Решение по заявлению Павловского прокурора в интересах РФ к Совету мест.религ.орг.Свидетелей Иеговы



Дело № 2-2960/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 сентября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бочаровой Е.П.,

с участием прокурора Архиповой И.В.

при секретаре Трусовой Л. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Дзержинске Нижегородской области гражданское дело по заявлению Павловского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах Российской Федерации к Совету местной религиозной организации Свидетелей Иеговы об устранении нарушений законодательства путем внесения изменений в устав,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Павлово Нижегородской области обратился в суд с заявлением, мотивируя тем, в связи с поступившей информацией о том, что представители Свидетелей Иеговы в г.Павлово ходят по квартирам и навязывают свою веру и мировоззрение, в связи с чем оскорбляют религиозные чувства граждан, Павловской прокуратурой произведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремисткой деятельности. Возбуждение религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии; массовое распространение заведомо экстремистских материалов; организация и подготовка указанных деяний в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» является экстремистской деятельностью. В целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина Федеральным законом от 25.07.02 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определены правовые и организационные основы противодействия экстремисткой деятельности, установлена ответственность за ее осуществление. Противодействие экстремисткой деятельности, согласно ст.2 Закона основывается, в том числе и на принципах признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. Проверкой установлено, что в г.Павлово осуществляет свою деятельность Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г.Дзержинска Нижегородской области, которая имеет на праве собственности дом и земельный участок, расположенные по Адрес1. В ходе проверки достоверных фактов осуществления представителями указанной религиозной организации экстремистской деятельности получено не было. Вместе с тем выявлены нарушения в ее учредительных документах. Устав Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Дзержинска Нижегородской области, утвержденный 12.09.99г. Собранием учредителей, не содержит положений, предусматривающих порядок создания данной организации. В данном случае интересы РФ нарушены в связи с несоблюдением установленных федеральным законодательством требований к учредительным документам религиозной организации. В целях устранения выявленных нарушений 31.03.10 г. Павловским городским прокурором в Совет данной организации внесено представление, в котором поставлен вопрос о приведении устава в соответствие с требованиями законодательства. В связи с чем прокурор просит обязать Совет Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Дзержинска Нижегородской области устранить нарушения законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях путем внесения в Устав дополнений, предусматривающих порядок ее создания.

Помощник прокурора г.Дзержинска Архипова И.В.,действующая по доверенности от прокурора г.Павлово, в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представители Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в лице председателя Комитета - Орлова А.М., а также действующей по доверенности Дараселии С.Р., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласны, считают их незаконными и необоснованными и как следствие не подлежащими удовлетворению по следующим правовым основаниям. Прокурором не обосновано право на обращение в суд.Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, перечислить в судебном постановлении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (см. Постановление Президиума Иркутского областного суда от 28.01.2008, "Бюллетень Верховного Суда РФ", 2008, N 7).

Таким образом, в соответствии с вышеуказанной нормой прокурор наделен правом (что однако, не предусмотрено Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации») обратиться в суд в целях защиты охраняемых интересов неопределенного круга лиц. Вместе с тем прокурор реализует данное право лишь тогда, когда невозможно индивидуализировать (определить), тех лиц, чьи охраняемые интересы нарушены.

В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ прокурор обязан обосновывать и доказывать «те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований», в том числе и невозможность определения тех лиц, чьи охраняемые интересы он защищает, что дает ему право обращаться в суд.

В случае необоснованности вышеуказанных обстоятельств, прокурор, в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд в интересах конкретного гражданина «только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд».

Таким образом, существенным обстоятельством, подлежащим установлению судом, является определение обоснованности заявленных прокурором требований в интересах неопределенного круга лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ)

Вместе с тем, в заявлении во-первых, не указано законное обоснование права прокурора на предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц, во-вторых, отсутствует указание на то, какие права и свободы неопределенного круга лиц, предоставленные законодательством РФ, нарушены в связи с наличием у Организации «на праве собственности дома и земельного участка, расположенные по Адрес1».

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992г. №2202-1 в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Кроме того, в соответствии с Указанием Генпрокуратуры РФ от 14.05.2009г. №160/8 обязательными для всех прокуроров «...основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств. (п.3)

Также Приказом Генпрокуратуры РФ "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" от 02.12.2003 N 51 установлено, что «2. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина подавать только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Представлять доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска самим гражданином».

Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об обращениях граждан о нарушении их прав религиозной деятельностью Ответчика по Адрес1, наобоорот, в поданном в суд Заявлении прокурором изложен следующий вывод: «в ходе проверки, достоверных фактов осуществления указанной религиозной организацией экстремистской деятельности получено не было».

Кроме того, если прокурор обратился в суд не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах и по просьбе Управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области, то этот орган, осуществляющий контроль за соблюдением религиозными организациями Устава относительно целей и порядка ее деятельности, вправе самостоятельно защищать свои интересы во всех органах, включая суды. Однако вряд ли у Управления были основания обращаться в суд. По результатам плановых проверок уставной деятельности Организации, проведенных в 2006 году Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области и Управлением МЮ РФ по Нижегородской области в 2009 году, контролирующим органом сделан один и тот же вывод: «деятельность Организации соответствует целям, предусмотренным ее учредительными, документами» (Акты проверок 2006 и 2009 годы).

Таким образом, в заявлении прокурора в суд четко очерчена причина обращения в суд: «интересы Российской Федерации нарушены в связи с несоблюдением установленных федеральным законодательством требований к учредительным документам религиозной организации».

Согласно содержание искового заявления" target="blank" data-id="12599">ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано,

в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Аналогичное указание содержится в Приказе Генпрокуратуры РФ от 02.12.2003 N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве".

Таким образом, ответчик считает, что прокурор не предоставил суду убедительных доказательств обосновывающих его право на предъявления настоящего заявления в защиту неопределенного круга лиц.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, которым не предоставлено такое право.

В целом Устав Организации (порядок создания, структура и органы управления) не противоречит требованиям действующего законодательства. Согласно ст. 14 Конституции РФ и ст. 4 Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит указанному Федеральному закону.

В этой связи Конституционным судом РФ дано следующее официальное толкование законодательства РФ:

«...конституционный принцип светского государства и отделения религиозных объединений от государства означает, что государство, его органы и должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления, т.е. органы публичной (политической) власти, не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений...». (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004г. №18-П).

«...свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства..."

"...меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений. ..". (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.1999г. № 16-П).

Таким образом, в соответствии с конституционным принципом религиозным объединениям предоставляется полная свобода в канонических, культовых и организационных вопросах, в решении организации внутренней жизни религиозных организаций, следовательно, они создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой и внутренними установлениями (п.п. 2 и 5 ст. 4 Закона, Комментарий заместителя председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ ФИО1 к Закону, рек. территориальным органам юстиции для использования в практической деятельности письмом Министерства юстиции РФ от 24.12.1997 г. № 08-18-257-1 97.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 ноября 1998 года) «действие статей 13-19, 21-23, 28-30 Федерального закона, регулирующих вопросы создания, реорганизации, преобразования и ликвидации некоммерческой организации, а также вопросы, касающиеся управления некоммерческой организации, не распространяется на религиозные организации».

А особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях, как следует из. 4 ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в частности ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее по тексту - «Закон»), который не предусматривает каких-либо обязательных требований в части порядка создания и прекращения деятельности Организации.

Согласно п. 2. ст. 10 Закона, в Уставе религиозной организации указываются порядок создания и прекращения деятельности, но не содержится требования о том, что это должно быть в форме отдельной главы. В Комментарии к ст. 10 Закона в части порядка создания и прекращения деятельности говорится: «порядок. .. должен содержать сведения о лицах или од органах, как выступающих учредителями, так и о правомочных принять решение о ликвидации организации» (прилагается).

Пункт 1.1. Устава Организации содержит сведения о лицах, выступающих учредителями:

«настоящая религиозная организация является добровольным объединением физических лиц, созданным совершеннолетними гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иными требованиями действующего законодательства».

Пункт 7.1. Устава Организации одержит сведения об органах, правомочных принять решение о ликвидации - Совет и суд.

В Уставе Организации, в разделах I «Общие положения», III «Структура и органы управления», VII. «Порядок прекращения деятельности» достаточно подробно указывается порядок создания и прекращения деятельности нашей Организации. Согласно ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона религиозные организации могут быть ликвидированы: по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации; по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской
Федерации, Федерального закона о свободе совести и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям
ее создания (уставным целям);по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 данного Федерального закона.

С учетом подобного правового регулирования в п. 7.1 Устава Организации предусмотрено, что данное юридическое лицо может быть ликвидировано по решению Совета квалифицированным большинством голосов в 2/3 его членов, утвержденному Управленческим центром, а также по решению суда в случаях, на основании и в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

Согласно ст. 10 Закона в Уставе религиозной организации указывается порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности. При этом Закон, регламентируя ликвидацию религиозной организации, не требует указывать в Уставе все возможные формы прекращения деятельности и распределения денежных средств и имущества религиозной организации, которые предусмотрены действующим законодательством для юридических лиц.

В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено данным Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (п. 5. ст. 14 Закона).

На основании п. 7.4 Устава Организации денежные средства и имущество Организации, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, направляются на цели, в интересах которых она была создана.

Поскольку в этой области действующее законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях не изменялось, то соответственно, считают, что вносить в устав Организации какие-либо изменения в отношении порядка создания и прекращения деятельности нет необходимости.Устав религиозной организации проверяется уполномоченным (регистрирующим) органом только в следующих законодательно установленных случаях: первоначальная государственная регистрация религиозной организации;

регистрация изменений и дополнений в устав (ст. 11 Закона).

Причем, в соответствии со ст. 12 Закона религиозной организации может быть отказано в регистрации в случаях, если устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны.

Факт регистрации Организации Управлением Министерства юстиции РФ по Нижегородской области 18.11.1999 г., о чем выдано свидетельство Номер обезличен, подтверждает соответствие положений Устава требованиям законодательства РФ.

Каких-либо оснований, подвергающих сомнению достоверность результатов правовой экспертизы положений Устава Организации (включая порядок создания и прекращения деятельности), проведенной уполномоченным государственным органом, прокурором не приводится.

На основании ст. 25 Закона надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Так как законодателем императивно определен орган, проверяющий положения устава религиозной организации при ее регистрации либо внесении изменений в учредительные документы (Министерство юстиции), то проведение повторно аналогичной проверки прокуратурой рассматривается как подмена последней иных государственных органов.

Прокурором не были указаны требующие принятия мер конкретные факты нарушения Организацией действующего законодательства РФ, на основании которых была проведена проверка положений ее Устава, а также нормы права, позволяющие органам прокуратуры произвольно проверять положения зарегистрированных в установленном порядке учредительных документов юридических лиц, включая религиозные объединения.

Это подтверждается выводами, которые и.о. Павловского городского прокурора Каширников А.В. изложил в своем заявлении в суд, а именно:

«проверкой установлено, что в г. Павлово осуществляет свою деятельность местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Дзержинска Нижегородской области, которая имеет на праве собственности дом и и земельный участок, расположенные по Адрес1.

В ходе проверки достоверных фактов осуществления представителями указанной религиозной организации экстремистской деятельности получено не было. Вместе с тем выявлены нарушения в ее учредительных документах». Просят обратить внимание суда на непоследовательность действий Павловской городской прокуратуры в лице и.о. прокурора Каширникова А.В., который вначале выставил Организации Представление Номер обезличен от 24.03.2010 года, в котором указал на отсутствие в Уставе Организации порядка создания Организации, что, по его мнению «является недопустимым». Однако через некоторое время, неожиданным образом, прокурор Каширников А.В. сам отозвал свое Представление письмом Номер обезличен от 30.03.2010 года. Затем, по непонятным для Организации причинам, 31.03.2010 года, и.о. прокурора Павловской городской прокуратуры Каширников А.В. вновь направил Организации Представление Номер обезличен по тем же основаниям, что и предыдущее Представление, однако сославшись на закон «О противодействии экстремистской деятельности», добавил, что «несоответствие действующему законодательству учредительных документов местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г. Дзержинска Нижегородской области, осуществляющей свою деятельности на территории Павловского района, влечет за собой также нарушение основных принципов противодействия экстремисткой деятельности ее устав подлежит приведению в соответствии с указанными требованиями закона» (копия Представления от 31.03.2010 года прилагается).

Обвинение Организации в том, что «коллегиальным органом религиозной организации» Представление прокурора Каширникова А.В. «не рассматривалось» неправомерно.

Так как все уставы местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы, входящих в структуру централизованной Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» (далее по тексту - «Управленческий центр»), включая и Устав Организации, являются типовыми и разработаны Управленческим центром (п. 1 ст. 10 Закона, п. 3.14 Устава Организации), Комитетом Организации было принято решение о направлении и первого Представления и второго Представления в Управленческий центр для получения необходимой правовой и консультационной помощи по данному вопросу.

По результатам рассмотрения Представлений прокуратуры, и принимая во внимание непоследовательные действия со стороны прокуратуры, Управленческий центр изложил юридически обоснованные доводы об отсутствии необходимости вносить изменения в Устав. Организация приняла решение обжаловать второе Представление прокурора Номер обезличен от 31.03.2010 года вышестоящему прокурору, предварительно информировав Павловского городского прокурора о предпринятых шагах (см. копию жалобы Организации в деле).

Получив копию жалобы, и.о. павловского городского прокурора Каширников А.В. сразу же обратился в Дзержинский городской суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ с просьбой обязать Организацию внести изменения в Устав.Действующее на сегодняшний день законодательство, в частности ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Закон не устанавливают особого порядка внесения изменений и дополнений в типовые уставы организаций, входящих в структуру централизованных организаций, кроме существующей процедуры регистрации изменений и дополнений в соответствии со ст. 17 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 11 ст. 11 Закона (п. 3 ст. 27). Изменения законодательства, принятые за прошедший период, не содержат новых положений, обязательных для включения в Уставы религиозных организаций.

Поэтому своеобразное толкование прокуратурой положений Устава Организации и норм Закона, а также ее формальный подход, игнорирующий другие положения статей Закона не может служить основанием для внесения изменений в Устав.

Позиция прокуратуры, касающаяся положений Устава, противоречит самому факту регистрации и перерегистрации органами юстиции 73 субъектов РФ более 409 местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы с аналогичными Уставами, которые прошли неоднократную юридическую проверку на соответствие действующему законодательству. При этом органы юстиции субъектов федерации ориентировались на одну и ту же законодательную базу и на один и тот же типовой (примерный) устав местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы, разработанный централизованной религиозной организацией.

Позиция прокурора также противоречит нормам действующего законодательства РФ, а также решениям Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Религиозная деятельность граждан, исповедующих религию Свидетелей Иеговы, находится под защитой ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (в дальнейшем "Конвенция"), которая ратифицирована РФ ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» № 54-ФЗ от 30.03.1998 г., и которая в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ является составной частью правовой системы Российской Федерации. Согласно ст. 1 ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» судам дано следующее разъяснение:

«Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней... Применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод».

Иными словами, решения Европейского Суда по правам человека в отношении соблюдения прав и свобод человека, в частности по делам Свидетелей Иеговы, имеют силу для всех государств, взявших на себя соответствующие обязательства по Конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая Российскую Федерацию.

ЕСПЧ в Постановлении от 10 июня 2010 года по делу «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве против Российской Федерации» (Жалоба Номер обезличен), сославшись на уже сформировавшую судебную практику о том, что в соответствии со статьей 9 Европейской конвенции свобода мысли, совести и религии является одной из основ «демократического общества» по смыслу Европейской конвенции подтвердил:

«Религиозная свобода, будучи прежде всего делом совести каждого отдельного человека, предусматривает свободу «исповедовать [свою] религию» индивидуально, частным образом или сообща с другими, публичным порядком или в кругу советующих...

Поскольку религиозные общины традиционно существуют в виде организованных структур, необходимо толковать статью 9 Европейской конвенции в свете статьи 1 Европейской конвенции, которая предусматривает гарантии против необоснованного вмешательства со стороны государства в деятельность объединений. С учетом этого право верующих на свободу религии, включающее в себя право исповедовать свою религию сообща с другими, дает основания ожидать, что верующим будет разрешено свободно вступать в объединения без произвольного вмешательства государства

Действительно, независимое существование религиозных сообществ - неотъемлемое условие плюрализма в демократическом обществе и, соответственно, ключевой объект защиты, гарантированной статьей 9 Европейской конвенции, (прилагается)

Для ознакомления прилагают решения Первомайского районного суда Кировской области от 28.04.1999 г. и Липецкого областного суда от 17.04.2000 г., которые подтвердили соответствие типового устава местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы требованиям действующего законодательства и обязали управления юстиции этих областей зарегистрировать аналогичный устав. Постановление Номер обезличен от 11.08.2008 года мирового судьи судебного участка № 1 окружного значения Югорска Ханты-мансийского автономного округа-Югры о прекращении дела об административном правонарушении, которое также касалось принесения протеста прокурора Югорского межрайонного прокурора на положения Устава местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г. Югорска.

Представитель третьего лица Главного управления Министерства Юстиции РФ по Нижегородской области по доверенности - Перелыгина А.В. в судебном заседании требования Прокурора поддержала, пояснила, что ответчику следует внести изменения в Устав организации, указав в нем количество физических лиц участников организации,и о том, что они проживают на территории одного субъекта.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч.2 ст.12 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии.

В силу ч.2 ст.29 Конституции РФ запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду, равно как запрещается пропаганда религиозного превосходства.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст.9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

2.В уставе религиозной организации указываются:

наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

цели, задачи и основные формы деятельности;

порядок создания и прекращения деятельности;

структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

источники образования денежных средств и иного имущества организации;

порядок внесения изменений и дополнений в устав;

порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

В соответствии с п.11 ст.11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

В соответствии со ст.25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

Так, судом установлено, что 29 апреля 1999 года была зарегистрирована религиозная организация Свидетелей Иеговы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации л.д.54). 12 сентября 1999 года Собранием учредителей был принят Устав местной религиозной организации Свидетелей Иеговы, данный устав был зарегистрирован Главным Управлением юстиции Нижегородской области 18 ноября 1999г. рег.Номер обезличен л.д.6). Судом установлено, что в 2006 и 2009 г.г. специалистами отдела регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций Главного управления Министерства Юстиции РФ по Нижегородской области проводились проверки соответствия деятельности религиозной организации целям,предусмотренным ее учредительными документами,каких-либо нарушений данными проверками не установлено л.д.36-43)

В соответствии со ст.9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией

Согласно ст. 14 Конституции РФ и ст. 4 Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствии с Конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит указанному Федеральному закону.

Конституционный принцип светского государства и отделения религиозных объединений от государства означает, что государство, его органы и должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления, т.е. органы публичной (политической) власти, не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений. Свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства.

Меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединении.

Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации, поэтому прокурор г.Павлово был вправе предъявить данное заявление в суд в интересах Российской Федерации. Однако, ссылки заявителя на ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»,во внимание быть приняты не могут, т.к. в данном случае являются необоснованными и не имеющими отношения к существу заявленных требований.

Судом установлено, что в целом Устав Организации не противоречит требованиям действующего законодательства.

Порядок ее создания отражен в п.1.1 Устава, в соответствии с которой -Настоящая религиозная организация является добровольным объединением физических лиц, созданным совершеннолетними гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иными требованиями действующего законодательствал.д.7).Вместе с тем, в указанном пункте и в иных пунктах Устава не указано количество учредителей организации, тогда как в соответствии со ст.9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации.Данное дополнение должно быть внесено в Устав,чтобы порядок создания местной религиозной организации Свидетели Иеговы, наиболее полно отвечал требованиям вышеуказанного закона.

Что касается территориального расположения организации,на что, в частности указано представителем ГУ Министерства юстиции,то суд полагает,что таковых дополнений вносить в Устав нет необходимости,поскольку оно в полной мере отражено в Уставе местной религиозной организации Свидетели Иеговы - г.Дзержинск Нижегородской области. Из ст. 10 Закона не вытекает, что религиозная организация обязана указывать в своем уставе территорию ее деятельности. Согласно п. 2 ст. 52 части первой ГК РФ и ст. 10 Закона в уставе юридического лица указывается его место нахождения и не устанавливаются территориальные пределы его функционирования. В то же время и не запрещается это зафиксировать в соответствии с институционной и иерархической структурой религиозной организации. По смыслу Закона территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения (п. 3 ст. 8), а централизованной организации - территория субъектов Российской Федерации, где имеются входящие в ее состав местные организации (п. 3 ст. 11).

При таких обстоятельствах суд находит требования Павловской прокуратуры Нижегородской области подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.2,12,29 Конституции РФ, ст. 12,55-56,67, 251,192-198 ГПК РФ, ст.ст.9,10,11,25, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» судья

РЕШИЛ:

Заявление Павловского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Обязать Совет Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Дзержинска Нижегородской области внести в Устав организации дополнения в части количества лиц - участников организации - не менее 10.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья:п.п. Е.П. Бочарова

Копия верна:

Федеральный судья: Е.П.Бочарова.

Секретарь: Л.А.Трусова.

.