Решение по иску Прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации об обязании ликвидировать несанкционированную свалку мусора



Дело №2-2962/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

08 октября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Свешниковой М.В., с участием прокурора Архиповой И.В., при секретаре Пяшиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Дзержинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Дзержинска об обязании ликвидировать несанкционированную свалку мусора,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Дзержинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка по обращению начальника Дзержинского отдела УРТ Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области о ненадлежащем содержании территории г. Дзержинска. Из обращения заявителя следует, что сотрудниками Дзержинского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области выявлена несанкционированная свалка мусора, расположенная в районе дома Адрес1. Как установлено проведенной проверкой с выходом на место, по состоянию на 17.06.2010 данная несанкционированная свалка мусора по указанному адресу не ликвидирована. Обследованный земельный участок захламлен отходами жизнедеятельности, строительным и бытовым мусором, что подтверждается фото-таблицей. В силу п.24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно ч. 3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, в соответствии с ч.1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов (ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Названной норме корреспондируют и положения ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Таким образом, непринятие Администрацией г. Дзержинска должных мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов и мусора с территории городского округа, влечет за собой как нарушение требований федерального законодательства, так и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Прокурор просит обязать Администрацию г. Дзержинска ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную в районе дома Адрес1.

Представитель Администрации города Дзержинска по доверенности Щетинин ЕН иск не признал, пояснил, что в 2009 г. подготовлено постановление № 3771 «О рекомендуемой схеме закрепления территорий города Дзержинска для уборки и санитарного содержания». Территории закреплены за управляющими компаниями. За данную территорию ранее отвечало ООО ... оно ликвидировано, сейчас за данную территорию отвечает Управдом или Уютный дом.

Представитель Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по доверенности ФИО1 исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ООО «Уютный дом» исковые требования поддерживает.

Представитель ГК «Управдом» исковые требования поддерживает.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нрав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лип. интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов (ч. 3 ст. 131 Гражданскою процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что по обращению начальника Дзержинского отдела УРТ Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка фактов нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории г. Дзержинска.

Из указанного обращения следует, что сотрудниками Дзержинского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области выявлено наличие свалки мусора на территории городского округа город Дзержинск по адресу: Адрес1.

Как установлено проведенной проверкой с выездом на место, по состоянию на 17.06.2010г. несанкционированные навалы мусора, выявленные по указанному адресу, не устранены, представитель ответчика данное обстоятельство не оспаривает.

Обследованный земельный участок захламлен отходами жизнедеятельности, строительным и бытовым мусором, что подтверждается фото-таблицей, представленной в материалах дела.

Указанные территории расположения очаговых навалов мусора за какими-либо хозяйствующими субъектами не закреплены, о чем свидетельствует ответ за подписью мэра г.Дзержинска л.д.19).

В соответствии с подп. 6.5, 6.5.15 пункта 6 Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 № 309. ответственность за уборку и содержание территорий, не закрепленных за хозяйствующими субъектами, возлагается на администрацию муниципального образования.

В силу п.24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что непринятие Администрацией г. Дзержинска должных мер, направленных на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории городского округа, влечет за собой как нарушение требований федерального законодательства, так и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Представитель ответчика ссылается на то, что в настоящее время разрабатывается программа, направленная на ликвидацию данных хозяйственных объектов (сараев), расположенных на внутридворовых территориях, которая планируется к реализации в течение первого полугодия 2011 года.

Постановлением Администрации г. Дзержинска №3771 от 23.09.2009 г. «О рекомендуемой схеме закрепления территорий города Дзержинска для уборки и санитарного содержания» территория в районе Адрес1 закреплена за ООО ... (ГК ООО «Управдом», ООО «Уютный дом»). Данным постановлением рекомендовано юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим услуги и выполняющим работы по управлению многоквартирными домами и (или) содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, руководствоваться рекомендуемой схемой закрепления территорий города Дзержинска для уборки и санитарного содержания.

Однако, как установлено при рассмотрении настоящего дела, сараи не закреплены за обслуживающей организацией, в придомовую территорию они не входят (участок под сараями не поставлен на кадастровый учет), в состав и перечень общего имущества дома Адрес1, которое находится в управлении и облуживании ООО «Уютный дом», сараи не входят (в графе «иные строения» - прочерк,л.д.65, тогда как в состав д. Номер обезличен входит 1 сарай, что нашло свое отражение как в Перечне, так и на карте города). При таких обстоятельствах, суд находит доводы представителя Администрации г.Дзержинска о том, что надлежащим ответчиком по делу должна быть управляющая компания несостоятельными, а требование прокурора г.Дзержинска суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, считает необходимым обязать Администрацию г. Дзержинска ликвидировать несанкционированную свалку мусора на территории городского округа города Дзержинска по адресу: Адрес1.

Руководствуясь ст. 12, 56, 57, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора г. Дзержинска удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Дзержинска ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную в районе дома Адрес1.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского Областного суда путем подачи кассационной жалобы через Дзержинский городской суд.

Судья п/п Свешникова МВ

Копия верна. Судья - Секретарь -