Решение по иску Колесникова Н.Г. к ГУ УПФ РФ об исчислении трудового стажа, назначении труд. пенсии



Дело № 2- 2177 г. Дзержинск

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Ратниковой Г.В.,

при секретаре Александровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникова Николая Герасимовича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску об исчислении трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Колесников Н.Г. обратился в суд с данным иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску, просит включить период работы с 22.06.1989 г. по 18.04.2006 г. в должности ... в трудовой стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 19.02.2010 г.

В обоснование указанных требований истец указал, что в указанный период он работал во вредных условиях труда - в периоды навигации работал ..., в связи с чем входил в плавсостав судна и 12.01.2010 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ему было отказано. Истец не согласен с таким решением, поскольку его работа проходила на судах в значительной отдаленности от городов, все вредные факторы оказывали на него такое же воздействие, как и на других членов экипажа судов.

В настоящем судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал, указал, что с 1989 г. по 2006 г. он работал в поликлинике ..., в настоящее время - ФГУ «Приволжский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГУ «ПОМЦ ФМБА России») в должности .... В соответствии с приказами работодателя он работал на речных судах в период их навигации, после окончания периода навигации судна продолжал работу в поликлинике. Полагает, что он входил в плавсостав судна, во время работы на судах на него оказывали влияние вредные факторы также, как и на других членов экипажа. На вопросы суда истец пояснил, что в штате Волжского пароходства, на судах которого он направлялся на работу, он никогда не состоял, приказов капитанов судов о зачислении его в плавсостав судна не имеется. Во время нахождения в навигации ему производилась выплата надбавки к заработной плате.

Представитель ответчика по доверенности, Михайлычева Е.Н., заявленные исковые требования не признала, пояснила, что для назначения истцу пенсии в соответствии с пп.9 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ необходимо документальное подтверждение того, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным. Вопросы отнесения судна к определенной категории, определения плавсостава относятся к компетенции судовладельца. Лица, которые не состоят в штате экипажа судна, хотя и входят в список лиц (судовая роль), находящихся на борту судна, не являются плавающим составом. Истцом не было представлено справок, подтверждающих работу в плавсоставе. Справка Номер обезличен от 03.12.2007 г., выданная ..., содержит сведения о работе истца в качестве ... судового отдела поликлиники Номер обезличен и подтверждает стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Специальный стаж работы истца не подтверждается и выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в данной выписке за период с 01.01.1997 г. по 18.04.2006 г. имеются сведения о специальном стаже, связанном с медицинской деятельностью. Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 03.03.2010 г., а не 19.02.2010 г.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУ «ПОМЦ ФМБА России», в настоящее судебное заседание не явился, в материалах дела имеется его отзыв на иск, в котором он просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», в настоящее судебное заседание не явился, в материалах дела имеется его сообщение, поступившее посредством факсимильной связи, в котором он просит суд рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд с учетом мнения сторон, полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Из записей в трудовой книжке и имеющихся в материалах дела документов следует, что Колесников Н.Г. работал с 27.06.1989 г. по 18.04.2006 г. в качестве ... ФГУ «ПОМЦ ФМБА России».

03.03.2010 г. истец обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г., в назначении такой пенсии решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г. Дзержинску от 16.04.2010 г. истцу было отказано за отсутствием документов, подтверждающих его работу в плавсоставе судна морского или речного флота, не являющимся портовым, служебно-вспомогательным и разъездным, а также пригородного и внутригородского сообщения.

Оспаривая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 27 Закона, истец указывает на то обстоятельство, что он работал на судах в должности ... и испытывал вредные факторы, связанные с нахождением в навигации, полагает, что он входил в плавсостав судов, что подтверждается также положениями ст. 25 Кодекса внутреннего водного транспорта, из которых следует, что в состав командного состава судна входят ..., а лица, входящие в состав экипажа, должны быть включены в список экипажа судна, ведение которого является обязанностью капитана судна.

Однако суд не может согласиться с таким утверждением по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, в том числе предусматривать правовые основания назначения пенсий, их размеров, правила подсчета трудового стажа, а также особенности приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В силу ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 9 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

11.07.2002 г. Постановлением Правительства РФ № 516 были утверждены Правила исчисления правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с п. 5 которых эти периоды засчитываются в стаж в календарном порядке, а именно периоды навигации, ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Исходя из буквального толкования подпункта 9 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ, от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта «и» пункта 1 статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. № 340-1.

Льготное исчисление периодов работы на водном транспорте закреплялось в статье 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. № 340-1, в соответствии с которой в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение работникам плавсостава, полный навигационный период работы на водном транспорте учитывался за год работы. Если работа продолжалась не весь навигационный период, она исчислялась по фактической продолжительности.

Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 г. № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

Под плавсоставом понимается экипаж судна, состоящий из капитана, штурмана, механика, их помощников, других лиц командного состава и лиц рядового состава, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров. В плавсостав включаются лица, работающие на основании договора, заключенного с судовладельцем.

Для назначения плавсоставу досрочной трудовой пенсии по старости достаточно уточняющей справки с места работы, что данная должность или профессия относится к плавсоставу, а судно не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Основанием для выдачи такой справки может служить приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов (п. 6.3 указания Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 г. № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»).

Как следует из положений пенсионного законодательства, право работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. оценивается по следующим факторам (критериям): подтверждение постоянной занятости лица в качестве плавающего состава судна и занятость на работах в плавсоставе судна, которое не является портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Вопрос о том, какие сооружения относятся к судам, работа на которых дает плавсоставу право на досрочное пенсионное обеспечение, в каждом случае решается справкой, выдаваемой судовладельцем.

Так, действительно, в силу ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, к командному составу судна относятся, в частности, ...; лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в список членов экипажа судна, ведение которого является обязанностью капитана судна.

Однако, в силу ст. 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна. Трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, а также уставом о дисциплине, утвержденным Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами). Права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Исходя их анализа указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что медицинские работники, работающие на судах морского флота, речного флота (флота внутриводного транспорта) являются плавсоставом таких судов лишь в том случае, если они включены в штат медико-санитарной службы этих судов, то есть состоят в трудовых отношениях с судовладельцем.

Как следует из сообщений ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», имеющихся в материалах дела, в штатном расписании данной судоходной компании должность ... отсутствует.

В силу ст. 35 Устава службы на судах МРФ РСФСР, утвержденным приказом МРФ РСФСР № 30 от 30.03.1982 г., действующим с 01.03.1983 г., прием на работу и освобождение от работы членов экипажа (с последующим оформлением в отделе кадров по месту приписки судна), предоставление отгулов, объявление поощрений, взысканий в период эксплуатации судна оформляются приказами капитана.

Так, Колесников Н.Г. в трудовых отношениях с судовладельцами на период нахождения в навигациях, не состоял, что им не оспаривается, а состоял в трудовых отношениях с бассейновой больницей (позже - медицинским центром), которая в соответствии с Положением о центральной бассейновой больнице на водном транспорте, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР от 06.09.1989 г. № 511 (Приложение № 1), является составной частью общегосударственной системы здравоохранения и предназначена для оказания квалифицированной и специализированной стационарной и поликлинической помощи плавсоставу судов морского, речного флотов и выполняет функции органа здравоохранения на водном транспорте, а отделение судового медицинского персонала (ОСМ) в соответствии с Положение об отделении судового медицинского персонала центральной бассейновой больницы, поликлиники и медико-санитарной части, оказывающей медицинскую помощь работникам рыбного хозяйства (Приложение 2) является структурным подразделением центральной бассейновой больницы (поликлиники).

Кроме того, в соответствии с Уставом службы на судах МРФ РСФСР, утвержденным приказом МРФ РСФСР № 30 от 30.03.1982 г., действующим с 01.03.1983 г., ... не входит в штат экипажа судна.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что лица, работающие на судне без заключения договора с судовладельцем, являются членами экипажа судна, но они не могут быть отнесены к плавсоставу. Лица, которые не состоят в штате экипажа судна, хотя и входят в список лиц (судовая роль), находящихся на борту судна, также не являются плавающим составом судна.

Также суд учитывает и то обстоятельство, что Постановлением Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002 г. определен перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пунктом 5 которого установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 27.1 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 2 настоящего перечня, должны быть приложены документы подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (пункт 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Так, в подтверждение трудового стажа истцом представлены справки, уточняющие работу в должностях, дающих право на пенсию от 03.12.2007 г. за № Номер обезличен и от 27.04.2010 г. за № Номер обезличен, из которых следует, что он работал в качестве ... судового отдела поликлиники № Номер обезличен, однако данные справки выданы ФГУ «ПОМЦ ФМБА России», являющимся работодателем истца, а не судовладельцем, кроме того, как в них указано, они уточняют работу истца в должностях в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Документов, выданных судовладельцем, о том, что истец осуществлял работу, дающую право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суду не представлено. Как пояснил сам истец, таких документов не выдавалось ни работодателем, ни судовладельцем.

Также суд отмечает, что заработная плата за период навигации истцу выплачивалась его работодателем - медицинским учреждением, а не судовладельцем, на время навигации истцу устанавливалась процентная надбавка, которая, как полагает суд, и была призвана компенсировать те неблагоприятные воздействия, которые истец испытывал в связи с выполнением своих должностных обязанностей на судах в период навигации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Колесников Н.Г., работавший ... на судах речного флота, к плавсоставу данных судов не относился, а потому ответчиком ему верно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом подпункта 9 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г., в связи с чем законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 57, 67, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Колесникову Николаю Герасимовичу в удовлетворении иска к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску об исчислении трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья: п/п Г.В. Ратникова

Копия верна.

Федеральный судья:

Секретарь: