Дело №5-31/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Пермь 06 мая 2011 года Судья Дзержинского районного суда г. Перми Филатова Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Муниципальное учреждение1, местонахождение: Адрес у с т а н о в и л а: С 28.02.2011 по 28.03.2011 на основании распоряжения заместителя начальника управления надзорной деятельности – начальника ОГПН Главного управления МЧС России по Пермскому краю Жукова Ю.И. от 22.02.2011 за №17 врид инженера отдела ГПН Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю Трифановым А.Е. была проведена плановая проверка соблюдения Муниципальное учреждение1 в помещениях и на территории учреждения по адресу: Адрес обязательных требований пожарной безопасности или требований, установленных муниципальными правовыми актами. По результатам проверки в отношении Муниципальное учреждение1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в соответствии с которым 28.03.2011 в помещениях и на прилегающей территории 3-х этажного здания дворца культуры, расположенного по адресу Адрес находящегося, в оперативном управлении Муниципальное учреждение1 нарушены требования пожарной безопасности, регламентированные нормативно-правовыми актами Российской Федерации по пожарной безопасности и (или) нормативные документы по пожарной безопасности, а именно: Общее: 1. Не определены и не обозначены на дверях складских и производственных помещений категории взрывопожарной и пожарной опасности и классы зон по ПУЭ (ППБ 01-03 п. 33). 2. Не все помещения оборудованы табличками с номером телефона вызова пожарной охраны (ППБ 01-03 п. 13). 3. Проводка за подвесным потолком не выполнена в виниловых трубах, металлорукавах, электрокоробах (ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ п. 7.1.32). 4. На путях эвакуации в коридорах и лестничных клетках по ходу движения не везде вывешены эвакуационные знаки пожарной безопасности (ППБ 01-03 п. 51). 5. Помещение (вестибюль), в котором расположена лестница 2-го типа, не отделено от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1- го типа с заполнением проемов противопожарными дверьми с пределом огнестойкости Е1 30 при высоте здания более 9 м (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 7.25). 6. В шкафах пожарных кранов не установлены кнопки включения электрозадвижки, насосов повысителей, дымоудаления (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.04.01-85 п. 11.7). 7. Не представлены акты испытания наружных пожарных лестниц (ППБ 01-03 п. 41). 8. Склады декораций, бутафории и реквизита, инвентарные и хозяйственные кладовые, помещения производственного назначения и обслуживания сцены не оборудованы автоматическими установками пожаротушения (ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 таблица 3 п. 30). Третий этаж: 9. Отделка путей эвакуации выполнена горючими материалами и материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (обои, линолеум в коридоре рядом с «приемной») (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.25*). 10. План эвакуации на третьем этаже возле помещения радиостудии не соответствует фактической планировке этажа (ППБ 01-03 п. 16). 11. Складские, производственные и технические помещения не отделены от остальных помещений противопожарными дверями с нормируемым пределом огнестойкости (помещения венткамер, склад радиостудии, помещение склада № 317, помещение архива № 316) (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82). 12. В складском помещении радиостудии лампочка висит на проводе без светильника и защитного колпака (ППБ 01-03 п.п. 57, 60). 13.На пути эвакуации, на площадке лестничной клетки, ведущей из коридора, рядом с «приемной» оборудовано помещение туалета (ППБ 01-03 п.п. 38, 51). 14. В кабинете № 317 чайник не оборудован подставкой из негорючего теплоизоляционного материала (ППБ 01-03 п. 60). 15.В техническом помещении, венткамере допущено складирование горючих материалов (ППБ 01-03 п. 40). 16. Двери, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров, не оборудованы устройствами для самозакрывания (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.18*) 17. В складских помещениях (склад радиостудии, помещение склада № 317, помещение архива № 316) допущена установка штепсельных розеток (ППБ 01-03 п. 508). 18. Складские помещения (склад радиостудии, помещение склада № 317, помещение архива № 316) не обесточиваются снаружи, выключатели установлены внутри помещений (ППБ 01-03 п. 507) 19.Допущена прокладка транзитной вентиляции через помещение архива № 316 (ППБ 01-03, СНиП 21- 01-97 п. 7.21). 20.Пожарные шкафы №№ 24, 25, 26, 27, 28, 29 не установлены на пожарных кранах (ППБ 01-03 п. 91, НПБ 151-00). 21. Световое табло выход системы оповещения людей о пожаре выполнено на стене рядом с лестницей 2-го типа, а не по ходу эвакуации (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 88-01). Первый этаж: 22. Эвакуационные двери из холла напротив раздевалки и фойе в правом крыле не оборудованы свободно открываемыми запорами изнутри без ключа (ППБ 01-03 п. 52). 23. На лестничной клетке рядом с помещением «пожарный пост» оборудована самовольная перегородка из горючих материалов (ДВП) (ППБ 01-03 п. 40, 51). 24. В помещении с вывеской «пожарный пост» допущено курение в не отведенном для этого месте (ППБ 01-03 п. 25). 25. В помещении с вывеской «пожарный пост» чайник не оборудован подставкой из негорючего теплоизоляционного материала (ППБ 01-03 п. 60). 26. В помещении с вывеской «пожарный пост», в помещении охраны соединения электропроводов на светильниках выполнены методом скрутки (ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ п. 2.1.21). 27. Ширина эвакуационного выхода с лестничной клетки наружу (рядом с помещением с вывеской «пожарный пост») в свету менее 1,2 м (по факту 0,7 м), высота тамбура эвакуационного выхода менее 2 м (по факту 1,8 м) (ППБ 01-03 п.3,СНиП 21-01-97* п. 6.16, 6.27). 28. В помещении охраны подвесной потолок выполнен из горючих материалов (ДВП) (ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п. 7.8). 29. Эвакуационные двери из помещения охраны и рядом расположенного кабинета, при одновременном их открывании в коридор, мешают свободной эвакуации из этих помещений (ППБ 01-03 п. 40). 30. В помещениях «Театра песни» (кабинет № 100) и в коридоре при выходе из этих помещений отделка путей эвакуации выполнена горючими материалами и материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (обои, линолеум в коридоре) (ППБ 01- 03 п. 3 СНиП 21-01-97* п. 6.25*). 31. В фойе, по периметру у стен, в противопожарных перекрытиях между подвалом и 1-м этажом выполнены сквозные отверстия с металлическими решетками, не обеспечивается газодымонепроницаемость перекрытия при пожаре (ППБ 01-03 п. 37). Ресторан «Ударник»: 32. Складское помещение и помещение электрощитовой не отделены от остальных помещений противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарными дверьми с нормируемым пределом огнестойкости (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-8 9* п. 1.82). 33. Ширина второго эвакуационного выхода из зала менее 1,2 м (по факту 0,8 м) (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.16). 34. Под лестничным маршем установлено вентиляционное оборудование, (оборудована венткамера) (ППБ 01-03 п. 40). 35. Отделка зала выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (обои) (ППБ 01-03, СНиП 2.08.02-89* п. 1.85*). 36. На лестничной клетке между ночным клубом и рестораном отделка стен выполнена горючими материалами (масляной краской) (ППБ 01-03 п. 53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*). Второй этаж: 37. Рядом с эвакуационным выходами из помещений ночного клуба на лестничных клетках установлены самовольные перегородки с дверьми, закрывающимися на замки, без легко открывающихся запоров (ППБ 01-03 п. 40, 52). 38. В танцевальном зале ночного клуба подвесной потолок выполнен из горючих материалов (ДВП) (ППБ 0103 п.3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.85*). 39. Восстановить в соответствии с проектом световые проемы в танцевальном зале ночного клуба для обеспечения естественного освещения и дымоудаления при пожаре (СНиП 41-01-2003 п. 8.2 подпункт И). 40. Кухня ночного клуба не защищена тепловыми извещателями автоматической пожарной сигнализации (ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 п. 4). 41. Помещения хранения, костюмерные не отделены от остальных помещений противопожарными дверями с нормируемым пределом огнестойкости (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82). 42. Отделка путей эвакуации выполнена горючими материалами и материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (обои, линолеум в коридоре) (ППБ 01- 03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.25*). 43. В коридоре рядом с костюмерной лампочка висит на проводе без светильника и защитного колпака (ППБ 01-03 п. 57, 60). 44. Левое крыло второго этажа не обеспечено вторым эвакуационным выходом (ППБ 01-03,СНиП 21-01- 97* п. 6,12*, 6.13*). Зрительный зал: 45. Не представлены акты обработки огнезащитными составами деревянных конструкций сценической коробки (подвесные мостики, рабочие галереи и т. п.), горючих декораций, сценического и - выставочного оформления, а также драпировки в зрительном зале (ППБ 01-03 п. 150). 46. Не представлены акты испытания и регулировки подъемно-опускного механизма противопожарного занавеса (ППБ 01-03 п. 155). 47. Пожарный шкаф на сцене с левой стороны не установлен на пожарный кран (ППБ 01-03 п. 91, НПБ 151-00). 48. Допущено хранение мебели, декораций, бутафории, инвентаря и другого имущества на сцене, в трюме (под сценой), а также в подвале под зрительным залом (ППБ 01-03 п. 151, 152). 49. В кармане сцены для хранения реквизита светильники не оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (ПБ 01-03 п. 60). 50. Со сцены по полу зрительного зала на путях эвакуации проложен незащищенный силовой кабель (ППБ 01-03 п. 57 ПУЭ п. 2.1.47). 51. Дымовые люки не оснащены автоматически и дистанционно управляемыми приводами, обеспечивающими открытие люков при пожаре (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 41-01-2003 п. 8.10 г). 52. Помещения сцены, склады декораций, бутафории и реквизита, фуражные, инвентарные и хозяйственные кладовые, помещения производственного назначения и обслуживания сцены, чердачное подкупольное пространство над зрительным залом не оборудованы системой автоматического пожаротушения (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 табл. № 3 п. 30). 53. На обводной линии не установлена задвижка с электрическим приводом для пропуска противопожарного расхода воды на насосы-повысители в соответствии с нормами (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.04.01-85 п. 11.7). Не представлены акты ежемесячной поверки пожарных насосов. Указанное оборудование находится в неисправном состоянии (ППБ 01-03 п. 93). 55. Дверные проемы в противопожарной стене на уровне трюма и планшета сцены, а также выходы из колосниковых лестниц в трюм и на сцену (при наличии противопожарного занавеса) не защищены тамбурами-шлюзами (ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.53). Подвал (техническое подполье): 56. Выход из подвала не выполнен непосредственно наружу обособленным от общей лестничной клетки (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.9*). 57. Пожарные насосы для внутреннего пожаротушения не расположены в отапливаемом помещении, выгороженном противопожарными стенами (перегородками) и перекрытиями с отдельным выходом наружу или на лестничную клетку (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.04.01.85* п. 12.4). 58. В помещении установки пожарных насосной не вывешена общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов, на каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе не указано их назначение. Порядок включения насосов-повысителей не определен инструкцией (ППБ 01-03 п. 92). 59. В техническом подполье оборудованы складские и производственные помещения, мастерские, осуществляется хранение горючих и других материалов (ППБ 01-03 п. 40). Распределительная коробка под лестничным маршем не закрыта крышкой (ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ п. 2.1.26). 61. Под лестничным маршем, в помещении электрощитовой, в трюме под сценой соединения электропроводов на светильниках выполнены методом скрутки (ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ п. 2.1.21). 62. В помещении электрощитовой, бойлерной допущено складирование горючих и других материалов (ППБ 01-03 п. 40). Помещение электрощитовой не отделено от остальных помещений противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82). 64. Технологические отверстия не заделаны строительным раствором (ППБ 01-03 п. 37). 65. Допущено размещение складских помещений, кладовых, мастерских, помещений для монтажа станковых и объемных декораций, камер пылеудаления, вентиляционных камер под зрительным залом и планшетом сцены (ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.55). Прилегающая уличная территория: 66. У лестницы 3-го типа выполненной с третьего этажа отсутствует часть лестничного марша, лестничный марш обрывается на высоте 1,5 м от земли, что не обеспечивает безопасной и быстрой эвакуации людей (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.4) 67. Круговой проезд для пожарной техники не отчищен от снега и льда (ППБ 01-03 п. 23). 68. У здания установлено металлическое временное строении на расстоянии менее 15 м от стены (ППБ 01-03 п. 24). 69. В противопожарном разрыве на расстоянии менее 15 м от здания складируются горючие материалы (ППБ 01-03 п. 21, 22). Помещения арендуемые «Балетом Панфилова»: 70. Дверь из коридора на лестничную клетку (вход в арендуемые помещения) открывается не по направлению эвакуации, дверь не оборудована легко открывающимся замком без ключа (ППБ 01-03 п. 52). 71. Отделка путей эвакуации (тамбур, лестничная клетка, коридоры) выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (пластиковые панели) (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.25*). 72. Ширина эвакуационного выхода с лестничной клетки наружу в свету менее 1,2 м (по факту 0,8 м), высота эвакуационного выхода менее 2 м (по факту 1,8 м) (СНиП 21- 01-97* п. 6.16, 6.27). 73. На лестничной клетке на 2-м этаже оборудован встроенный шкаф (ППБ 01-03 п. 6.32*). 74. На 2-м этаже помещение хранения сценического реквизита, костюмов не выгорожено от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарными дверьми с нормируемым пределом огнестойкости (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 7.4). В судебном заседании защитники Соловьев С.Н., Новокрещенова Л.Ф., действующие на основании доверенностей, пояснили, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения требований пожарной безопасности имелись, часть из них устранена собственными силами. Нарушения, связанные с конструктивными элементами здания, устранены быть не могут, поскольку здание построено в соответствии с проектом 1967 года. Необходимо значительное количество денежных средств, поскольку требуется капитальный ремонт. Нарушения, перечисленные в п.п. 32-36, к Муниципальное учреждение1 не относятся, так как помещения арендует ресторан «У.», равно как и п.п. 70-74 (помещения арендуются Балетом П.). Мероприятия с массовым скоплением народа проводятся нечасто, при том другими организациями, арендующими зал. Заслушав Соловьева С.Н., Новокрещенову С.Ф., государственного инспектора Пермского края по пожарному надзору Трифанова А.Е., проводившего проверку, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные документы, прихожу к следующему выводу. В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах), 11.16 (нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Статья 210 ГК РФ возлагает бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, на собственника. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В силу п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению. Из материалов дела следует, что Муниципальное учреждение1 является юридическим лицом, является владельцем трехэтажного кирпичного здания дворца культуры с подвалом общей площадью ... кв.м по адресу: ... на праве оперативного управления. В силу п.3.19 Устава Муниципальное учреждение1 ответственность за имущество при осуществлении права оперативного управления несет учреждение. Таким образом, именно Муниципальное учреждение1 ответственно за соблюдение в помещениях здания по адресу: Адрес и прилегающей территории норм пожарной безопасности. При этом подлежит исключению вина Муниципальное учреждение1 в совершении нарушений правил пожарной безопасности, перечисленных в п.п. 32-36, п.п. 70-74. Эти нарушения выявлены в помещениях занимаемых ООО «У.» на основании договора аренды объекта муниципального недвижимого имущества №3, заключенного с Муниципальное учреждение1 15.12.2009, и ГКУК «Театр «П.» на основании договора от 05.10.2007 №867 передачи государственного имущества в безвозмездное пользование, заключенного с Агентством по управлению имуществом Пермского края. ГКУК «Театр «Балет П.» представил документы, имеющие проект и план устранения нарушений в занимаемых им помещениях. Относительно помещений, занимаемых ООО «У.», то в соответствии с п.п. 3.2.3, 3.2.4 арендатор обязан своевременно выполнить требования предписаний и актов проверки Госпожнадзора и Роспотребнадзора по устранению замечаний к использованию объекта арендатором, в течение всего срока действия договора содержать объект в порядке, предусмотренном техническими, санитарными и противопожарными правилами. При этом договором предусмотрена возможность с согласия арендодателя замены и установки дополнительного инженерного оборудования на объекте, перепланировки, переустройства, переоборудования, реконструкции, иных ремонтно-строительных работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта. То есть нарушение, приведенное в п.33 (ширина второго эвакуационного выхода из зала менее 1,2 м) также подлежит устранению за счет арендатора. Подлежат исключению также нарушения, указанные в п.п. 6, 53, 57, поскольку СНиП 2.04.01.85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», на нарушения которых имеется ссылка, распространяются лишь на проектирование строящихся и реконструируемых систем внутреннего холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков. Иные допущенные нарушения подтверждаются актом проверки (нарушений, которые могли бы повлиять на законность данного акта, не выявлено), протоколом об административном правонарушении, не оспариваются защитниками Муниципальное учреждение1, представившими документы об устранении большого количества нарушений. Полагаю доказанным наличие в действиях Муниципальное учреждение1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. В силу ст. 3.1 КоАП РФ определяет воспитательные и превентивные (предупреждающие) цели административного наказания, представляющего собой меру государственного принуждения к нарушителю. Административное наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, и заключается в предусмотренном КоАП ограничении прав и свобод физического лица либо правомочий юридического лица - нарушителя. В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначается,… если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, и при наличии угрозы для жизни и здоровья людей. Из представленных документов не усматривается наличие отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. Данные о привлечении юридического лица к административной ответственности за аналогичные правонарушения ранее, что свидетельствовало бы о том, что оно игнорирует соблюдение требований пожарной безопасности, отсутствуют. Более того, Муниципальное учреждение1 стремится к устранению выявленных нарушений, до судебного заседания им устранены практически все нарушения, которые позволяет исправить финансовое состояние учреждения. Следует учитывать, что учреждение является некоммерческой организацией, целью которой не является извлечение прибыли, основными источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, средства от оказания услуг, выполнения работ за плату, средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан, кредиты банков и других кредиторов с письменного разрешения учредителя при условии, что такая сделка в целях устава является крупной. В 2009, 2010 годах учреждение ставило в известность Комитет по молодежной политике администрации г. Перми о необходимости выполнения ранее выданного предписания, в котором отражалась необходимость устранения нарушений, аналогичных указанным в п.п. 55, 56, 64 нарушениям, отсутствие достаточных денежных средств у Муниципальное учреждение1. С учетом устраненных нарушений не усматриваю оснований полагать, что оставшиеся нарушения в отдельности, без учета иных условий сами по себе влекут угрозу безопасности жизни и здоровью людей. Заключение №18 подготовлено по каждому нарушению, но без учета совокупности обстоятельств (максимальное количество человек, наличие средств пожаротушения, площадь помещений, наличие эвакуационных выходов, возможность пожароопасной ситуации и пр.). Назначая административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей, суд исходит из достаточного количества выявленных в ходе проверки нарушений, их устранение влияет лишь на вид и размер наказания, но не освобождает от административной ответственности. Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п о с т а н о в и л а: Признать Муниципальное учреждение1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей. Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства по Пермскому краю (Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ По Пермскому краю) ИНН5902293442, КПП 590201001, ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми БИК 045773001, р/с 40101810700000010003, ОКАО (г. Пермь, районы края) КБК 17711627000010000140. В соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа. Постановление может быть обжаловано (опротестовано) в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья - подпись Е.С. Филатова ...