Решение по иску Шмонина И.П. к Управлению соц. защиты об индексации сумм возмещения вреда здоровью



Дело № 2-2664/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,

при секретаре Андриановой Е.А.,

с участием истца Шмонина И.П., представителя истца Шмонина Д.И., представителя истца Климова П.Н., представителя ответчика Мижерицкой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмонина Ивана Петровича к Управлению социальной защиты г. Дзержинска Нижегородской области об индексации сумм возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм,

Установил:

Истец обратился с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что он является .... .... С 1 апреля 1998 года выплачивается ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью (ВВЗ). Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда Номер обезличен от 19.04.2005 года истцу была установлена денежная компенсация ВВЗ в размере 4115,37 рублей (с последующей индексацией) и выплачена задолженность по ВВЗ в размере 36587,87 рублей. Указанная денежная компенсация была рассчитана без учета коэффициента роста минимального размера оплаты труда. Статьей 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2005 года № 7 установлено, что суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581, а с 1 января 2001 года, равного 1,515. 16.10.2009 года ФГУ ... филиал Номер обезличен (Дзержинский) истцу повторно установило ..., связанным с аварией на ЧАЭС, бессрочно. Таким образом, размер суммы ВВЗ с учетом применения коэффициента роста минимального размера оплаты труда ежемесячно должен составлять: с 1 июля 2000 года - 3116,15 рублей, с 1 января 2001 года - 4720,97 рублей, с 1 января 2002 года - 5632,12 рублей, с 1 января 2003 года - 7034,52 рублей, с 1 января 2004 года - 8715,77 рублей, с 1 января 2005 года - 9674,50 рублей, с 1 января 2006 года - 10545,21 рублей, с 1 января 2007 года - 11388,83 рублей, с 1 января 2008 года - 12584,66 рублей, с 1 января 2009 года - 14220,67 рублей, с 1 января 2010 года - 15642,74 рублей. Так как Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции ФЗ от 26.04.2004 года № 31-ФЗ указана норма индексации по прогнозной инфляции, то недоплаченная сума ВВЗ с учетом инфляции по индексу потребительских цен составляет с 1 июля 2000 года - 27594,52 рублей, с 1 января 2001 года - 94011,44 рублей, с 1 января 2002 года - 110958,27 рублей, с 1 января 2003 года - 124465,98 рублей, с 1 января 2004 года - 145208,32 рублей, с 1 января 2005 года - 106558,39 рублей, с 1 января 2006 года - 104076,85 рублей, с 1 января 2007 года - 98360,89 рублей, с 1 января 2008 года - 94494,36 рублей, с 1 января 2009 года - 95119,04 рублей, с 1 января 2010 года по 31 марта 2010 года - 25225,37 рублей. Общая недоплаченная сумма ВВЗ с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда и с учетом инфляции с 01.07.2000 года по 31.03.2010 года составляет 1026073,43 рублей. Просит взыскать с ответчика единовременно с учетом выплаченной ранее суммы ВВЗ 36587,87 рублей задолженность за период с 01 июля 2000 года по 31 марта 2010 года в размере 989485,56 рублей, ежемесячно ВВЗ с 01 апреля 2010 года по 15642,74 рублей пожизненно с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил, указав, что он является ... ... С 1 апреля 1998 года мне выплачивается ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью (ВВЗ). 16.10.2009 года ФГУ ... Филиал Номер обезличен (Дзержинский) истцу повторно установило ... в связи с увечьем связанным с аварией на ЧАЭС .... Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда Номер обезличен от 19.04.2005 года ему была установлена денежная компенсация ВВЗ в размере 4115,37 рублей (с последующей индексацией) и выплачена задолженность по ВВЗ в размере 36587,87 рублей. Указанная денежная компенсация была рассчитана без учета коэффициента роста минимального размера оплаты труда. Тогда как постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 26 от 20.12.2005 года указывает: «Учитывая необходимость решения возникшего вопроса, а также в целях обеспечения единообразия судебной практики и защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующее разъяснение: судам необходимо иметь в виду, что вынесение постановления об индексации сумм возмещения вреда не в соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 (в редакции постановления Пленума от 5 апреля 2005 г. № 7), а в ином порядке свидетельствует о наличии судебной ошибки и такое решение не может быть признано справедливым, а судебная защита - полной и эффективной, поскольку допущена судебная ошибка». А пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» так же установлено, что «суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132)». С 1 июля 2000 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повысился в 1,581 раза, а с 1 января 2001 года в 1,515 раза, следовательно, сумма ВВЗ истцу должна была составить: с июля 2000 года 1971,00 руб. х 1,581 =3116,15 рублей, с января 2001 года 3116,15 руб. х 1,515 = 4720,97 рублей.

Ввиду того, что Управление социальной защиты г. Дзержинска не проиндексировало должным образом истцу суммы возмещения вреда, как было установлено законодательством РФ и как подтверждено руководящими разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года № 7, истцу была назначена сумма ВВЗ в размере 1971,00 рублей, а с февраля 2001 года в твёрдой сумме 2500 рублей в соответствии с п. 25 ст. 14 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ. Сумма ВВЗ из утраченного заработка больше, чем сумма ВВЗ в твёрдой сумме согласно закону от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поэтому считает произведенный перерасчет незаконным. На что указывает и Конституционный суд РФ в пункте 4 постановления № 11-П от 19 июня 2002 года «Переходя на новый способ определения сумм возмещения вреда здоровью, как вытекает из ранее изложенных правовых позиций, законодатель не вправе понижать признанный государством объем возмещения вреда. Между тем данная норма - в изъятие из установленного новым правовым регулированием общего принципа определения сумм возмещения вреда здоровью в твердых размерах в зависимости от группы инвалидности - не учитывает степень реальной утраты здоровья. В результате размер возмещения вреда для ряда граждан из числа тех, кому оно исчислялось исходя из заработка и с учетом степени утраты трудоспособности, существенно уменьшился. Следовательно, норма пункта 11 части первой статьи 15 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в той мере, в какой ею не снижается ранее установленный размер ежемесячной денежной компенсации, не противоречит Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой ею допускается снижение ранее установленного размера ежемесячной денежной компенсации, чем умаляется право на возмещение вреда гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения, противоречит статьям 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации». Несмотря на то, что законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 26.04.2004 года № 31-ФЗ норме индексации сумм возмещения вреда здоровью придана обратная сила, исходя из прогнозной инфляции, за период с 01.01.2002 г., с 01.01.2003 г. и с 01.01.2004 г. для индексации сумм ВВЗ истцу должны быть применены именно индексы величины прожиточного минимума, поскольку их величина больше величины инфляции за тот же период. Данное требование подтверждено п. 1 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года № 364-0, которым определено: «...В случае если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации». Таким образом, размер суммы ВВЗ должен составлять: с 1 января 2002 года 4720,97 руб. х 1,193 = 5632,12 руб., с 1 января 2003 года 5632,12 руб. х 1,249 = 7034,52 руб., с 1 января 2004 года 7034,52 руб. х 1,239 = 8715,77 руб.

Федеральным Законом № 31-ФЗ от 26.04.2004 года «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст. 2 Федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что размер выплат индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого в федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ, то есть с 01.01.2005 года - в 1,11 раза, индекс указан в ст. 1 Федерального закона от 23.12.2004 года № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», в ред. Федерального закона от 04.11.2005 года № 141-ФЗ и постановления Правительства от 24 марта 2006 года № 163 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года № 292 и от 9 августа 2005 года № 496», а так же в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 143, с 1.01.2005 года 8715,77 руб. х 1,11 = 9674,50 рублей. С 01.01.2006 года - в 1,09 раза, индекс указан в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 143, с 01.01.2006 года 9674,50 руб. х 1,09 = 10545,21 рублей. С 01.01.2007 года - в 1,08 раза, индекс указан в ст.1 Федерального закона от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», с 01.01.2007 года 10545,21 руб. х 1,08 = 11388,83 рублей. С 01.01.2008 года - в 1,105 раза, индекс указан в ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», в ред. ФЗ № 122-ФЗ, с 01.01.2008 года 11388,83 руб. х 1,105 = 12584,66 рублей. С 01.01.2009 года - в 1,13 раза, индекс указан в ст.1 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в ред. ФЗ от 28.04.2009 года № 76-ФЗ, с 01.01.2009 года 12584,66 руб. х 1,13 = 14220,67 рублей. С 01.01.2010 года - в 1,1 раза, индекс указан в ст. 1 Федерального закона от 02.12.2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», с 01.01.2010 года 14220,67 руб. х 1,1 = 15642,74 рублей.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - «учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации». И в соответствии с пунктом 8.2 Постановления Конституционного Суда РФ № 11 - П от 19 июня 2002 года - «нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые чернобыльцам суммы не будут надлежащим образом проиндексированы». С учётом индексов потребительских цен на основании справки Нижегородстата образовалась задолженность: с 1 июля 2000 года - 27594,52 рублей, с 1 января 2001 года - 94011,44 рублей, с 1 января 2002 года - 110958,27 рублей, с 1 января 2003 года - 124465,98 рублей, с 1 января 2004 года - 145208,32 рублей, с 1 января 2005 года - 106558,39 рублей, с 1 января 2006 года - 104076,85 рублей, с 1 января 2007 года - 98360,89 рублей, с 1 января 2008 года - 94494,36 рублей, с 1 января 2009 года - 95119,04 рублей, с 1 января 2010 года по 31 марта 2010 года - 25225,37 рублей. Общая недополученная сумма ВВЗ, проиндексированная на основании закона и с учетом инфляции, с 01 июля 2000 года по 31 марта 2010 года составляет 1026073,43 руб. Просит взыскать с ответчика единовременно с учетом выплаченной ранее суммы ВВЗ 36587,87 рублей задолженность за период с 01 июля 2000 года по 31 марта 2010 года в размере 989485,56 рублей, ежемесячно ВВЗ с 01 апреля 2010 года по 15642,74 рублей пожизненно с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

Истец Шмонин И.П., представитель истца Шмонин Д.И. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель истца по доверенности Климов П.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, подтвердив изложенные в иске обстоятельства, пояснил, что поскольку истцу не индексировали первоначально установленные суммы возмещение вреда 1971 рублей, то при переходе на твердую сумму возмещение вреда ему установили 2500 рублей, что меньше суммы 1971 рублей с учетом индексации, следовательно, неправильно. В результате все суммы выплат были занижены.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения города Дзержинска по доверенности Мижерицкая И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истцу были произведены все выплаты в соответствии с законом и решением суда, задолженности нет, представленный отзыв поддерживает. Согласно отзыву, истцу предоставляются следующие меры социальной поддержки. Ежемесячная компенсация в возмещение вреда была назначена впервые с 01.04.1998 года в размере 1971 руб. в связи с признанием Шмонина И.П. .... С 15.02.2001 года в соответствии с Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Шмонину И.П. была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в соответствии с установленной группой инвалидности в размере 2500 рублей. С 01.12.2004 года в соответствии с Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда Номер обезличен от 19.04.2005 года ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда установлена Шмонину И.П. в размере 4115,37 рублей с последующей индексацией. В соответствии с Определением, а также в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона, установленная Шмонину И.П. ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью ежегодно индексировалась и составила соответственно: с 01.01.2005 года - 4568,06 руб. (постановление Правительства РФ 07.05.2005г. № 192, от 24.03.2006г. № 163, от 03.03.2007г. № 143); с 01.01.2006 года - 4979,19 руб. (постановление Правительства РФ от 25.04.2006г. № 246, от 03.03.2007г. № 143); с 01.01.2007 года - 5377,53 руб. (постановление Правительства РФ от 21.03.2007г. № 171); с 01.01.2008 года - 5942,17 руб. (постановление Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914, от 17.03.2008г. № 181, от 03.09.2008г. № 655); с 01.01.2009 года - 6714,65 руб. (постановление Правительства РФ от 24.12.2008 года № 992, от 07.07.2009 года № 545); с 01.01.2010 года - 7386,12 руб. (постановление Правительства РФ от 16.12.2009г. № 1024). В соответствии с Определением в 2006 году Шмонину И.П. была произведена выплата единовременной задолженности в возмещение вреда в размере 36587,87 рублей. Кроме того, Шмонину И.П. выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью. Так же Шмонину И.П. предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. С 1 января 2009 года данные меры социальной поддержки предоставляются в форме ежемесячной денежной компенсации на оплату данных услуг, размер названной компенсации с 1 июня 2010 года составляет 663,42 рублей (без учета услуг электроснабжения). В соответствии с действующим законодательством размеры выплат в возмещение вреда ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Представитель третьего лица - Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, в суд не явился, извещен, представил отзыв, согласно которому Управление не обладает распорядительными полномочиями в отношении средств федерального бюджета и не отвечает по обязательствам государства, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, что суд считает возможным.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные отзывы, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, истцу в 1998 году была установлена ... С 1 апреля 1998 года истцу выплачивалась ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью в размере 1971 рублей, с 15.02.2001 года истцу была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в размере 2500 рублей. С 01.12.2004 года в соответствии с Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19.04.2005 года по гражданскому делу по иску Шмонина И.П. о взыскании недоплаченных сумм и индексации размера возмещения вреда, истцу была установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещения вреда в размере 4115,37 рублей с последующей индексацией, в 2006 году произведена выплата единовременной задолженности в возмещение вреда в размере 36587,87 рублей. Установленная Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19.04.2005 года ежемесячная денежная компенсация в возмещения вреда ежегодно индексировалась и составляла с 01.01.2005 года - 4568,06 рублей, с 01.01.2006 года - 4979,19 рублей, с 01.01.2007 года - 5377,53 рублей, с 01.01.2008 года - 5942,17 рублей, с 01.01.2009 года - 6714,65 рублей, с 01.01.2010 года - 7386,12 рублей.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ) государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

С учетом положений статей 318, 1091 Гражданского кодекса РФ, а также положений Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ, суммы, выплачиваемые по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, в том числе в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, подлежат индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда следующим образом: с 01 июля 2000 года на коэффициент роста МРОТ - 1,581, с 01 января 2001 года на коэффициент роста МРОТ - 1,515.

Как следует из расчета произведенных истцу с 01.04.1998 года сумм возмещения вреда здоровью, установленная сумма возмещения вреда в размере 1971 рублей истцу в период с 01.04.1998 года не индексировалась. С 01.07.2000 года выплате истцу подлежала ежемесячная сумма возмещения вреда с учетом индексации в размере 1971 руб.х1,581=3116,15 рублей, с 01.01.2001 года в размере 3116,15руб.х1,515=4720,97 рублей.

В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 года (времени вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15 февраля 2001 года вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 или пунктом 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей. Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года 5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 11-П от 19 июня 2002 года лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивалась выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, предусмотренных Федеральными законами «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве» и «О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год», то есть 30000 рублей.

Таким образом, поскольку с 15.02.2001 года истцу при наличии ... подлежала установлению ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в размере 2500 рублей, что значительно ниже подлежащей истцу выплате ежемесячной суммы возмещения вреда, установленной исходя из заработка, с учетом индексации по росту МРОТ с 01.01.2001 года в размере 4720,97 рублей, истец имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме. Следовательно, с 15.02.2001 года истцу подлежала выплате ежемесячная денежная компенсация в размере не 2500 рублей, а 4720,97 рублей.

Впоследствии в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, в соответствии с которым государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.

В связи с признанием Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П не соответствующими Конституции РФ положений ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, с 1 января 2002 года впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда, следует исходить из прожиточного минимума за год в целом по субъекту Российской Федерации для компенсационных ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, определенных исходя из заработка и компенсационных выплат, определенных в зависимости от группы инвалидности.

Из Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П следует, что в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ), размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04 октября 2005 года № 364-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», если применение введенного нормами указанного Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), судам надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Расчет роста индекса прожиточного минимума осуществляется путем выявления соотношения среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Исходя из информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области о величине прожиточного минимума для пенсионеров по области за 2000-2004 годы, индекс прожиточного минимума составил с 01.01.2002 года - 1,193, с 01.01.2003 года - 1,249, с 01.01.2004 года - 1,239. Следовательно, выплаты истцу в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, должны были составлять с 1 января 2002 года - 4720,97 руб. х 1,193 = 5632,12 рублей, с 1 января 2003 года - 5632,12 руб. х 1,249 = 7034,52 рублей, с 1 января 2004 года - 7034,52 руб. х 1,239 = 8715,77 рублей.

В дальнейшем, поскольку двойная индексация в течение года законодательством не предусмотрена, с 01.01.2005 года выплаты возмещения вреда здоровью истцу подлежали ежегодной индексации, исходя из уровня инфляции, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 292 от 07.05.2005 года, № 163 от 24.03.2006 года, № 143 от 03.03.2007 года с 01.01.2005 года индекс составил 1,11, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 246 от 25.04.2006 года, № 143 от 03.03.2007 года с 01.01.2006 года индекс составил 1,09, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 171 от 21.03.2007 года с 01.01.2007 года индекс составил 1,08, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 655 от 03.09.2008 года, № 992 от 24.12.2008 года с 01.01.2008 года индекс составил 1,105, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 545 от 07.07.2009 года с 01.01.2009 года индекс составил 1,13, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1024 от 16.12.2009 года с 01.01.2010 года индекс составил 1,1. Следовательно, выплаты истцу в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, должны были составлять с 01.01.2005 года - 8715,77 руб.х1,11=9674,50 рублей, с 01.01.2006 года - 9674,50 руб.х1,09=10545,21 рублей, с 01.01.2007 года - 10545,21 руб.х1,08=11388,83 рублей, с 01.01.2008 года - 11388,83 руб.х1,105=12584,66 рублей, с 01.01.2009 года - 12584,66 руб.х14220,67 рублей, с 01.01.2010 года - 14220,67 руб.х1,1=15642,74 рублей.

Учитывая изложенное, доводы истца о неправильном исчислении выплаченных ему сумм возмещение вреда и, как следствие, образования задолженности за период с 01.07.2000 года являются обоснованными. Задолженность перед истцом составила с июля 2000 года 3116,15х6-1971х6=6870,90 рублей, с января 2001 года 4720,97х12-(1971+2500х11)=27180,64 рублей, с января 2002 года 5632,12х12-2500х12=37585,44 рублей, с января 2003 года 7034,52х12-2500х12=54414,24 рублей, с января 2004 года 8715,77х12-(2500х11+4115,37)=72973,87 рублей, с января 2005 года 9674,50х12-4568,06х12=61277,28 рублей, с января 2006 года 10545,21х12-4979,19х12-36587,87 (произведенных истцу выплат в соответствии Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19.04.2005 года)=30204,37 рублей, с января 2007 года 11388,83х12-5377,53х12=72135,60 рублей, с января 2008 года 12584,66х12-5942,12х12=79709,88 рублей, с января 2009 года 14220,67х12-6714,65х12=90072,24 рублей, с января 2010 года по 31.03.2010 года (по требованиям истца) 15642,74х3-7386,12х3=24769,86 рублей. Итого 557194,32 рублей.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Положениями части 3 статьи 5 Закона РФ от 15 мая 19921 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат, предполагающий регулярность и стабильность индексации выплат.

Как установлено судом, произведенные истцу выплаты своевременно в соответствии с требованиями законодательства проиндексированы не были, право истца было нарушено с июля 2000 года, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательскую способность, что привело к нарушению гарантированного законом права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, как следствие, к причинении истцу имущественного вреда (убытков).

Истец просит взыскать сумму задолженности по выплатам возмещения вреда здоровью с учетом индексации суммы задолженности с применением индекса потребительских цен. Данная индексация повторной не является, поскольку применяется для индексации задолженности, а не сумм подлежащих ежемесячной выплате истцу, поэтому суд находит требования истца о взыскании суммы задолженности выплат возмещения вреда здоровью с учетом индексации с применением индекса потребительских цен обоснованными. Истцом произведен помесячный расчет индексации задолженности с применением индекса потребительских цен на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области за период с января 2000 года по март 2010 года, который ответчиком не оспорен. По расчету истца задолженность по выплатам возмещения вреда здоровью с учетом индексации с применением индекса потребительских цен за период с июля 2000 года по 31 марта 2010 года составляет 1026073,43 рублей, за вычетом ранее выплаченной задолженности по решению суда в размере 36587,87 рублей - 989485,56 рублей. Указанный расчет судом проверен, индекс потребительских цен применен истцом правильно. Однако суд считает, что поскольку задолженность в пользу истца на основании решения суда в размере 36587,87 рублей истцу была выплачена в 2006 году, то при расчете индексации задолженности с применением индекса потребительских цен данная сумма не должна быть учтена с 2006 года. Поэтому из расчета задолженности выплат возмещения вреда здоровью с учетом индексации с применением индекса потребительских цен, произведенных истцом, что составила 1026073,43 рублей, следует вычесть ранее выплаченную задолженность 36587,87 рублей так же с учетом индекса потребительских цен, который на период с 2006 года по 31 марта 2010 года составил 1,588. Таким образом, задолженность по ежемесячной выплате возмещения вреда здоровью с учетом индексации за период с 01 июля 2000 года по 31 марта 2010 года составляет 970 675,34 рублей.

При указанных обстоятельствах, требования истца подлежат частичному удовлетворению. С ответчика следует взыскать за счет средств федерального бюджета в пользу истца единовременно задолженность по ежемесячной сумме возмещения вреда здоровью с учетом индексации за период с 01 июля 2000 года по 31 марта 2010 года в размере 970 675,34 рублей, ежемесячно с 01 апреля 2010 года по 15642,74 рублей пожизненно с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Управления социальной защиты г. Дзержинска Нижегородской области за счет средств федерального бюджета в пользу Шмонина Ивана Петровича единовременно задолженность по ежемесячной сумме возмещения вреда здоровью с учетом индексации за период с 01 июля 2000 года по 31 марта 2010 года в размере 970 675,34 рублей.

Взыскать с Управления социальной защиты г. Дзержинска Нижегородской области за счет средств федерального бюджета в пользу Шмонина Ивана Петровича ежемесячно с 01 апреля 2010 года по 15642,74 рублей пожизненно с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.

Судья п.п. Н.А.Воробьева

Копия верна:

Судья Н.А.Воробьева

Секретарь: Е.А.Андрианова