Решение по исковому заявлению Прокурора г. Дзержинска к ОАО `Акрилат` об обязании выделить рабочие места



Дело № 2-3884/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 октября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бочаровой Е.П.,

с участием прокурора Жаровской И.А.

при секретаре Трусовой Л. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Дзержинске Нижегородской области гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Дзержинска к ОАО «Акрилат» об обязании выделить рабочие места,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Дзержинска. обратился в суд с исковым заявлением, мотивируя тем, по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что в соответствии со ст.21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы ежегодно в соответствии с ч.1 ст.4 Закона. В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.04.2010 № 99 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2010 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2010 году в ООО «Кнауф Гипс Дзержинск» в счет квоты составляет 11 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет.

Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

В соответствии с отчетом ОАО «Акрилат» за август 2010 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 8 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 5 человек, количество свободных рабочих мест, выделенных в счет квоты - 8. То есть, из 17 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, фактически заквотировано 13 рабочих мест.

Таким образом, ОАО «Акрилат» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов.

В данном случае Прокурор г. Дзержинска обращается в суд в защиту прав и законных интересов именно неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите не представляется возможным. Просит обязать ОАО «Акрилат» выделить (создать) в счет квоты 17 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

Помощник прокурора г.Дзержинска Жаровская И.А. в судебном заседании исковое заявление поддержала.

Представитель ответчика ОАО «Акрилат» по доверенности Сбитнев Д.Н в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснил, что в соответствии с ч1 ч. 4 ст. 4 закона Нижегородской области № 191-3 от 26.12.2007г. «О квотировании рабочих мест», квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их правовой формы и формы собственности и определяется в процентах от среднесписочной численности работников. Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2% а для работников, не достигших 18 лет -1%. В соответствии с вышеуказанным законом в ОАО «Акрилат» должно быть выделено (создано) 17 рабочих мест для трудоустройства инвалидов и лиц, не достигших возраста 18 лет. По состоянию на 1 января 2010г. в ОАО «Акрилат» в счет квоты уже работало 4 инвалида.

18.06.2010г. ОАО «Акрилат» было получено Представление об устранении нарушений законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов поданное Прокурором г. Дзержинска, в соответствии с которым ОАО «Акрилат» предписывалось выделить 17 рабочих мест в счет квоты для трудоустройства инвалидов и лиц, не достигших 18 лет.

В соответствии с вышеуказанным Представлением в августе 2010г. были проведены организационно-кадровые мероприятия, в результате которых было выделено еще 8 рабочих мест для трудоустройства в счет квоты (6 для инвалидов, 2 для работников, не достигших 18 лет.)

ОАО «Акрилат» в соответствии со ст. 7 закона Нижегородской области № 191-3 от 26.12.2007г. «О квотировании рабочих мест» своевременно предоставляет в центры занятости населения установленную законом информацию о выполнении квоты.

Также необходимо отметить, что ОАО «Акрилат» является вредным производством (фактическая численность работающих в тяжелых и вредных условиях труда работников составляет 390 человек, при среднесписочной численности работников 580 человек.), и крайне малое число инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации могут работать на вредном производстве, а в соответствии со ст. 265 ТК РФ работа несовершеннолетних при вредных и опасных условиях труда запрещена вообще. Все инвалиды и лица не достигшие 18 лет обратившиеся в ОАО «Акрилат» в поисках работы, при наличии возможности трудоустраиваются.

В настоящее время в ОАО «Акрилат» трудоустроены в счет квоты 5 инвалидов и 1 работник, не достигший 18 летнего возраста. Также в ОАО «Акрилат» в счет квоты выделено 7 свободных рабочих мест, т.е. в ОАО «Акрилат» в настоящий момент фактически заквотировано 13 рабочих мест. Учитывая то, что в настоящий момент заквотировано максимально возможное количество мест и выделение новых рабочих мест возможно только путем создания новых рабочих мест. При этом необходимо учитывать, что данные действия ОАО «Акрилат будут подпадать под изменение организационной и производственной структуры общества и находится в компетенции совета директоров ОАО «Акрилат», принятие решения на котором занимает продолжительное время. Также в судебном заседании пояснил, что процесс создания рабочих мест длительный, им нужен месяц

Представитель третьего лица ГУ «Центра занятости населения г.Дзержинска» Шевнина Л.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала.

Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 13 ФЗ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19.04.91 Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со ст.21 ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95 Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу ст.22 ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95 Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В силу ст.24 ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95 Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест» (далее - «Закон о квотировании») квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В соответствии с установленными квотами работодатели обязаны выделять (создавать) рабочие места для трудоустройства граждан.

Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

Так, судом установлено, что в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.04.2010 № 99 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2010 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2010 году в ОАО «Акрилат» в счет квоты составляет 17 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет (л.д.42-48). 11.05.2010г. ГУ «Центр занятости населения города Дзержинска» направил ответчику уведомление о создании в 2010г. в счет квоты 17 рабочих мест для инвалидов и граждан моложе 18 лет(л.д.24). 09.06.2010г. № ГУ «Центр занятости населения города Дзержинска» вынес предупреждение генеральному директору ОАО «Акрилат» за несоблюдение требований Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест» (л.д.7).

В соответствии с отчетами ОАО «Акрилат» за август и сентябрь 2010 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 13 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 5 человек (л.д.25,27). То есть, из 17 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, фактически заквотировано 13 рабочих мест. За предыдущие месяцы были заквотированны рабочие места на предприятии, на конец сентября количество свободных мест, выделенных (созданных) в счет квоты по состоянию на конец отчетного периода 7, в том числе для трудоустройства инвалидов 6; 6 граждан работаю на предприятии в счет квоты на конец отчетного периода, в том числе 5 инвалидов, 1 работник моложе 18 лет (л.д.25). Данные обстоятельства никем из сторон не оспариваются, подтверждены документально, а потому суд считает их установленными.

Прокурор г.Дзержинска просит обязать ОАО «Акрилат» выделить (создать) в счет квоты 17 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий. Суд находит данные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ ограничить гражданские права можно только федеральным законом и только при условии защиты конституционно-значимых ценностей. Поэтому полномочие по установлению квоты рабочих мест для инвалидов - это полномочие федерального уровня, оно должно быть решено федеральным законом. А вот механизм установления квоты и все другие детали могут быть предусмотрены, конкретизированы и детализированы в законе субъекта РФ. Законодательное регулирование вопроса о квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на региональном уровне должно базироваться на федеральной правовой норме об установлении квот рабочих мест для той или иной категории граждан.

Правовую основу квотирования рабочих мест для инвалидов составляют не только положения Конституции РФ и действующее федеральное законодательство, но и международно-правовые документы. Декларация о правах инвалидов, принятая 30-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, Конвенция МОТ N 59, принятая еще в 1983 г., Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г., предусматривают, что инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций. Государствам рекомендуется активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда.

Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.

Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Это следует из ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" о том, что "государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов".

На основании установленных квот и с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалиды могут работать у нанимателей с обычными условиями труда наравне с другими работниками, могут работать в специализированных организациях, в цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, а также заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью, не запрещенной законом. Для использования труда инвалидов с учетом потребностей инвалидов и местных особенностей создаются специализированные организации, цеха и участки. Для того чтобы применять труд инвалидов, работодателю зачастую необходимо не только изменить само рабочее место, где инвалид занимается производительным трудом, но и изменить отдельные элементы интерьера, которые могут быть неудобны для инвалидов. Кроме того, возможен и пересмотр служебных обязанностей и возможного графика работы под конкретные возможности конкретного сотрудника с инвалидностью. Рабочее место должно быть адаптированным для инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации.

Важнейшее направление социальной защиты состоит в том, чтобы инвалиды были конкурентоспособны на рынке труда. Установление квот для инвалидов обусловлено тем, что им гораздо тяжелее найти работу, нежели обычному гражданину. Государство заботится о том, чтобы крупные организации, прибыль которых является достаточной, принимали на работу инвалидов в количестве 2 - 4% работников.

В соответствии с п.3 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов…

Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Обоснованным считается отказ, если он произведен по причине несоответствия деловых качеств гражданина требованиям, предъявляемым к данной работе (опыт работы, возможность по состоянию здоровья выполнять такую работу и т.п.). Инвалидность не может служить отказом при приеме на работу, если по состоянию здоровья инвалида такая работа ему не противопоказана.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" работникам моложе 18 лет предоставляются льготы по квотированию рабочих мест для трудоустройства.

Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов, для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента.

(часть 2 в ред. Закона Нижегородской области от 01.07.2010 N 102-З)

Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривает, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

В соответствии с частью 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведением ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъекта Российской Федерации.

Таким образом, части 1 и 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест" в совокупности с положениями ч. 2 статьи 5 и части 2 статьи 11, частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", как раз и предусматривают реализацию прав ребенка на трудоустройство, квотирование рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Обязанность по выделению квот возложена на ответчика, имеющего более 100 рабочих мест (л.д.42) Федеральным законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95г., Законом Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест».О необходимости ее выполнения, в установленные законом сроки ответчику было достоверно известно(л.д.24) и данные обстоятельства ответчиком признаются.В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ суд принимает признание иска представителем ответчика в части.

Поскольку у ответчика создано в счет квоты 13 рабочих мест для инвалидов и лиц моложе 18 лет, суд считает возможным обязать ОАО «Акрилат» выделить (создать) в счет квоты 4 рабочих места для трудоустройства инвалидов, а также лиц моложе 18 лет.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливают ответчику, с учетом разумности, срок 1 месяц для совершения вышеуказанных действий.

Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворяются частично, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.2,3, Конституции РФ, ст. 12,45,55-56,67, 251,192-198 ГПК РФ, ФЗ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19.04.91г., ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95г., Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», судья

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Акрилат» выделить (создать) в счет квоты 4 рабочих места для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ОАО «Акрилат» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 2000 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья: Е.П. Бочарова

.