Решение об исчислении стажа и назначении пенсии



Дело №2-2401/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2010г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе:

судьи Казаковой М.М.

при секретаре Мякининой Е.В.

с участием истицы Кандриной О.В., ее представителя адвоката Панкратова О.Е., представителя ответчика Михайлычевой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кандриной Ольги Вячеславовны к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Дзержинску об исчислении стажа и назначении пенсии

У С Т А Н О В И Л:

Кандрина О.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что с 1983г. работает на педагогических должностях, имеет педагогический стаж более 25 лет, 08.07.2009г. обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, письмом от 21.09.2009г. ответчик уведомил ее об отказе в назначении пенсии. Ответчик не включил в ее педагогический стаж периоды нахождения в учебных отпусках в общей сложности 5 месяцев 17 дней, периоды работы в должности руководителя кружка с 01.09.84г. по 31.12.84г. и с 01.09.87г. по 01.11.87г., ссылаясь на то, что Правилами исчисления стажа они не предусмотрены, а также период работы в должности преподавателя с 01.01.2001г. по 08.07.09г., по тем причинам, что на 01.01.2001г. ее педагогический стаж менее 16лет 8 месяцев.

Истица считает отказ в назначении пенсии необоснованным, просит обязать ответчика включить в ее специальный стаж указанные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 08.07.2009г.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, пояснила, что с 08.07.2009г. продолжает работу в должности преподавателя, считает, что право на пенсию у нее возникло с 08.07.2009г., работая в должности руководителя кружка, она фактически выполняла обязанности преподавателя музыки, работала с детьми аккомпаниатором на фортепиано, КЗОТ РСФСР, действующий на время ее учебы в высшем учебном заведении, предусматривал включение учебных отпусков в специальный стаж для назначения пенсии.

Представитель ответчика иск не признала по причинам, указанным в решении комиссии, в судебном заседании пояснила, что у истицы по состоянию на 08.07.2009г. педагогический стаж составляет 15 лет 2 месяца 24дня, ей обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, уточнила, что в педагогический стаж истицы не включен период с 01.09.86г. по 01.11.87г. в должности аккомпаниатора, в письме и решении комиссии этот период ошибочно указан с 01.09.87г.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п/п 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В соответствии с п.3 ст.28 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организация), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1 ст.28, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

11.07.2002г. Постановлением Правительства РФ №516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 указанных Правил наряду с порядком, изложенным в них, порядок исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11 и 13 п.1 ст. 27 и подпунктами 10-12 п.1 ст.28 Федерального закона №173-ФЗ, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений.

29.10.2002г. Постановлением Правительства РФ №781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствие с п/п 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы при назначении такой пенсии.

Согласно указанным правилам периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000г. работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

По постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001г. правового регулирования. В этой связи при определении права на досрочную пенсию педагогическим работникам за периоды работы до 01.11.1999г. могут применяться нормы постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991г. №463, за периоды работы после 01.11.1999г. - постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067, за периоды после 12.11.2002г. - постановления Правительства РФ от 29.10.2002г.

Согласно записям в трудовых книжках и представленным документам истица работала:

С 16.09.83г. по 01.06.84г.- преподавателем музыкальной школы Номер обезличен;

С 01.09.84г. по 01.06.85г. -руководителем кружка в ...;

С 01.01.85г. по 01.07.85г.-преподаватель музыкальной школы Номер обезличен;

С 02.07.85г. по 27.08.85г. - музыкальным руководителем яслей сада Номер обезличен;

С 28.08.85г. по 29.08.86г. - музыкальным работником яслей сада Номер обезличен;

С 01.09.86г. по 01.11.87г. - аккомпаниатор ...;

С 01.11.87г. по настоящее время преподавателем в Детской школе искусств Номер обезличен.

08.07.2009г. истица обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.09.2009г. в назначении пенсии истице отказано. Ответчик не включил в ее педагогический стаж период работы с 01.09.84г. по 31.12.84г. и с 01.09.86г. по 01.11.87г. продолжительностью 1 год 6 месяцев (без учета учебных отпусков), поскольку списками не поименованы должности «руководитель кружка» и «аккомпаниатор» и учреждение ... периоды нахождения в учебных отпусках с 05.01.87г. по 31.01.87г.., с 01.02.87г. по 03.02.87г., 26 дней в июне 1987г., с 08.01.88г. по 06.02.88г., с 01.06.88г. по 30.06.88г., с 03.04.90г. по 24.04.90г. общей продолжительностью 5 месяцев 17 дней, отпуска без сохранения заработной платы в 2006г. и в 2008г. продолжительностью 12 дней. Кроме того, ответчик исключил из педагогического стада истицы период работы с 01.01.2001г. по 08.07.2009г. в должности преподавателя по тем основаниям, что ее специальный стаж на 01.01.2001г. составляет менее 16 лет 8 месяцев. Ответчик установил педагогический стаж работы истицы в 15 лет 2 месяца 24 дня.

Судом установлено, что в период с 01.09.84г. по 01.06.85г. истица работала руководителем музыкального кружка во ..., в указанной организации на нее была заведена трудовая книжка, одновременно с 01.01.85г. истица работала преподавателем в музыкальной школе Номер обезличен, где у нее находилась основная трудовая книжка.

Настаивая на включении в педагогический стаж периодов работы в должностях руководителя кружка и аккомпаниатора, истица ссылается на то, что указанная работа по своей сути является педагогической, поскольку связана с обучением детей, данные должности тождественны должности педагога дополнительного образования, лицам, занимающим данные должности, пенсия назначается без каких-либо ограничений.

Свидетели ФИО1 и ФИО2 пояснили, что спорные периоды истица работала с детьми, обучала их игре на фортепиано.

Однако, суд не может согласиться с данными доводами.

В Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г., а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, отсутствуют наименования указанных должностей.

Утверждения истицы о тождественности выполняемых ею функций, условий и характера деятельности в должностях руководителя кружка и аккомпаниатора и в должности "педагог дополнительного образования", являются ошибочными.

Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования.

Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, а также в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что периоды работы истицы в должностях руководителя кружка и аккомпаниатора были обоснованно исключены из специального стажа для назначения пенсии.

Судом установлено, что в период с 1985г. по май 1990г. истица обучалась в высшем учебном заведении, ей предоставлялись отпуска в связи с обучением

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.ст.196, 198 КЗОТ РСФСР, действующего в 1985-1990г.г., в периоды нахождения в учебных отпусках за работниками сохранялась заработная плата, с которой работодатель производил отчисление взносов на пенсионное обеспечение.

Из изложенного следует, что периоды нахождения истицы в учебных отпусках с 08.01.88г. по 06.02.88г., с 01.06.88г. по 30.06.88г., с 03.04.90г. по 24.04.90г. подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение., в указанные периоды она работала в должности преподавателя в Детской школе искусств Номер обезличен, до 01.01.2001г. данная работа включена в ее педагогический стаж для назначения пенсии.

Периоды нахождения истицы в учебных отпусках с 05.01.87г. по 31.01.87г., с 01.02.87г. по 03.02.87г., 26 дней в июне 1987г. не могут быть включены в педагогический стаж, поскольку в указанные периоды истица работала аккомпаниатором ..., работа в указанной должности в ее специальный стаж включению не подлежит.

Таким образом, по состоянию на 01.01.2001г. педагогический стаж истицы с учетом учебных отпусков составит 15 лет 5 месяцев 16 дней.

Пунктом 2 раздела "Наименование должностей" и пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствие с п/п 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. поименованы должности педагог дополнительного образования и Детская школа искусств.

В силу п.12 указанных Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Таким образом, в пункте 12 Правил определены условия, при которых работа в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В нем воспроизведены критерии, позволявшие засчитывать данную работу в выслугу лет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067". Этим Постановлением должность педагога дополнительного образования была исключена из категории должностей, работа в которых зачитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Одновременно была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и воспроизведенной в определении от 16 ноября 2006 года N 512-О, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.

Пункт 12 Правил каких-либо новых положений не содержит, он позволяет засчитывать в специальный стаж работу после 1 января 2001 года в должностях педагога в учреждениях дополнительного образования детей на тех же условиях, на которых ранее данная работа включалась в выслугу лет, то есть фактически сохраняет специальную гарантию, установленную в 2001 году при исключении должности педагога дополнительного образования детей из категории должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществило соответствующую дифференциацию, основанную на объективных критериях оценки характера труда и функциональных обязанностей различных категорий работников, сохранив за педагогами учреждений дополнительного образования детей право на досрочное назначение трудовой пенсии на тех же условиях, на которых они ранее могли приобрести право на пенсию за выслугу лет.

Поскольку педагогический стаж истицы по состоянию на 01.01.200г. составил 15 лет 5 месяцев 16 дней, менее установленного законом, ответчик обоснованно исключил из ее стажа период работы после 01.01.2001г. и отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью., в данной части требований суд полагает необходимым истице отказать.

Истица просит взыскать в ее пользу расходы на участие в деле представителя в сумме 5000руб., квитанция на оплату указанной суммы в материалы дела представлена.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд взыскивает понесенные судебные расходы.

В случае частичного удовлетворения заявленных требований, судебные расходы взыскиваются пропорционально размеру удовлетворенных требований.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на участие в деле представителя в разумных пределах.

Учитывая, что требования Кандриной О.В. удовлетворены частично, суд полагает возможным взыскать в ее пользу расходы на представителя в сумме 1000руб.

Руководствуясь ст. 12, 57 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кандриной Ольги Вячеславовны удовлетворить частично.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по г.Дзержинску включить в педагогический стаж Кандриной Ольги Вячеславовны, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды нахождения ее в учебных отпусках с 08.01.88г. по 06.02.88г., с 01.06.88г. по 30.06.88г., с 03.04.90г. по 24.04.90г, в остальной части исковых требований Кандриной Ольге Вячеславовне отказать.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Дзержинску в пользу Кандриной Ольги Вячеславовны госпошлину в сумме 50руб. и расходы на представителя в сумме 1000руб., всего 1050руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский областной суд через Дзержинский суд.

Судья п\п Казакова М.М.

Копия верна:

Судья:

Секретарь: