.33).

11. В подсобное помещение на 3-м этаже проложен кабель с нарушением ПУЭ (лежит в коридоре на путях эвакуации, не закреплен за конструкции, подсоединен непосредственно в электрощите, соединен с помощью скруток) (ППБ 01-03 п. 57;ПУЭ п. 2.1.21; п. 2.1.33, табл. 2.1.2).

12. Двери эвакуационного выхода из помещения клуба открываются не по направлению выхода из помещения (ППБ 01-03 п. 52).

13. Не проведена огнезащитная обработка сценического оформления в помещении клуба (ППБ 01-03 п. 150).

14. На первом этаже заколочен эвакуационный выход из лестничной клетки (ППБ 01-03 п. 53).

15. Выход из подвального помещения совмещен с лестничной клеткой (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21- 01-97** п. 6.9*; СНиП 2.08.02-89* п. 1.97).

16. В лестничной клетке на первом этаже находятся горючие материалы (обрезки досок, дверные полотна) (ППБ 01-03 п. 40, 53).

17. В слесарном помещении электросветильники не оборудованы плафонами, предусмотренными конструкцией светильника (ППБ 01-03 п. 60).

18. Электрический чайник и электроплитка в слесарном помещении эксплуатируется без подставки из негорючего теплоизоляционного материала (ППБ 01-03 п. 60).

19. В слесарном помещении к электрическому светильнику подсоединен электрический провод и электрическая розетка с нарушением ПУЭ (не закреплены за конструкции, соединение произведено вне распределительной коробки) (ППБ 01-03 п. 57; ПУЭ п. 2.1.21, п. 2.1.33, табл. 2.1.2; п. 2.1.26).

20. Выход из лестничной клетки (расположена у слесарного помещения)в коридор выполнен в отступление от проекта. Лестничный марш перекрывает эвакуационный выход на высоте 1,5-1,7 м. (по нормам высота эвакуационного выхода должна быть не менее 1,9 м.) (ППБ 01-03 п. 3, п. 53; СНиП 21- 01-97** п. 6.16).

21. В коридоре поликлиники соединения электропроводов в коридоре выполнены скруткой, отсутствуют крышки на распределительных коробках (ППБ 01-03 п. 57; ПУЭ п. 2.1.21, 2.1.26).

22. В насосной водоснабжения, в месте установки двери, не заделано строительное отверстие (ППБ 01-03 п. 37).

23. В подвальном помещении пищеблока не заделаны строительным раствором отверстия в конструкциях стен и потолков (ППБ 01-03 п. 37).

24. В подвальном этаже перед лифтами отсутствуют тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97** п. 7.26).

25. В коридоре подвального этажа пищеблока допускается хранение горючих строительных материалов (ППБ 01-03 п. 40).

26. В подвале стационара электрические светильники не оборудованы плафонами, предусмотренными конструкцией светильника. (ППБ 01-03 п. 60).

27. В коридоре подвала стационара соединения электропроводов выполнены скруткой, на распределительных коробках отсутствуют крышки, электрические провода не закреплены за конструкции (ППБ 01-03 п. 57; ПУЭ п. 2.1.21, 2.1.26, п. 2.1.33, табл. 2.1.2).

Гараж:

28. Помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией. (п.3 ППБ 01 -03, НПБ 110- 03).

29. Помещение не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. (п.3 ППБ 01-03, НПБ 104- 03).

30. Соединение электропроводов выполнено методом «скрутки». (п.3 ППБ 01-03, п.2.1.21 ПУЭ).

31. Допущена эксплуатация электропроводки с отсутствием изоляции в местах соединений проводов (п.3 ППБ 01-03, п.2.1.25 ПУЭ).

32. На воротах гаража не обозначена категория помещения по пожарной и взрывопожарной опасности, (п.33 ППБ 01-03).

Здание госпиталя (Адрес

Общие требования

33. Допущена эксплуатация светильников без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильника (ППБ 01-03 п. 60).

Стационар, 3 этаж:

34. На путях эвакуации, в коридоре применены материалы с неизвестными показателями пожарной опасности (не представлен сертификат пожарной безопасности на линолеум) (ППБ 01-03 п.З, СНиП 21- 01-97 п. 6.25*).

35. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для окраски стен коридоров (масляная краска) (ППБ 01-03 п. 53).

36. Предел огнестойкости дверей выходов на чердак, составляет менее Е1 30 (не предоставлены документы - сертификат пожарной безопасности) (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21.01-97* п. 8.4, п. 5.14).

Стационар, 2 этаж:

37. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для окраски стен коридоров (масляная краска) (ППБ 01-03 п. 53).

Поликлиника, 1 этаж:

38. Предел огнестойкости дверей кладовой для хранения белья, составляет менее Е1 30 (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82, СНиП 21.01-97* п. 7.4, п. 5.14).

39. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для окраски стен коридоров (масляная краска) (ППБ 01-03 п. 53, п. 184).

Поликлиника, цокольный этаж:

40. Допущено размещение мастерской в цокольном этаже (ППБ 01-03 п. 184).

41. В корпусе, с палатами для больных, в цокольном этаже допущено размещение помещения, не связанного с лечебном процессом (буфет) (ППБ 01-03 п. 184).

Административное здание (Лаборатория, бухгалтерия):

42. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для окраски стен лестничной клетки (масляная краска) (ППБ 01-03 п. 53, п. 184).

43. Предел огнестойкости дверей кладовой сестры хозяйки, архивного помещения составляет менее Е1 30 (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82, СНиП 21.01-97* п. 7.4, п. 5.14).

44. Люк выхода на чердак выполнен не 2-го типа (ППБ 01-03 п. 3,, СНиП 21.01-97* п. 8.4, п. 5.14).

45. Предел огнестойкости дверей складского помещения, расположенного в переходе, составляет менее Е1 30 (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82, СНиП 21.01-97* п. 7.4, п. 5.14).

46. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для окраски стен коридора (масляная краска в переходе) (ППБ 01-03 п. 53, п. 184).

47. На путях эвакуации, в коридоре (переходе) применены материалы с неизвестными показателями пожарной опасности (не представлен сертификат пожарной безопасности на линолеум) (ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97 п. 6.25*).

48. Предел огнестойкости дверей вентиляционной камеры, расположенной в пристрое, составляет менее Е1 30 (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82. СНиП 21.01-97* п. 7.4, п. 5.14).

49. Предел огнестойкости дверей электрощитовой, расположенной в пристрое, составляет менее Е1 30 (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82, СНиП 21.01-97* п. 7.4, п. 5.14).

Административный корпус (офисные помещения):

50. На путях эвакуации применены материалы с неизвестными показателями пожарной опасности (не представлен сертификат пожарной безопасности на панели, примененные для отделки стен в лестничной клетке) (ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97 п. 6.25*).

51. Стремянка выхода на чердак не закреплена надлежащим образом (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 8.4).

52. Люки выходов на чердачные помещения выполнены не 2-го типа размерами менее 06*08 м (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 8.4).

53. Допущено соединение жил проводов, в распределительной коробке выполненное не при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (ППБ 01-03 п.57, ПУЭ п. 2.1.21).

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 14.04.2011 г. № 24.

По факту выявленных нарушений 19.04.2011 г. заместитель главного государственного инспектора Дзержинского района г. Перми по пожарному надзору Утемов К.М. составил в отношении ГУЗ «П» протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании защитники ГУЗ «П» Каченов А.В., Кутовой А.В., законный представитель начальник госпиталя Агафонов В.А. пояснили, что частично указанные в акте проверки и протоколе нарушения не устранили, а именно следующие пункты нарушений, указанных в акте: 3, 4, 7, 8, 10, 13, 20, 22, 23, 24, 34-52, неустранение мотивировано части недостаточностью финансирования, трудоемкостью работ. Оставшиеся пункты нарушений устранены к судебному заседанию, что подтверждается соответствующими документами и фотоматериалами, на работу с электрикой заключен государственный контракт. Нарушения, указанные в п.п. 22-24, вызваны проведением работ по обустройству вентиляции. Также указали, что госпиталь работает по государственному контракту, в котором проходят лечение граждане пенсионного возраста в основном категория 80 лет и старше. Здания по Адрес находятся у ГУЗ на праве оперативного управления. Приостановление деятельности госпиталя на один месяц может привести к серьезным последствиям, многие граждане могут не получить соответствующего лечения. Нарушение, указанные в акте проверки и протоколе не оспариваются, полагают возможным применить административное наказание в виде штрафа.

Заслушав законного представителя ГУЗ «П», защитников, инспектора органа пожнадзора Утемова К.М., исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 37 названного Закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не использовать их не по назначению.

Аналогичные правила установлены Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС от 18.06.2003 № 313, Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 и Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденными Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323.

Пунктом 10 Правил ППБ 01-03 предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.

Как следует из материалов дела и указывает законный представитель учреждения, защитники, здания, расположенные в г. Перми по адресам: Адрес закреплены за учреждением на праве оперативного управления.

Таким образом, на учреждении лежит обязанность по соблюдению Правил и норм пожарной безопасности принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества, следовательно, оно может являться субъектом административной ответственности, установленной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, а также не опровергается лицами, участвующими в деле, что в момент проведения проверки имели место нарушения учреждением требований пожарной безопасности, предусмотренные п. 3, 33, 37, 40, 52, 53, 57, 60, 129, 150, 184 ППБ 01-03, НПБ 104-03, НПБ 110-03, Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645, п. 2.1.21, 2.1.25, 2.1.26, 2.1.33, табл. 2.1.2 Правил устройства электроустановок, п.п. 1.97, 1.82 СНиП 2.08.02-89*, п.п. 5,14, 6.16, 6.18*, 6,25*, 6.9*, 7,26, 7,4*, 8.4 СНиП 21-01-97** в зданиях и на территории по адресу: г. Пермь, ул. Подлесная, 6.

Относительно нарушений требований пожарной безопасности в помещениях по адресу: Адрес то акт проверки, составленный на основании него протокол об административном правонарушении в этой части не могут быть приняты в качестве доказательства. Как следует из распоряжения заместителя начальника Управления надзорной деятельности - начальника ОГПН УНД ГУ МЧС России по пермскому краю Жукова Ю.И., в отношении ГУЗ «П» проводилась проверка должностными лицами 4 отдела надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю и 1 отдела надзорной деятельности г. Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю. В нарушении п. 9. ч. 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» должностным лицом Скворок А.В., проводившим проверку объектов по названному адресу, акт проверки не подписан, что делает этот акт в части фиксации результатов проверки по адресу: г. Пермь, ул. Горького, 15 недействительным.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что отсутствие достаточного финансирования не освобождает учреждение от обязанности соблюдать правила и нормы пожарной безопасности и от ответственности за их нарушения.

В связи с чем, у суда отсутствуют основания считать, что учреждение приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности.

Вина учреждения в совершении административного правонарушения административным органом установлена и заключается в бездействии, отсутствии надлежащего и своевременного контроля за выполнением требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений.

В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Судья, при назначении административного наказания, учитывает профиль учреждения, порядок оказания медицинской помощи, в том числе то обстоятельство, что путевки распределяются заблаговременно, на полгода вперед, большая часть нарушений по адресу: Адрес к настоящему времени устранена, отсутствие сведений о привлечение учреждения за аналогичные правонарушения, полагает возможным назначить административный штраф в минимальном размере ... руб. Назначение административного наказания в виде приостановления деятельности учреждения в рассматриваемом случае не приведет к обеспечению определенных статьями 1.2, 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целей административного наказания. С учетом количества выявленных на момент проверки нарушений требований пожарной безопасности, их характера административное наказание в виде предупреждения назначено быть не может.

Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

Признать Государственное учреждение здравоохранения «П» (юридический адрес: Адрес) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства по Пермскому краю (Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ По Пермскому краю) ИНН5902293442, КПП 590201001, ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми БИК 045773001, р/с 40101810700000010003, ОКАО (г. Пермь, районы края) КБК 17711627000010000140.

В соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата юридическим лицом административного штрафа в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Постановление может быть обжаловано (опротестовано) в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья- подпись Е.С. Филатова

...