Дело №12-317/2010
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 14 июля 2010 года
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Каменева С.В. на постановление государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр Червинской И.В. по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, зарегистрированного по адресу: ... начальника ГОУ ... ...
у с т а н о в и л а:
Постановлением государственного инспектора отдела геологического контроля от 20.05.2010 начальник ГОУ «... Каменев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Каменев С.В. в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок обратился с жалобой на данное постановление, просит его отменить. В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» ГОУ ... вправе как землепользователь по своему усмотрению осуществлять устройство и эксплуатацию скважин. Согласно Инструкции по применению Положения о порядке лицензирования пользования недрами не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд земледельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, капажи небольших родников). Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов. Соответствие участков недр указанным выше условиям для каждого конкретного региона устанавливается территориальными подразделениями Роскомнедра совместно с органами государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления. Дополнительные условия, при которых не требуется оформление лицензии (величина предельного отбора подземных вод, размеры земельных участков для водоснабжения которых используются подземные воды и т.д.) определяются аналогичным образом. Система водоснабжения и водоотведения не является источником централизованного водоснабжения с учетом п.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167. Кроме того, скважины были переданы от ... без лицензии. Порядок эксплуатации скважин соответствующими органами исполнительной власти Пермского края не установлен, равно как и соответствие участков недр указанным выше условиям для Пермского края.
В судебном заседании защитник Каменева С.В. на основании доверенности Хрущ И.А. жалобу поддержала в полном объеме, считает, что ГОУ «...» вправе пользоваться скважинами без лицензии, поскольку может быть отнесено к мелким объектам, водоснабжение централизованным не является. В связи со сложившейся ситуацией лицензия в настоящее время получена. Скважины соответствуют санитарным требованиям, угрозу для жизни и здоровья лиц, пользующихся водой, не представляют. Кроме того, в отношении юридического лица производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, прекращено.
Каменев С.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель Управления Росприроднадзора по Пермскому краю Потемкина Ю.Н. полагает, что Каменев С.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ. Для пользования недрами без лицензии необходима совокупность двух условий: устройство и эксплуатация бытовых колодцев и скважин на первом водоносном горизонте, данные скважины не должны являться источником централизованного водоснабжения.
Заслушав защитника Хрущ И.А., Потемкину Ю.Н. изучив материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные документы, прихожу к следующему выводу.
05 мая 2010 года в отношении начальника ГОУ «... при ... Каменева С.В. по результатам проведенной в период с 01.04.2010 по 28.04.2010 внеплановой проверки ГОУ «...» при ... государственным инспектором по геологическому контролю по пермскому краю Кисеевой Л.Л. был составлен протокол №06-05/32-2010 об административном правонарушении по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
20.05.2010 в отношении Каменева С.В. вынесено приведенное выше постановление.
Основанием для назначения Каменеву С.В. административного наказания послужило ненадлежащее исполнение должностных обязанностей начальника ГОУ ..., повлекших нарушения требований ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах». Было допущено пользование недрами с целью добычи подземных вод из скважин №№3971, 3500, 5568, 5590, 1, 2, расположенных на территории «... и его учебного центра, добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического обеспечения водой объектов учреждения без оформления лицензии.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 28.04.2010 №049-ВВ-К, протоколом об административном правонарушении, пояснениями Каменева С.В., его защитника, признающих факт использования водозаборных скважин, находящихся на праве оперативного управления на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Пермской области №339-р от 14.06.1996. без лицензии.
Относительно позиции о том, что лицею лицензия в данном случае не нужна, то этим доводам дана надлежащая оценка в постановлении должностного лица.
В соответствии со ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ст. 19 данного нормативного документа собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять… устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Данное положение имеет отсылочную норму к нормативным документам субъектов РФ, само по себе не указывает на возможность использования скважин без лицензии. Порядок устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в их границах для своих нужд утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 15.06.2010 №СЭД-30-01-03-185. Данным порядком разрешена добыча подземных вод без лицензии в случае, указанном в ст.19 Закона РФ от 21.02.1992.
Кроме того, установлено, что из скважин осуществляется централизованное водоснабжение. В соответствии с п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. В данном случае из скважин вода подается на установку для очистки воды, далее в водонапорную башню и по сети водопотребителям (в корпуса), то есть имеет место подача воды к месту расходования.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167, на которые ссылается защитник и устанавливающие понятие «централизованного коммунального водоснабжения» к данным правоотношениям неприменимы.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Каменевым С.В. не представлено доказательств того, что им как руководителем принимались меры к соблюдению положений закона РФ «О недрах».
Таким образом, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Каменева С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Не могут быть действия Каменева С.В. признаны как совершенные в условиях крайней необходимости, поскольку доказательства, свидетельствующие об отсутствии возможности пользоваться иными источниками водоснабжения, отсутствуют.
Между тем, считаю возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ. В данном случае должностным лицом не мотивировано, в связи с чем он пришел к выводу о невозможности с учетом характера совершенного правонарушения и степени его общественной опасности признать совершенное правонарушение малозначительным.
В соответствии с п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным отношениям.
При этом применение ст.2.9 КоАП РФ не ставится в зависимость от того, является ли состав совершенного правонарушения формальным или материальным, а также на какие отношения направлено административно наказуемое деяние.
В данном случае необходимо учитывать, что, несмотря на длительность использования скважин без лицензии, каких-либо вредных последствий не наступило, в настоящее время лицензия получена. С целью проведения производственного контроля над соблюдением санитарных норм, которая согласована с главным государственным санитарным врачом Пермского края, Аккредитованным испытательным центром ФГУЗ «Медико-санитарная часть Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора» выполняются анализы воды на химический и бактериологический анализы. Все эти обстоятельства по совокупности свидетельствуют об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
С учетом изложенного производство по делу подлежит прекращению в связи с малозначительностью совершенного правонарушения с объявлением Каменеву С.В. устного замечания.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр от 20.05.2010 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении Каменева С.В. прекратить, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Пермский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке ст.30.2 КоАП РФ.
Судья – подпись Е. С. Филатова
...