Дело №12-287/2011
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 27 мая 2011 года
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Леонова М.Н. на постановление начальника отдела по надзору за электрическими стациями и сетями, гидротехническими сооружениями Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, зарегистрированного по адресу: Адрес
у с т а н о в и л а:
Постановлением начальника отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.03.2011 Леонов М.Н. как председатель правления ПО «Ветераны» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Леонов М.Н. в установленный ст. 9.2 КоАП РФ. ПО «Ветераны» является собственником ГТС – земляная плотина пруда «Камское поле». Право собственности зарегистрировано 17.12.2009, на момент приобретения и до получения представления ПО не было уведомлено о том, что данное ГТС подлежит декларированию. В силу п. 9 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1303 от 06.11.1998, предусматривает представление декларации безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений не реже одного раза в пять лет. Леоновым М.Н. как председателем Правления ПО «Ветераны» были сделаны запросы в Министерство природных ресурсов Пермского края о последней дате подачи декларации последним собственником ГТС, на каких основаниях ГТС – земляная плотина пруда «камское поле» подлежит декларированию. 28.11.2011 комиссией из состава представителей Министерства природных ресурсов Пермского края, Западно-Уральского управления Ростехнадзора, Администрации Карагайского муниципального района и представителя ПО «Ветераны» проведено обследование гидротехнического сооружения, сделан вывод об исключении его из Перечня гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ Пермского края, подлежащих декларированию или являющихся потенциально опасными для объектов, находящихся в нижнем бьефе. Полагает, что с момента регистрации права собственности на плотину и до проведения проверки прокуратурой Карагайского района Пермского края принимал все меры по соблюдению норм и правил безопасности этого гидротехнического сооружения в процессе его эксплуатации. Кроме того, истек срок привлечения Леонова М.Н. к административной ответственности. Материалы рассмотренного ЗУУ Ростехнадзора дела об административном правонарушении содержат решение Ленинского районного суда г. Перми от 30.11.2010 и представление прокурора Карагайского района Пермского края от 26.03.2010 в адрес ПО «Ветераны» об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и представлений декларации на ГТС – земляная плотина «Камское поле». Также является необоснованным одновременное привлечение к административной ответственности ПО «Ветераны» и председателя Правления ПО «Ветераны».\
В судебное заседание Леонов М.Н. не явился, просил рассмотреть дело по жалобе в его отсутствие.
Его защитник Сазонова О.А. просит отменить постановление от 09.03.2011ь по доводам жалобы.
Прокуратура Карагайского района Пермского края своего представителя не направила.
Заслушав Сазонову О.А., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В силу ч.3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает одновременное привлечение за одно правонарушение к административной ответственности физического лица и юридического лица.
Доводы в этой части не могут быть приняты во внимание.
Статья 9.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения, в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.
Согласно ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса (ст. 3 приведенного Федерального закона).
Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации. Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в постоянную эксплуатацию (Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное постановлением Правительства от 06.11.1998 №1303).
ПО «Ветераны» является собственником гидротехнических сооружений (земляная плотина) пруда «Камское поле» на реке Лопва, расположенных по адресу: Адрес. Как следует из постановления от 09.03.2011 согласно инвентаризации защитных и напорных гидротехнических сооружений Пермской области в 2004 году ГТС относится к 4 классу капитальности. Полный объем пруда при НПУ – 1440 тыс. м куб. Напор на пороге водослива на ГТС составляет 3 м. ГТС присвоен инвентарный номер 22. Элементы ГТС – земляная плотина, трубчатый водосброс. ГТС относится к потенциально опасным объектам.
Сведения о том, что требования законодательства о представлении декларации безопасности гидротехнических сооружений исполнялись ПО «Ветераны», отсутствуют, кроме того, непредставление декларации не оспаривается.
Вместе с тем, законодательство устанавливает периодичность предоставления декларации не реже, чем в пять лет с даты ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию, то есть срок представления декларации не связан со сменой собственника (лица, владеющего данными гидротехническими сооружениями).
В данном случае ни постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ни постановление о привлечении Леонова М.Н. к административной ответственности не содержат сведений о том, представлялась ли соответствующая декларация предыдущим владельцем. Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении Леонову М.Н. вменяется непредставление декларации безопасности гидротехнических сооружений пруда в д. Канюсята Карагайского района в период с 17.12.2009 (момент государственной регистрации права на гидротехническое сооружение) по 27.01.2011.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В полной мере при рассмотрении дела должностным лицом требования указанных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях не выполнены, постановление должным образом не мотивировано. Не дана оценка тому, предпринимались ли Леоновым М.Н. меры к выполнению требований законодательства о декларировании безопасности принадлежащих ПО «Ветераны» гидротехнических сооружений, достаточные ли меры предпринимались, по какой причине не представлялась декларация. Сам факт занятия Леоновым М.Н. должности председателя ПО «Ветераны» не влечет безусловное привлечение к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ.
Кроме того, 28.01.2011 комиссией в составе председателя Правления ПО «Ветераны» Леонова М.Н., государственного инспектора отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями Западно-Уральского управления Ростехнадзора Середа С.А., начальника отдела мониторинга, прогнозирования и предупреждения ЧС ГКУ «Гражданская защита» Малышева В.А., начальника отдела ГО и ЧС администрации Карагайского района Шипилова В.А., главы Овинского сельского поселения Карагайского района Маслова В.В., консультанта отдела водного хозяйства управления водных ресурсов Министерства природных ресурсов Пермского края Огнева К.И. было проведено обследование гидротехнических сооружений пруда на р. Лопва в д. Канюсята Карагайского муниципального района, по результатам которого с учетом отсутствия потенциальной опасности для нижнего бьефа, а также величины напора не более 3 м гидротехнические сооружения пруда на р. Лопва в д. Канюсята Карагайского района исключены из Перечня гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ Пермского края, подлежащих декларированию или являющихся потенциально опасными для объектов, находящихся в нижнем бьефе. Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, постановления о привлечении Леонова М.Н. к административной ответственности, ранее соответствующий акт от 28.01.2011 не был подписан тремя членами комиссии. Со слов Сазоновой О.А., акт на момент рассмотрения дела находился на подписании в районе. В настоящее время данный документ подписан полным составом комиссии, следовательно, у ПО «Ветераны» отсутствует обязанность по подаче декларации безопасности эксплуатируемого гидротехнического сооружения по адресу: Адрес
С учетом изложенного постановление от 09.03.2011 подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Леонова М.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ.
Относительно доводов об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, то они являются необоснованными, поскольку в данном случае в вину Леонову М.Н. было вменено нарушение за иной период, нежели в 2020 году.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление начальника отдела по надзору за электротехническими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.03.2011 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, в отношении Леонова М.Н. – прекратить.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение десяти суток с момента его получения.
Судья – Е.С. Филатова