Дело № П Р И Г О В О Р г. Дзержинск « 06 » октября 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: Председательствующего: судьи Жидких А.А., с участием: государственного обвинителя старшего помощника прокурора г.Дзержинска Гущиной И.Н., подсудимого Ильичева Е.В., защитника Бобровой Е.А., представившей удостоверение адвоката № и ордер №, выданный адвокатской конторой г.Дзержинска, потерпевшей ФИО1, при секретаре Сарбаевой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дзержинского городского суда уголовное дело в отношении: Ильичева Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: Адрес1, проживающего по адресу: Адрес2, <данные изъяты>, не судимого, обвиняемогов совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.1 УК РФ,- У С Т А Н О В И Л : Ильичев Е.В. совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, при следующих обстоятельствах: 09.02.2011 г. около 19 часов 00 минут водитель Ильичев Е.В., управляя в болезненном состоянии (высокая температура, головная боль), ослабившим контроль за управлением транспортным средством и ставящим под угрозу безопасность движения, на основании простой рукописной доверенности, технически исправным автобусом марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, принадлежащим ФИО2, в темное время суток, в пасмурную с осадками в виде снега погоду, двигался по проезжей части <адрес>, имеющему асфальтовое покрытие, обработанное песком, со стороны <адрес> в направлении <адрес>. Двигаясь вне населенного пункта со скоростью около 40-50 км/ч, в районе 12-км 500 м указанного шоссе по прямому горизонтальному участку дороги, имеющему по одной полосе для движения в каждом направлении, при ограниченной видимости, за следовавшим впереди него в попутном направлении неустановленным автомобилем, водитель Ильичев Е.В. не выбрал безопасную скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил, а также не соблюдал безопасную дистанцию до впереди движущегося автомобиля, которая позволила бы избежать столкновения с данным транспортным средством, тем самым создал для себя опасность для движения. В силу болезненного состояния, ослабившего контроль за движением управляемого им транспортного средства, водитель Ильичев Е.В. при торможении неустановленного автомобиля, обнаружил, что не успевает остановиться до него, в связи с чем решил совершить маневр обгона с выездом на полосу встречного движения - полосу движения, ведущую со стороны <адрес> в направлении <адрес>. При этом, водитель Ильичев Е.В. не убедился в безопасности своего маневра, а также не убедился в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать свободна на достаточном для обгона расстоянии, и своим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам, так как в этот момент во встречном направлении двигался автомобиль «<данные изъяты>», регистрационный знак №, под управлением трезвого водителя ФИО3 Последний, обнаружив на своей полосе опасность для движения, принял меры к экстренному торможению, в результате чего его автомобиль занесло на правую по ходу движения обочину, где автомобиль остановился. В нарушении требований правил дорожного движения, водитель Ильичев Е.В. выехал на полосу встречного движения, и, обнаружив опасность в виде автомобиля «<данные изъяты>», регистрационный знак №, съехал с проезжей части на левую по ходу движения обочину, где совершил столкновение с остановившемся автомобилем «<данные изъяты>», регистрационный знак №. Водитель Ильичев Е.В. нарушил требования п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 2.7, 8.1, 9.9., 9.10; 10.1 ч.1 и 11.1 ч.1,3 Правил дорожного движения РФ, согласно которым: - п. 1.3 - «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами»; - п. 1.4 - «На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств»; - п. 1.5 - «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда»; - п. 2.7 - «Водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения»; - п. 8.1 - «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен, и не создавать помех другим участникам движения»; - п.9.9 - «Запрещается движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам»; - п. 9.10 - «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения»;" - п. 10.1 - «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимости в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства »; - п. 11.1 ч.1,3 - «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что: полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам; по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.» В результате нарушения водителем Ильичевым Е.В. вышеуказанных пунктов Правил дорожного движения и совершенным им в связи с этим дорожно-транспортным происшествием пассажиру автомобиля <данные изъяты> - ФИО1 причинены телесные повреждения: закрытые компрессионные переломы тел 1,2-го поясничных позвонков, закрытый компрессионный оскольчатый перелом тела 3 поясничного позвонка и дуги 3 поясничного позвонка слева без нарушения функции спинного мозга; закрытая черепно-мозговая травма в виде сотрясения головного мозга, раны мягких тканей лба; осаднение кожных покровов поясничной области слева, причинившие в комплексе тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни (п.п. 6.11.10 и 11 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, Приложение к Приказу МЗ и СР РФ от 24 апреля 2008г. № 194-н). Водителю автомобиля <данные изъяты> - ФИО3 причинены: ссадины мягких тканей правой кисти, не причинившие вреда здоровью, причинившие физическую боль. Автомобилю «<данные изъяты>» регистрационный знак № и автобусу «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак № в результате ДТП были причинены механические повреждения. Данное дорожно-транспортное происшествие стало возможным в результате грубого нарушения со стороны водителя Ильичева Е.В. п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 2.7, 8.1, 9.9., 9.10; 10.1 ч.1 и 11.1 ч.1,3 Правил дорожного движения РФ, которые находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями. Подсудимый Ильичев Е.В. в судебном заседании вину в инкриминируемом деянии признал частично и пояснил, что с октября 2010 года он работал у ФИО2 в должности водителя автобуса «<данные изъяты>», регистрационный номер №. Перед тем как выехать на автобусе он проверял его техническое состояние. На автобусе <данные изъяты> он занимался перевозкой пассажиров. 09.02.2011г. около 06 часов 00 минут он на автобусе <данные изъяты> поехал в <данные изъяты> после чего вместе с детьми на указанном автобусе поехал в <данные изъяты>, где ждал детей до 14.00 ч. а затем отвез детей обратно в школу. Около 16.00 ч. он за управлением автобуса <данные изъяты> приехал в офис ОАО «<данные изъяты>», после чего забрал пассажиров и отвез их по домам по маршруту следования в <адрес>. При этом, когда развозил данных пассажиров у него заболела голова, поднялось давление и возможно температура, но сам ее градусником не измерял, чувствовал себя плохо. Накануне 08.02.2011 года из-за плохого самочувствия он отпрашивался у ФИО2, а утром 09.02.2011 года чувствовал себя удовлетворительно, поэтому вышел на работу. 09.02.2011 г. около 19 часов 00 минут он, находясь за управлением автобуса <данные изъяты>, выехал из <адрес> в <адрес>. Кроме него в автобусе больше никого не было. У него было плохое самочувствие. Ехал по <адрес>, на котором имеется по одной полосе для движения транспорта в каждом направлении. На улице было темно, морозно, у автобуса был включен ближний свет фар, видимость была хорошая. Ехал со скоростью около 40-50 км/ч. В попутном направлении впереди него на расстоянии примерно 20 метров от его автобуса ехала автомашина <данные изъяты> по типу фургон, с включенными габаритными огнями, со скоростью около 40-50 км/ч. Неожиданно для себя он увидел, что двигавшаяся впереди него в попутном направлении автомашина <данные изъяты> стала резко снижать скорость, тормозить. Заметив это он резко нажал на педаль тормоза, но поняв, что дистанции до автомашины <данные изъяты> не достаточно, чтобы автобус за управлением которого он находился, остановился, он резко вывернул рулевое колесо влево, выехав тем самым на полосу встречного движения при этом скорость у автобуса была около 40-50 км/ч, и в этот момент он увидел на данной полосе автомашину <данные изъяты> с включенными ближними фарами, на расстоянии от автобуса около 100-150 метров. С целью избежать столкновения с автомашиной <данные изъяты> он продолжил движение, не снижая скорость поперек полосы встречного движения проезжей части указанной дороги, чтобы выехать на обочину, так как был уверен, что водитель автомобиля <данные изъяты> продолжит свое движение по проезжей части прямо. Он пересек встречную полосу и уткнулся в снег на обочине. Автомашина <данные изъяты> резко затормозила и ее занесло вправо. Автобус под его управлением остановился, и через три секунды автомашина <данные изъяты> столкнулась с его автобусом на обочине указанной дороги. При этом у автобуса <данные изъяты> выбило лобовое стекло, правый блок фар, бампер, а у автомашины <данные изъяты> был сильно деформирован кузов. Он сам вышел из автобуса, подошел к автомашине <данные изъяты> и увидел, что за рулем указанной автомашины находился молодой человек, а на переднем пассажирском сиденье, на разложенном сиденье лежала девушка, которая была без сознания. Когда он их увидел, то ремней безопасности на них не было. Он открыл дверь водителю <данные изъяты>, и молодой человек вышел из автомашины. После этого вызвали скорую помощь, сотрудников милиции. Вину признает частично, так как считает, что водитель автомашины <данные изъяты> имел реальную возможность избежать столкновения, потому, что он сделал все возможное для предотвращения дорожно - транспортного происшествия. Так же считает, что водитель и пассажир автомашины <данные изъяты> не были пристегнуты ремнями безопасности, а если бы они были пристегнуты ремнями безопасности, таких последствий для здоровья можно было избежать. Не признает нарушения пунктов 8.1 и 9.9. правил дорожного движения, так как обгон он не совершал и умышленно по обочине он не ехал. Материальный ущерб признает полностью, моральный вред частично. Кроме частичных признательных показаний подсудимого, его вина в совершении инкриминируемого деяния нашла свое объективное подтверждение и другими доказательствами по делу, исследованными в судебном заседании. Показаниями потерпевшей ФИО1 в судебном заседании, из которых следует, что 09.02.2011 г. около 19 часов 00 минут она совместно со своим будущим мужем на автомобиле <данные изъяты> направлялась из <адрес> в <адрес>. Автомобиль двигался по <адрес>, на проезжей части которого имеется по одной полосе для движения транспорта в каждом направлении. Она находилась на переднем пассажирском сиденье. За управлением автомашины находился ФИО3 Они были пристегнуты ремнями безопасности. Она всегда пристегивается ремнем безопасности. На улице было темно, морозно. Покрытие <адрес> было асфальтовое, очищено от снега, шел мелкий снег, дорога была скользкая. Автомобиль, в котором она ехала, двигался со скоростью около 60 км/ч, с включенным ближним светом фар. Машина была технически исправна. По середине проезжей части дороги была разметка в виде сплошной линии разделяющей потоки движения, а так же знаки - поворот направо, и обгон запрещен, которые расположены примерно в 50 метрах от предстоящего поворота. Когда они находились на участке дороги 12 км. 500 метров со стороны <адрес> в сторону <адрес>, по встречной полосе движения ехал автобус <данные изъяты>. Она не может сказать, ехала ли еще какая - нибудь машина перед автобусом или нет. По краям проезжей части указанной дороги справа и слева были расчищенные обочины, при этом за обочиной был снежный вал высотой около 1 метра. У автобуса был включен ближний свет фар. В какой-то момент она заметила, что автобус <данные изъяты>, который находился за 50 метров от их автомобиля, выехал на полосу встречного движения, на ту полосу, по которой они ехали. Автобус ехал примерно с той же скоростью, что и их автомобиль. По характеру движения автобуса, она подумала, что он совершает обгон, поскольку он ехал под углом. Почему автобус выехал на полосу встречного движения, она не знает. Увидев, что автобус выехал на встречную для него полосу движения, ФИО3 предпринял меры экстренного торможения, в результате чего их автомашину <данные изъяты> занесло на правую обочину указанной дороги, где автомашина остановилась у снежного вала, и в левую часть автомобиля врезался автобус <данные изъяты>. Она почувствовала резкую боль и сказала ФИО3, что хочет лечь. ФИО3 отстегнул ремни безопасности и привел ее кресло в горизонтальное положение. К ним подошли два незнакомых молодых человека, которые вызвали скорую помощь и сотрудников ГИБДД. Она находилась в шоковом состоянии, но была в сознании, состояние ближе к ясному. Она не видела, чтобы Ильичев подходил к их машине. Приехала скорая помощь и увезла ее в <данные изъяты>. В результате данного дорожно-транспортного происшествия ей были причинены телесные повреждения в виде ушибленной раны головы, черепно-мозговая травма, ушиб грудной клетки, ушиб передней брюшной стенки, закрытый перелом поясничных позвонков. Около полугода она находится на листке временной нетрудоспособности, постоянно принимает сильные обезболивающие препараты. Просит взыскать с Ильичева Е.В. материальный ущерб в размере 5.717 рублей 33 копейки, а также компенсацию морального вреда в сумме 400.000 рублей, поскольку данным дорожно - транспортным происшествием ей были причинены физические и нравственные страдания. Показаниями свидетеля ФИО3 в судебном заседании, из которых следует, что 09.02.2011 г. около 19.00 ч. он находился за управлением автомашиной <данные изъяты>, регистрационный номер №, на основании рукописной доверенности. На переднем пассажирском сиденье находилась его невеста ФИО1, в настоящее время она является его женой. Они были пристегнуты ремнями безопасности. Он двигался из <адрес> в <адрес> по проезжей части <адрес>, на которой имеется по одной полосе для движения транспорта в каждом направлении. Его автомобиль двигался со скоростью около 60 км/ч, с включенным ближним светом фар, машина была технически исправна. По середине проезжей части дороги была разметка в виде сплошной линии, разделяющей потоки движения, а так же знаки поворот направо, и обгон запрещен, которые расположены примерно в 50 метрах от предстоящего поворота. Когда они находились на участке дороги 12 км. 500 м от <адрес> в сторону <адрес>, на встречной полосе движения в 50 - 60 метрах он увидел автобус <данные изъяты>. Ехали ли еще какие - либо машины перед автобусом или нет, он сказать не может. По краям проезжей части указанной дороги справа и слева были расчищенные обочины, за которыми находился снежный вал высотой около 1 метра. У автобуса был включен ближний свет фар. В какой-то момент он заметил, что автобус <данные изъяты> выехал на полосу встречного движения, то есть на ту полосу, по которой ехал он на своей автомашине. Автобус двигался примерно с той же скоростью, что и его автомобиль. Почему автобус выехал на полосу встречного движения, он не знает. Увидев автобус он предпринял меры экстренного торможения, в результате чего его автомашину занесло на правую обочину указанной дороги, где автомашина остановилась, и в нее врезался автобус <данные изъяты>. После столкновения он отстегнул свой ремень безопасности, а затем ремень безопасности ФИО1, поскольку она просила, чтобы ее положили, и привел спинку сиденья в горизонтальное положение. Затем к его автомашине подошли молодые люди, которые впоследствии вызвали скорую помощь и сотрудников ГИБДД, и он вышел из автомашины. Он не помнит, чтобы Ильичев подходил к его автомашине. Когда приехала скорая помощь его и ФИО1 доставили в <данные изъяты>, где оказали медицинскую помощь, после чего он отказался от госпитализации, а ФИО1 направили в реанимацию, и в последствии она проходила там стационарное лечение. Показаниями свидетеля ФИО2 в судебном заседании, из которых следует, что он является индивидуальным предпринимателем. Специфика его работы, это оказание услуг по перевозкам людей. В его собственности имеется несколько автобусов, в том числе автобус «<данные изъяты>». С октября 2010 года по 09.02.2011 года на данном автобусе по трудовому договору работал водителем Ильичев Е.В. Данный автобус был в исправном техническом состоянии. Перед поездкой водители в обязательном порядке должны проводить проверку технического состояния автобуса. Накануне ДТП перед выходными днями Ильичев пожаловался на плохое самочувствие, сказав, что он простыл, тогда он предложил ему полечится. 09.02.2011г. в 19 часов 30 минут ему на сотовый телефон позвонил Ильичев и сказал, что он на <адрес> попал в дорожно - транспортное происшествие. Он сразу приехал на место, где увидел, что автобус стоит на обочине полосы, ведущей по направлению из <адрес> в <адрес>. Водителя и пассажира автомобиля <данные изъяты> увезла машина скорой помощи. Ильичев пояснил, что он двигался по своей полосе по направлению из <адрес> в сторону <адрес>, впереди него ехала грузовой автомобиль, который резко затормозил, и он, понимая, что не успевает затормозить, так как грузовая автомашина находится в непосредственной близости, решил избежать столкновения с грузовой автомашиной и выехал на полосу встречного движения. Увидев, что по полосе встречного движения в сторону <адрес> движется автомашина <данные изъяты>, решив избежать столкновения, повернул руль на обочину, однако автомашина <данные изъяты> стала избегать столкновения и ее занесло, после чего она совершила столкновение с автобусом. Показаниями свидетеля ФИО4 в судебном заседании, из которых следует, что он работает в должности <данные изъяты>. 09.02.2011 года около 19 часов 00 минут он получил по рации сообщение о том, что на <адрес> в районе 12 км 500 м произошло ДТП, а именно водитель Ильичев, управляя автобусом <данные изъяты>, произвел столкновение с автомобилем <данные изъяты>. Выехав на место происшествия, он увидел, что автобус <данные изъяты> и автомобиль <данные изъяты> расположены на левой обочине дороги у снежного вала. На месте ДТП находился водитель автобуса Ильичев и два молодых человека, которые впоследствии были привлечены в качестве понятых. Водитель автомобиля <данные изъяты> и пассажир данного автомобиля были госпитализированы в <данные изъяты>. Из объяснений водителя автобуса <данные изъяты> стало известно, что он двигался по <адрес> по направлению из <адрес> в <адрес>. Впереди него в попутном направлении двигался грузовой автомобиль, водитель которого резко снизил скорость, Ильичев, не успев затормозить, принял решение выехать на встречную полосу движения. Обнаружив, что во встречном направлении движется автомобиль <данные изъяты>, он, чтобы избежать столкновения стал смещаться в сторону обочины, однако, водитель <данные изъяты> принял меры к снижению скорости и также сместился в сторону обочины, где и произошло столкновение автобуса <данные изъяты> с автомобилем <данные изъяты>. В данной ситуации не имеет значения, кто из водителей первым остановился, поскольку водителем Ильичевым были нарушены правила дорожного движения, и габаритами автобуса была перекрыта встречная полоса и обочина. Вина подсудимого Ильичева Е.В. в совершенном преступлении также доказана совокупностью собранных по делу письменных доказательств, а именно: - рапортом об обнаружении признаков преступления от 08.05.2011 года, из которого следует, что 09.02.2011г. водитель Ильичев Е.В., управляя автобусом «<данные изъяты>», регистрационный номер №, двигаясь по проезжей части <адрес>, по полосе движения, ведущей со стороны <адрес> в сторону <адрес>, на расстоянии 12 км.500 м. от <адрес>, не выбрал безопасную дистанцию до двигавшегося впереди него транспортного средства, в результате чего при торможении вышеуказанного автомобиля, Ильичев, с целью предотвращения столкновения выехал на встречную полосу, где произвел столкновение с движущимся во встречном направлении автомобилем <данные изъяты>, регистрационный номер № под управлением ФИО3 В результате данного дорожно - транспортного происшествия пассажиру автомобиля <данные изъяты>, регистрационный номер №, ФИО1 был причинен тяжкий вред здоровью. В действиях Ильичева усматривается нарушение п. п. 8.1 и 9.10 Правил дорожного движения РФ /л.д. 12/; - справкой по дорожно-транспортному происшествию от 09.02.2011г., согласно которой водитель Ильичев Е.В., управляя автобусом «<данные изъяты>», регистрационный номер №, не выбрал безопасную дистанцию до впереди движущегося транспортного средства, во избежание столкновения с ним, выехал на полосу встречного движения, где произвел столкновение с двигающейся во встречном направлении автомашиной <данные изъяты>, регистрационный номер №, под управлением ФИО3, при этом ФИО3 и пассажир ФИО1 получили телесные повреждения /л.д. 18/; - протоколом осмотра места совершения административного правонарушения от 09.02.2011 г. со схемой и справкой о дорожно - транспортном происшествии /л.д.19-22, 23/; - протоколом осмотра и проверки технического состояния транспортного средства автомобиля <данные изъяты>, регистрационный номер №, принадлежащего ФИО5 от 09.02.2011 года, согласно которому автомобиль имеет повреждения: левый порог, правая дверь, правое крыло, левое переднее крыло, левая передняя дверь, капот, передняя панель, передние фары, передний бампер, решетка радиатора, государственный номер, лобовое стекло, стекло передней правой двери /л.д.24-25/; - протоколом осмотра и проверки технического состояния транспортного средства автобуса <данные изъяты>, регистрационный номер №, принадлежащего ФИО2, от 09.02.2011 года, согласно которому автобус имеет повреждения: передняя и нижняя панели, государственный номер, передние фары, лобовое стекло /л.д.26-27/; - извещением о раненом в дорожно-транспортном происшествии, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию от 09.02.2011г., согласно которому в <данные изъяты> доставлена пострадавшая ФИО1/л.д. 28/; - извещением о раненом в дорожно-транспортном происшествии, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию от 09.02.2011г., согласно которому в <данные изъяты> доставлен пострадавший ФИО3/л.д. 29/; - актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения № от 09.02.2011 года, согласно заключению которого состояние опьянения у водителя Ильичева не установлено /л.д.30/; - заключением эксперта № от 04.04.2011 года, согласно выводам которого у ФИО1 имелись: закрытые компрессионные переломы тел 1,2 поясничных позвонков, закрытый компрессионный оскольчатый перелом тела 3 поясничного позвонка и дуги 3 поясничного позвонка слева без нарушения функции спинного мозга, закрытая черепно - мозговая травма в виде сотрясения головного мозга, раны мягких тканей лба, осаднение кожных покровов поясничной области слева. Данные повреждения (кроме раны) носят характер тупой травмы. Достоверно судить о характере и механизме возникновения раны не представляется возможным в связи с отсутствием в представленной медицинской документации подробного морфологического описания ее до наложения швов. Механизмом образования закрытых компрессионных переломов тел 1,2 поясничных позвонков, оскольчатого перелома тела 3 поясничного позвонка и дуги позвоночника, сотрясения головного мозга - удар, осаднение кожных покровов поясничной области слева - скользящее воздействие твердого тупого предмета под углом. Имевшиеся у ФИО1 повреждения вполне могли образоваться в результате дорожно - транспортного происшествия 09.02.2011 года. Данные повреждения следует расценивать как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Отсутствие объективных клинических данных о характере повреждения не дает возможности принять во внимание установленный диагноз: ушиб грудной клетки, передней брюшной стенки. Поэтому данный диагноз при оценке тяжести причиненного вреда здоровью во внимание не принимался /л.д.40-41/; - заключением эксперта № от 12.07.2011 года, согласно выводам которого у ФИО1 имелись: закрытые компрессионные переломы тел 1,2 поясничных позвонков, закрытый компрессионный оскольчатый перелом тела 3 поясничного позвонка и дуги 3 поясничного позвонка слева без нарушения функции спинного мозга, закрытая черепно - мозговая травма в виде сотрясения головного мозга, раны мягких тканей лба, осаднение кожных покровов поясничной области слева. Данные повреждения (кроме раны) носят характер тупой травмы. Достоверно судить о характере и механизме возникновения раны не представляется возможным в связи с отсутствием в представленной медицинской документации подробного морфологического описания ее до наложения швов. Механизмом образования закрытых компрессионных переломов тел 1,2 поясничных позвонков, оскольчатого перелома тела 3 поясничного позвонка и дуги 3 поясничного позвонка слева является форсированное сгибание поясничного отдела позвоночника, сотрясения головного мозга - удар, осаднение кожных покровов поясничной области слева - скользящее воздействие твердого тупого предмета под углом. Имевшиеся у ФИО1 повреждения вполне могли образоваться в результате дорожно - транспортного происшествия 09.02.2011 года. Данные повреждения следует расценивать как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Отсутствие объективных клинических данных о характере повреждения не дает возможности принять во внимание установленный диагноз: ушиб грудной клетки, передней брюшной стенки. Поэтому данный диагноз при оценке тяжести причиненного вреда здоровью во внимание не принимался /л.д.45-47/; - заключением эксперта № от 11.07.2011 года, согласно выводам которого у ФИО3 имелись: ссадины мягких тканей правой кисти. Эти повреждения возникли от действия тупого предмета. В связи с отсутствием в представленной медицинской документации подробного морфологического описания повреждений достоверно судить о давности их возникновения не представляется возможным. Ссадины не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности и расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека /л.д.56-57/; - медицинской справкой, выданной <данные изъяты> на имя Ильичева Е.В. /л.д.80/; - протоколом осмотра места происшествия от 16.08.2011 года с фотосъемкой, согласно которому был произведен осмотр обочины <адрес> /л.д.121-122, 123/; Проанализировав всю совокупность доказательств, представленных органом следствия, которые проверены и исследованы в судебном заседании и которые суд находит достаточными, относимыми и допустимыми, согласующимися между собой, полученными в соответствии с требованиями УПК РФ, суд приходит к выводу о том, что вина Ильичева Е.В. в нарушении лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, доказана. Данную квалификацию суд находит правильной и полностью согласен с квалификацией органов предварительного следствия и мнением государственного обвинителя. Причиной дорожно-транспортного происшествия явилось то, что водитель Ильичев Е.В. нарушил Правила дорожного движения, а именно: п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 2.7, 8.1, 9.9., 9.10; 10.1 ч.1 и 11.1 ч.1,3 Правил дорожного движения РФ, согласно которым: - п. 1.3 - «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами»; - п. 1.4 - «На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств»; - п. 1.5 - «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда»; - п. 2.7 - «Водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения»; - п. 8.1 - «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен, и не создавать помех другим участникам движения»; - п.9.9 - «Запрещается движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам»; - п. 9.10 - «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения»;" - п. 10.1 - «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимости в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства » - п. 11.1 ч.1,3 - «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что: полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам; по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.» Нарушение Ильичевым Е.В. данных пунктов Правил дорожного движения находится в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями, а именно совершении ДТП, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Суд считает, что вина подсудимого доказана исследованными доказательствами, которыми бесспорно установлены фактические обстоятельства дела - место, время случившегося, управление автобусом Ильичевым Е.В., нахождение его в болезненном состоянии, нарушение им правил дорожного движения и причинная связь этих нарушений с наступившими последствиями - тяжким вредом здоровью человека. Преступление совершено подсудимым Ильичевым Е.В. по неосторожности, которая выразилась в форме легкомыслия, так как, нарушая правила дорожного движения, он мог предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий. Как было установлено в судебном заседании, подсудимый осознавал, что находится за управлением автобуса в болезненном состоянии, о чем ему было заведомо известно, поскольку, согласно показаний самого подсудимого в судебном заседании о том, что когда развозил пассажиров у него заболела голова, поднялось давление и возможно температура, чувствовал себя плохо. Накануне 08.02.2011 года из-за плохого самочувствия он отпрашивался у ФИО2 Кроме того, если бы подсудимый Ильичев Е.В. вёл автобус со скоростью, позволяющей при плохих погодных условиях и освещенности контролировать ситуацию на дороге, а также наблюдал бы за дорогой впереди себя и соблюдал бы необходимую дистанцию, то сумел бы вовремя среагировать на резкое торможение движущегося впереди автотранспорта, не выехал бы на полосу встречного движения и не совершил бы столкновение с автомашиной <данные изъяты>. К доводам подсудимого Ильичева Е.В. о том, что он не совершал обгон, не двигался по обочине, а водитель и пассажир автомобиля <данные изъяты> не были пристегнуты ремнями безопасности, что привело к тому, что пассажиру ФИО1 были причинены тяжкие телесные повреждения, суд относится критически и расценивает их как позицию защиты, направленную на избежание уголовной ответственности и возмещения морального вреда потерпевшей. Данные доводы полностью опровергаются показаниями потерпевшей и свидетеля ФИО3, заключением эксперта № от 12.07.2011 года о том, что механизмом образования закрытых компрессионных переломов тел 1,2 поясничных позвонков, оскольчатого перелома тела 3 поясничного позвонка и дуги 3 поясничного позвонка слева является форсированное сгибание поясничного отдела позвоночника, а также протоколом осмотра места совершения административного правонарушения и схемой места совершения административного правонарушения. У суда нет никаких оснований не доверять показаниям потерпевшей ФИО1 и свидетеля ФИО3, о том, что они были пристегнуты ремнями безопасности. Оснований для оговора потерпевшей и свидетелем подсудимого суд не выявил. Их показания точны, подробны, дополняют друг друга и получены в строгом соответствии с требованиями УПК РФ. Преступные действия Ильичева Е.В., с учетом мнения государственного обвинителя, суд квалифицирует по ст.264 ч.1 УК РФ (в редакции ФЗ №26 от 07.03.2011г.), как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Потерпевшей ФИО1 заявлен гражданский иск о взыскании с подсудимого Ильичева Е.В. в счет возмещения материального ущерба 5.717 рублей 33 копейки, в счет компенсации морального вреда 400.000 рублей, в связи с тем, что она испытывала и продолжает испытывать физические и нравственные страдания в связи с полученными травмами. С учетом полного возмещения подсудимым Ильичевым Е.В. материального ущерба потерпевшей, суд считает, что в этой части производство по гражданскому иску подлежит прекращению. Разрешая вопрос о компенсации морального вреда, суд считает иск обоснованным, так как потерпевшей действительно были причинены физические и нравственные страдания в связи с полученными травмами. Разрешая вопрос о размере компенсации, суд в соответствии со ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, учитывает характер, степень и глубину нравственных страданий истца во взаимосвязи с его индивидуальными особенностями и иными заслуживающими внимания обстоятельствами, к которым суд относит ее семейное и материальное положение, состояние здоровья, а также, принимая во внимание материальное положение подсудимого, его трудоспособность, возраст, семейное положение, отсутствие иждивенцев, состояние здоровья, и с учетом требований разумности и справедливости, полагает необходимым частично удовлетворить заявленный иск о взыскании компенсации морального вреда в размере 200.000 рублей. При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, влияние назначенного наказания на исправление осужденного, личность подсудимого, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого, суд учитывает частичное признание вины и полное добровольное возмещение материального ущерба потерпевшей. Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено. Принимая во внимание мнение потерпевшей о назначении наказания, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, конкретные обстоятельства совершенного преступления, личность подсудимого, его состояние здоровья, семейное положение и характеризующий материал на подсудимого, согласно которого ранее он привлекался к административной ответственности, положительно характеризуется по месту работы и жительства, суд, не находя оснований для применения ст.64 УК РФ, считает необходимым назначить наказание в виде лишения свободы, но с применением положений ст.73 УК РФ об условном осуждении, с учетом контроля над его поведением со стороны специализированного государственного органа. С учетом обстоятельств совершенного преступления, личности виновного, мнения потерпевшей о назначении наказания, суд считает возможным не применять к подсудимому дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством. При назначении наказания суд учитывает положения, предусмотренные ст.62 ч.1 УК РФ. Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд П Р И Г О В О Р И Л : Признать Ильичева Е.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.1 УК РФ (в редакции ФЗ №26 от 07.03.2011г.) и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 1 (один) год 2 (два) месяца без лишения права управлять транспортным средством. Наказание в виде лишения свободы, в соответствии со ст.73 УК РФ считать условным с установлением испытательного срока 1 (один) год. В соответствии со ст.73 ч.5 УК РФ обязать Ильичева Е.В. в течение месяца со дня вступления приговора в законную силу встать на учет в специализированный государственный орган, осуществляющий исправление осужденных, являться один раз в два месяца для регистрации в дни, установленные должностным лицом специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, и не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного. Меру пресечения Ильичеву Е.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения. Производство по гражданскому иску в части взыскания материального ущерба прекратить. Гражданский иск ФИО1 в части взыскания компенсации морального вреда удовлетворить частично. Взыскать с Ильичева Е.В. в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 200.000 рублей. Приговор может быть обжалован сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Нижегородского областного суда с подачей жалобы через Дзержинский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также представить в течение 10 суток свои возражения на поданные жалобы и представление. Председательствующий: п/п А.А. Жидких Копия верна: Судья: Секретарь: