Дело №12-552/2010 Р Е Ш Е Н И Е г. Пермь 29 октября 2011 года Судья Дзержинского районного суда г. Перми Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Фетисовой И.С. на постановление государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора по Пермскому краю Кисеевой Л.Л. от 21.07.2010 по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, зарегистрированного по адресу: Адрес генерального директора ООО «П», у с т а н о в и л а: Постановлением государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора по Пермскому краю Кисеевой Л.Л. от 21.07.2010 Фетисова И.С. как генеральный директор ООО «П» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей. Фетисова И.С. в установленный ст. 235 ГК РФ ООО «П» не может принять ликвидированное (уничтоженное) имущество, так как фактически оно не существует и не имеет собственника, а ГК РФ не содержит оснований приобретения права собственности на вещь как «принятие ликвидированного имущества», то есть несуществующего. В силу изложенного ООО «П» и заявитель в силу объективных причин не могли исполнять лицензионные условия, указанные в п.5.1.9 лицензионного соглашения. В судебное заседание Фетисова И.С., извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, не явилась. От Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю поступил отзыв (л.д. 72-76). Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу. Статья 8.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Из материалов дела следует, что Федеральным агентством по недропользованию Управлением по недропользованию по Пермскому краю (Пермьнедра) ООО «П» была выдана лицензия на право пользования недрами серия ПЕМ номер № вид лицензии HP сроком до 14.09.2032 года с целевым назначением – геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Таежного участка недр, расположенного в административных границах Березовского и Кунгурского муниципальных районов Пермского Края. К данной лицензии прилагается лицензионное соглашение об условиях пользования недрами Таежного участка, содержащее, помимо прочего, установленное пунктом 5.1.9 требование осуществлять в течение срока действия лицензии контроль за техническим состоянием фонда скважин, в том числе, ликвидированных, расположенных в пределах участка недр, и устранять за свой счет выявленные нарушения». В период с 13.04.2010 по 07.05.2010 Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю был проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «П» на предмет соблюдения юридическим лицом требований законодательства РФ по использованию и охране земель, требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр. По результатам проверки 07.05.2010 был составлен соответствующий акт, согласно которому был выявлен ряд нарушений, в том числе в проверяемый период с 14.09.2007 по 07.05.2010 не был обеспечен контроль за техническим состоянием ликвидированных скважин №№ 207, 211, 221, 230, 242, расположенных в пределах Таежного участка недр, право пользования недрами которого предоставлено ООО «П» по лицензии ПЕМ 01795 HP, выданной с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Таежного участка недр. По данному факту в отношении генерального директора ООО «П» Фетисовой И.С. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.9 КоАП РФ. В дальнейшем вынесено приведенное выше постановление. В силу п. 2 ст.23 Закона Российской Федерации «О недрах», п. 4 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.07.2003 № 71 основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, и обеспечение охраны недр. При этом Правила охраны недр, накладывают на пользователя недр обязательства по ведению учета пробуренного фонда скважин, в том числе и ликвидированных скважин (п.104). В соответствии с п. 2.3.7 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 № 22, учет, ежегодный контроль за состоянием устьев ликвидированных скважин и необходимые ремонтные работы при обнаружении неисправностей и нарушений требований охраны недр осуществляет пользователь недр. То есть, исходя из содержания данных норм, ликвидированные скважины требуют регулярного технического обследования и своевременного принятия мер по их безопасному содержанию, в противном случае могут представлять реальную опасность загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки: в скважинах возможны изменения технического состояния - разрушение цементных мостов, коррозия -колонн и устьевого оборудования, то есть потеря герметичности. Относительно доводов жалобы со ссылкой на положения ст. 25.1 Закона РФ «О недрах», п. 2.2. ст. 30 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 210, 235 ГК РФ, то предоставление лицензии на право пользования недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недр и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, после утверждения проекта проведения указанных работ. Право пользование указанными участками ООО «П» было получено по результатам аукциона, перед проведением аукциона распорядитель недр предоставил письма глав администраций Березовского и Кунгурского муниципальных районов Пермского края (приложение №№ 4, 5 к лицензии ПЕМ 01795 HP) о возможности предоставления земельных участков с оформлением землеустроительных дел по отводу в соответствии с законодательством. Согласно приложению №1 «Краткая характеристика Таежного участка» к Порядку и условиям проведения аукциона на право пользования недрами Беляевского, Боркмосского, Дубовогорского, Иликовского, Кулигинского и Федорцевского участка с целью разведки и добычи углеводородного сырья и Токаревского и Таежного участков недр с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья имеются сведения о наличии предварительного согласия соответствующих Администраций муниципальных районов Пермского края на отвод победителю аукциона земель в целях пользования участком недр для целей разведки и добычи углеводородного сырья на Таежном месторождении. В лицензионном соглашении имеются сведения об указанных ликвидированных скважинах, однако OOО «П» в проверяемый период с 14.09.2007 г. по 07.05.2010 г. не обратилось с запросом о предоставлении сведений о местоположении (координатах) устьев ликвидированных скважин № № 207, 211, 221, 230 и 242, расположенных в границах Таежного участка недр, в орган, выдавший лицензию ПЕМ 01795 HP – Управление по недропользованию по Пермскому краю (далее Пермьнедра), и не осуществляло контроль за техническим состоянием ликвидированных скважин №№ 207, 211, 221. 230, 242. Согласно ст. 9 Закона РФ «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации на пользование участком недр. ООО «П» по лицензии ПЕМ 01795 НР получило право пользования недрами Таежного участка, расположенного на территории Кунгурского и Березовского районов Пермского края. В пределах данного участка расположены и ликвидированные скважины, являющиеся предметом данного спора (п.3.4 лицензионного соглашения, приложение №1 к лицензии ПЕМ 01795 НР). В силу п.3.1.9 Основных требований к условиям пользования недрами таежного участка (приложение №2) победитель аукциона обязан осуществлять в течение срока действия лицензии контроль за техническим состоянием фонда скважин, в том числе ликвидированных, расположенных в пределах участка недр, и устранять за свой счет выявленные нарушения. Согласно заявке на участие в аукционе на права пользования недрами Таежного участка Заявитель принял на себя обязательства по безусловному соблюдению требований участия в аукционе в соответствии с утвержденными Управлением по недропользованию по Пермскому краю Порядком и условиями проведения аукциона на право пользования недрами Таежного участка недр с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья. Фактически ООО «П» знало как о наличии и количестве ликвидированных скважин, расположенных в пределах Таежного участка недр, так и об обязанности осуществлять в течение срока действия лицензии контроль за техническим состоянием фонда скважин, в том числе ликвидированных, расположенных в пределах участка недр, и устранять за свой счет выявленные нарушения, так как данная обязанность прописана в статье «Требования по рациональному использованию и охране недр, охране окружающей природной среды и безопасному ведению работ» (ст. 5 п. 5.1.9) лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Таежного участка. Доказательств того, что ООО «П» не имело возможности обратиться к распорядителю недр, выдавшему лицензию, для получения координат устьев ликвидированных скважин и начать исполнение условий лицензионного соглашения по охране недр и гидроминеральных ресурсов, не представлено. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Фетисова И.С., являясь должностным лицом, возглавляющим ООО «П» (приказ №3-к от 23.08.204), должна была обеспечить контроль за соблюдением юридическим лицом требований законодательства, регулирующего порядок пользования недрами. С учетом изложенного Фетисова И.С. правомерно и обоснованно привлечена к административной ответственности по ст. 8.9 КоАП РФ. Данное правонарушение является формальным, исходя из его существа, не может быть признано малозначительным, независимо от того, наступили вредные последствия либо нет. Административное наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией статьи для должностных лиц. Выход за пределы установленного соответствующей санкцией статьи административного наказания, назначение административного наказания ниже низшего предела Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает. Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, р е ш и л а: Постановление государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора по Пермскому краю №06-05/45-Д от 21.07.2010 оставить без изменения, жалобу Фетисовой И.С. – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение десяти суток с момента его получения. Судья – подпись Е.С. Филатова ...