Решение по иску Саушкиной Н.М. к ГУ УПФ РФ о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-3695/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Силониной Н.Е. при секретаре Титеевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саушкиной Н.М. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,

У с т а н о в и л:

Саушкина Н.М. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 28.07.2010 г. она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. 18 августа 2010 г. уведомлением № ответчик уведомил ее о том, что при требуемом стаже работы по охране здоровья населения 30 лет продолжительность стажа истца по осуществлению медицинской деятельности на день обращения к ответчику составила 22 года 07 месяцев 15 дней. По мнению истца, ответчиком незаконно исключены следующие периоды работы истца в должностях среднего медицинского персонала:

с 01.10.1993 г. по 13.07.1995 г. работа в должности <данные изъяты> ясли-сад №, продолжительностью 01 лет 09 месяцев 12 дней;

с 12.02.1999 г. по 11.11.2002 г. работа в должности <данные изъяты> здравпункта ОАО <данные изъяты> продолжительностью 02 лет 09 месяцев 11 дней.

Просит обязать ГУ УПФ РФ по г.Дзержинску включить данные периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и в связи с тем, что на момент обращения за назначением пенсии общая продолжительность медицинской выслуги составила 32 года 06 месяцев 08 дней, просит обязать ГУ УПФ РФ по г.Дзержинску назначить ей досрочную трудовую пенсию за осуществление медицинской деятельности с 28.07.2010 года, а также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

В последствие Саушкина Н.М. представила уточненное исковое заявление, где указала общую продолжительность медицинской выслуги на день обращения за назначением пенсии 32 года 01 месяц 05 дней и уточнила место работы в период с 01.10.1993 г. по 13.07.1995 г. в должности <данные изъяты> ясли-сад №, а не №, как было ей указано ранее.

В судебном заседании Саушкина Н.М. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель истца Шаронов Н.И., допущенный к участию в деле по ходатайству истца в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что работа истца в должности <данные изъяты> ясли-сад № с 01.10.1993 г. по 13.07.1995 г. осуществлялась во время действия закона «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990 г., в соответствии с которым пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городскою типа и не менее 30 лет в городах. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии со ст. 81 Закона 340-1 от 20.11.1990 г. и Списками от 06.09.1991 г. № 464, правом на досрочную трудовую пенсию по охране здоровья населения пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В период действия Закона № 340-1 от 20.11.1990 г. и Списков от 06.09.1991 г. № 464 работа в должностях среднего медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях (детские дошкольные учреждения, к ними отнесены ясли-сад, детские сады и т.д.) давала право среднему медицинскому персоналу на досрочную пенсию за осуществление деятельности по охране здоровья населения. Так в инструкции Госкомстата РФ от 24.09.1992 г. № 156 «По учету платных услуг населению» детские дошкольные учреждения отнесены к лечебно-профилактическим. Необоснованно исключен ответчиком и период осуществления истцом медицинской деятельности по охране здоровья населения в период с 12.02.1999 г. по 11.11.2002 г. в должности <данные изъяты> здравпункта ОАО <данные изъяты> по причине того, что это не государственное и не муниципальное предприятие.

По мнению истца и его представителя на день обращения истца к ответчику о назначении ему досрочной трудовой пенсии (28.07.2010), трудовой стаж истца составил 32 года 01 месяц 05 дней и включает в себя следующие периоды:

с 24.08.1978 г. по 06.07.1983 г. в должности <данные изъяты> г. Дзержинска продолжительностью 07 лет 03 месяца 18 дней (в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 мес.);

с 14.07.1983 г. по 04.01.1987 г. в должности <данные изъяты> детский комбинат ясли-сад № продолжительностью 03 лет 06 месяцев 20 дней;

с 05.01.1987 г. по 13.07.1995 г. в должности <данные изъяты> ясли-сад № продолжительностью 08 лет 06 месяцев 08 дней;

с 21.09.1998 г. по 11.02.1999 г. в должности <данные изъяты> санаторий-профилактория <данные изъяты> продолжительностью 00 лет 05 месяцев 20 дней;

с 12.02.1999 г. по 01.07.2009 г. в должности <данные изъяты> здравпункта ОАО <данные изъяты> продолжительностью 11 лет 05 месяцев 19 дней;

с 22.07.2009г. по 28.07.2010 г. в должности <данные изъяты> МУЗ <данные изъяты> продолжительностью 00 год 09 месяцев 10 дней.

Представитель ответчика Михайлычева Е.Н. (по доверенности) с исковыми требованиями не согласна в полном объеме, пояснила, что 29.07.2010г. в УПФР по г. Дзержинску поступило заявление Саушкиной Н.М., от 23.07.2010г., в котором она просит рассмотреть вопрос о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости за осуществление медицинской деятельности. К данному заявлению были приложены документы: копия трудовой книжки; справки, уточняющие работу в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную рудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью. К заявлению Саушкиной Н.М. были приложены только копия трудовой книжки и документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Документ, удостоверяющий личность гражданина, справка о заработной плате и трудовая книжка, заверенная надлежащим образом либо подлинник, отсутствовали. Рассмотреть заявление Саушкиной Н.М. как заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью не представлялось возможным. Письменное заявление Саушкиной Н.М. от 23.07.2010г. поступило в УПФР 29.07.2010г. и было зарегистрировано в «Журнале регистрации писем, заявлений, жалоб граждан, поступающих в УПФР по г. Дзержинску». По данному заявлению дан письменный ответ, в котором на основании приложенных документов, сделан вывод о включении периодов работы в количестве 22 года 07 месяцев 15 дней, в том числе

с 24.08.1978г. по 06.07.83г. в качестве <данные изъяты>,

с 14.07.1983г. по 04.01.1987г. в качестве <данные изъяты> детского комбината №;

с 05.01.1987г. по 30.09.1993г. в качестве <данные изъяты> яслей-сада №;

с 21.09.1998г. по 11.02.1999г. в качестве <данные изъяты> санатория-профилактория <данные изъяты>

с 12.11.2002г. по 01.07.2009г. в качестве <данные изъяты> здравпункта ОАО <данные изъяты>

с 22.07.2009г. по 29.07.2010г. в качестве <данные изъяты> стоматологической поликлиники. В ответе содержится информация о том, что из указанной продолжительности специального стажа подлежат исключению периоды административных отпусков, курсов повышения квалификации.

Не подлежат включению в специальный стаж период работы в качестве <данные изъяты> учреждения «ясли-сад» № с 01.10.1993г. по 13.07.1995г., а также период с 12.02.1999г. по 01.07.2009г. в ОАО <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> здравпункта в связи с тем, что Правила, в соответствии с которыми в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, возможно включить периоды работы в структурных подразделениях предприятий, не являющихся государственными или муниципальными, вступили в силу с 12.11.2002г. На основании изложенного и в связи с тем, что истцом не выработан установленный законом специальный трудовой стаж 30 лет, в удовлетворении заявления просит отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела, установив юридически значимые по делу обстоятельства, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования Саушкиной Н.М. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту… и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

На основании п.п.1, 2 ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 вышеуказанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Саушкина Н.М. обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Дзержинску с заявлением от 23.07.2010г. о назначении досрочной трудовой пенсии за медицинскую деятельность, приложив заверенную по месту работы копию трудовой книжки, справки, уточняющие работу в должностях и учреждениях от 27.04.09 №, от 28.10.08 №, от 21.05.09 №, от 21.05.09 №, от 29.12.09 №, от 21.07.10 № (л.д.42-52). Данный пакет документов направлен Саушкиной Н.М. ценным письмом с уведомлением 26.07.2010 и получен ответчиком 28.07.2010, что следует из уведомления (л.д.41).

Письмом ГУ УПФ РФ по г.Дзержинску от 18.08.2010 № Саушкиной Н.М. сообщено о периодах работы, подлежащих включению в специальный стаж, который составил 22 года 7 месяцев 15 дней, а также неучтенных: в том числе период работы в должности <данные изъяты> яслей-сада № с 01.10.1993г. по 13.07.1995г., а также период с 12.02.1999г. по 11.11.2002г. в ОАО <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> здравпункта (л.д.7).

Согласно трудовой книжки Саушкина Н.М. работала в <данные изъяты> № с 05.01.1987 по 13.07.1995 в должности <данные изъяты> (л.д.16).

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и которым были предусмотрены должность «медицинская сестра» и наименование учреждения «детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады». Данное Постановление Совета Министров СССР утратило силу с 01.10.1993 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой». В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991г., который действовал до 01.11.99г., а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09,1999г.. действовавший и применявшийся до 29.10.2002г. ясли-сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили к качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г, дошкольные детские учреждения и школы также включены не были.

Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, тем самым, период работы Саушкиной Н.М. после 01.10.1993г. в должности <данные изъяты> в ясли-сад № включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежит.

Однако суд не может согласиться с позицией ответчика относительно периода работы Саушкиной Н.М. в должности <данные изъяты> в ОАО <данные изъяты>

Как установлено судом, в период с 12.02.1999г. по 01.07.2009г. Саушкина Н.М. работала в ОАО <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> заводского медпункта (с 12.02.1999 по 01.04.2002) и <данные изъяты> здравпункта (с 02.04.2002 по 01.07.2009) (л.д.14,18). Как указано в письме от 18.08.2010г. период работы Саушкиной Н.М. с 12.02.1999г. по 11.11.2002г. не учтен в связи с тем, что Правила, в соответствии с которыми в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, возможно включить периоды работы в структурных подразделениях предприятий, не являющихся государственными или муниципальными, вступили в силу с 12.11.2002г.

Как разъяснил Пленум ВС РФ в постановлении от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж, в том числе лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон РФ от 29.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. …до установления соответствующего правового механизма лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. (п.10).

Суд считает, что исковые требования истца в части включения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в ОАО <данные изъяты> с 12.02.1999г. по 11.11.2002г. подлежат удовлетворению.

Суд, проверив расчет специального стажа на 28.07.2010, представленный истцом, а также представителем ответчика не находит оснований для удовлетворения исковых требований Саушкиной Н.М. о назначении досрочной трудовой пенсии с 28.07.2010, в связи с отсутствием требуемого стажа 30 лет.

Рассчитав стаж истца в соответствии с действующими на момент осуществления трудовой деятельности нормами и правилами, суд приходит к выводу о том, что специальный стаж истца на 28.07.2010 составляет 26 лет 08 месяцев 13 дней. Доводы представителя истца о том, что период работы с 24.08.1978 по 06.07.1983 в данном случае необходимо исчислять в льготном исчислении судом не принимаются, поскольку действующим в тот период законодательством (постановление Совета Министров ССС от 17.12.1959 № 1397) льготное исчисление стажа работникам здравоохранения применялось только в случае, если работа протекала в сельской местности или поселке городского типа.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Поскольку исковые требования Саушкиной Н.М. удовлетворены частично, с ответчика следует взыскать в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Саушкиной Надежды Михайловны к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии, взыскании расходов по уплате государственной пошлины удовлетворить частично.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области включить в стаж Саушкиной Надежды Михайловны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы с 12.02.1999 по 11.11.2002 в ОАО <данные изъяты>

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области в пользу Саушкиной Надежды Михайловны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб.

В остальной части заявленных требований Саушкиной Надежде Михайловне отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Федеральный судья Н.Е.Силонина