Дело № 2-3919/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием прокурора Жаровской И.А., представителя ответчика Костюнина А.Б., представителя третьего лица Шевниной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Дзержинский Мясокомбинат» об обязании выделить рабочие места,
Установил:
Прокурор г.Дзержинска обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Дзержинский мясокомбинат» об обязании выделить в счет квоты 23 рабочих места для трудоустройства, мотивируя тем, что в ходе проверки установлено, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы ежегодно в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона. В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.04.2010 года № 99 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2010 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2010 году в ОАО «Дзержинский мясокомбинат» в счет квоты составляет 23 человека с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет. Согласно ч. 2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан. В соответствии с отчетом ОАО «Дзержинский мясокомбинат» за январь - август 2010 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 6 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 6 человек. То есть, из 23 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также работников моложе 18 лет, включая детей - сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, фактически заквотировано 6 рабочих мест. Таким образом, ОАО «Дзержинский мясокомбинат» были нарушены положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов. Просит обязать ответчика выделить (создать) в счет квоты 23 рабочих места для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик представитель Открытого акционерного общества «Дзержинский мясокомбинат» в лице его директора Костюнина А.Б. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что до сведения организации необходимость квотирования рабочих мест была доведена, однако в силу объективных причин выполнить требования по установлению квот не могут, поскольку свободных рабочих мест в организации нет, рабочие места не высвобождаются, многие производства в организации тяжелые, на которые не могут быть приняты инвалиды и лица моложе 18 лет в связи с условиями труда. Как только появляется возможность, то они предоставляют рабочие места инвалидам, о чем уведомляют Центр занятости, но смогли выделить лишь 6 рабочих мест. Для создания новых рабочих мест так же нужны организационные и финансовые возможности, которых у предприятия нет. Срок для выполнения законодательства нужен большой, не менее 1 года.
Представитель третьего лица ГУ «Центра занятости населения г. Дзержинска» по доверенности Шевнина Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что приказ о квотировании рабочих мест был доведен до сведения ОАО «Дзержинский мясокомбинат» своевременно - 01.12.2009 года. На выполнение закона у предприятия было три месяца, но в результате под квоту было выделено лишь 6 рабочих мест. Такая ситуация с ОАО «Дзержинский мясокомбинат» повторяется из года в год, закон не выполняется. Кроме того, для разъяснения выполнения закона в Центре занятости с руководителями предприятий проводятся ежемесячные совещания, но ситуация не меняется. У ответчика создано 6 рабочих мест вместо 23.
Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государством обеспечиваются дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействии занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. ст. 21, 22) установлена квота для приема на работу инвалидов, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентном отношении к среднесписочной численности работников, но не мене 2 и не более 4 процентов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В силу статьи 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно статье 24 вышеназванного Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов обязаны: создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов; создать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В связи с тем, что инвалиды являются одной из самых малозащищенных категорий граждан Российской Федерации, государством принимаются законодательные акты, направленные на установление дополнительных гарантий защиты их прав, в том числе, прав на труд.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона № 1032-1 от 19.04.91 года «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-З «О квотировании рабочих мест», квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников.
Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 статьи 4.
В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.04.2010 года № 99 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2010 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2010 году в ОАО «Дзержинский мясокомбинат» в счет квоты составляет 23 человека с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-З «О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения, указанного в части 4 ст.4 выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.
Установление квоты для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения.
Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов, для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента (часть 2 в ред. Закона Нижегородской области от 01.07.2010 года № 102-З).
Судом установлено, что в соответствии с отчетом ОАО «Дзержинский мясокомбинат» за январь - август 2010 года, количество фактически заквотированных мест в отчетом периоде рабочих мест - 6 единиц, численность граждан работающих в счет квоты - 6 человек, то есть организация в пределах установленной квоты обязана дополнительно создать или выделить 17 рабочих мест для трудоустройства инвалидов лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Обязанность по выделению квот возложена на ответчика, имеющего более 100 рабочих мест, на основании Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и изданного в их исполнение приказа Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.01.2010 года № 99 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2010 год», Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест». О необходимости ее выполнения, в установленные законом сроки ответчику было достоверно известно и данные обстоятельства ответчиком признаются.
Таким образом, в нарушение законодательства ОАО «Дзержинский мясокомбинат» не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов и лиц моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в пределах установленной квоты. ОАО «Дзержинский мясокомбинат» нарушает право неопределенного круга инвалидов, а также лиц моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на трудоустройство.
Ссылка представителя ответчика на тяжелые в настоящее время условия труда, а также невозможности создания 23 рабочих мест в пределах установленной квоты, в связи с отсутствием свободных мест, суд не принимает во внимание, поскольку положения Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и изданного в их исполнение приказа Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.01.2010 года № 99 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2010 год», на ОАО «Дзержинский мясокомбинат» возложена обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов независимо от каких-либо причин, в том числе, тяжелого финансового или иного положения предприятия.
При таких обстоятельствах, требования прокурора г. Дзержинска подлежат удовлетворению частично, с возложением на ОАО «Дзержинский мясокомбинат» обязанности по созданию 17 рабочих мест для приема на работу инвалидов, а также работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в пределах установленной квоты, в связи с тем, что у ответчика в настоящее время в счет квоты создано 6 рабочих мест для инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии со действия" target="blank" data-id="12875">ст. 206 ГПК РФ, учитывая разумность сроков, рассмотрение дела об обязании выделения (создания) 23 рабочих мест по количеству в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.04.2010 года № 99 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2010 год», суд полагает необходимым установить ОАО «Дзержинский мясокомбинат» срок для совершения вышеуказанных действий в один месяц.
На основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать госпошлину в госдоход в размере 4000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Дзержинский Мясокомбинат» выделить (создать) в счет квоты 17 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ОАО «Дзержинский Мясокомбинат» госпошлину в госдоход в размере 4000 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья п.п. Н.А.Воробьева
Копия верна:
Судья Н.А.Воробьева
Секретарь: Е.А.Андрианова