Решение по иску Абрамовой Л.П. к ГУ УПФ РФ по г. Дзержинску о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью



Дело № 2-3779/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 октября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,

с участием истца Абрамовой Л.П., представителя ответчика Михайлычевой Е.Н.,

при секретаре Андриановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовой Ларисы Петровны к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью,

Установил:

Истец обратилась с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что имеет медицинский стаж работы с учетом льготного исчисления 31 год 3 месяца 24 дня. В соответствии со статьей 81 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. 31.03.2010 года истцом было направлено заявление ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. В своем ответе от 04.05.2010 года ответчик указал, что стаж истца составляет 21 год 3 месяца 29 дней. Данный ответ расценен истцом как отказ в назначении досрочной трудовой пенсии, с чем не согласна. Из подсчета специального стажа исключен период с 19.08.1993 года по 30.05.2002 года в санатории-профилактории <данные изъяты> ОАО <данные изъяты>, ответчик ссылается на Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в соответствии с которыми назначается досрочная трудовая пенсия по старости в связи с лечебной деятельностью, в которых наименование учреждения «санаторий-профилакторий» не предусмотрено. В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются в правоотношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Спорные правоотношения возникли в период с 19.08.1993 года по 30.05.2002 года. Постановление Правительства РФ является не законом, а подзаконным актом, поэтому указанные ответчиком Правила и Перечни действуют только с момента их принятия, то есть с 2002 года, следовательно, Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года не может применяться к указанным правоотношениям, необходимо применить нормы Постановления Правительства Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года. Ответчик так же указывает, что санатории-профилактории были представлены Списками должностей и учреждений, действующих до 01.11.1999 года при наличии Устава и Свидетельства о государственной регистрации. В соответствии с действующим законодательством к правоотношениям, возникшим в указанный период, должно применяться Постановление Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года. В указанном постановлении не указано, что санатории-профилактории предусмотрены Списками должностей и учреждений только как самостоятельные юридические лица - «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности». Просит обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с 19.08.1993 года по 30.05.2002 года, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения с 31.03.2010 года.

В судебном заседании истец Абрамова Л.П. исковые требования поддержала, пояснила, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П возможна оценка пенсионных прав в соответствии с ранее действовавшим законодательством, поэтому ее стаж должен оцениваться в соответствии с ранее действующим законодательством. До 01.11.1999 года Постановление Правительства РФ № 1066 не действовало, поэтому до этого времени должно быть применено Постановление Совета Министров РСФСР № 464. После этого времени следует учитывать, что она так же занималась лечебной деятельностью, санаторий имел лицензию на осуществление медицинской деятельности, профиль лечения разный, были заезды профилактического лечения, заезды лечения опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистых заболеваний.

Представитель ответчика по доверенности Михайлычева Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердив изложенные в отзыве обстоятельства, согласно которому, пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения устанавливается при специальном стаже не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Кроме того, при определении права на трудовую пенсию можно руководствоваться постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2002 года № 2-П, согласно которому исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ может производиться по нормам действующего на 31.12.2001 года правового регулирования. В этой связи, при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам за период работы до 01.11.1999 года могут применяться нормы постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464, за период с 01.11.1999 года - постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, а за периоды работы после 12.11.2002 года - постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Списками Совета Министров РСФСР № 464, действовавшими до 01.11.1999 года были предусмотрены санатории-профилактории. Однако в связи с введением в действие Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года все учреждения здравоохранения должны иметь статус юридического лица. С 19.08.1993 года статус юридического лица может подтверждаться Уставом учреждения, с 01.01.1995 года Уставом и свидетельством о государственной регистрации. Для учреждений, созданных до 08.12.1994 года (даты введения в действия главы 4 ГК РФ), и не зарегистрировавших статус юридического лица, достаточно подтвердить наличие признаков юрлица, например: обособленное имущество, самостоятельный баланс или смета, право самостоятельного приема на работу или увольнения и т.д. Списками, утв. Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года санатории-профилактории не предусмотрены. Пункт 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, предусматривает возможность включения в специальный стаж периодов работы в учреждениях, не обладающих статусом юридического лица, если они являются структурными подразделениями государственных, муниципальных учреждений или акционерных обществ. Однако в данном перечне структурных подразделений санатории-профилактории не предусмотрены. Поэтому период работы истца с 19.08.1993 года по 30.05.2002 года в должности <данные изъяты> санатория-профилактория <данные изъяты> не были включены в специальный стаж, при требуемом стаже 30 лет стаж истца составляет 21 год 3 месяца 29 дней.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что 31.03.2010 года истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Дзержинску Нижегородской области истцу отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. При этом указано, что специальный стаж истца при требуемом стаже 30 лет составляет 21 год 3 месяца 29 дней, из подсчета специального стажа исключен период работы истца с 19.08.1993 года по 30.05.2002 года в санатории-профилактории <данные изъяты> ОАО <данные изъяты>. В этой связи указано, что наименование учреждения «санаторий-профилакторий» предусмотрено только Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, действие которого распространяется на периоды до 01.11.1999 года, при этом с 19.08.1993 года должен быть подтвержден статус учреждения здравоохранения как юридического лица, санаторий-профилакторий <данные изъяты> являлся структурным учреждением ОАО <данные изъяты>, то есть не являлся самостоятельным учреждением.

Истец просит включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с 19.08.1993 года по 30.05.2002 года в санатории-профилактории <данные изъяты> ОАО <данные изъяты>.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

На основании п.п.1, 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 данного Закона, Спискисоответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ранее действовавшая редакция п.п. 11 п. 1 и п. 3 статьи 28 указанного Закона предусматривала аналогичные нормы.

29.10.2002 года Постановлением Правительства РФ № 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствие с п.п. 11 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы при назначении такой пенсии.

Из трудовой книжки истца усматривается, что 02.02.1993 года она была принята на должность <данные изъяты> в санаторий-профилакторий <данные изъяты> Дзержинского акционерного общества <данные изъяты> и 30.05.2002 года была уволена в связи с сокращением штатов.

Согласно справке, уточняющей работу в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, №15 от 27.01.2010 года, выданной ОАО <данные изъяты>, истец в период с 02.02.1993 года по 30.05.2002 года работала в качестве <данные изъяты> в санатории-профилактории <данные изъяты> ОАО <данные изъяты>. Стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составляет 09 лет 03 месяца 28 дней.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

В период работы истца в санатории-профилактории <данные изъяты> ОАО <данные изъяты> действовали различные Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» был утвержден новый Список, в котором были указаны конкретные наименования должностей, и предусмотрено, что после 1 ноября 1999 года правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи и средний медицинский персонал, в том числе и <данные изъяты> в учреждении «санаторий (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 так же предусмотрено, что правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи и средний медицинский персонал, в том числе и <данные изъяты> в учреждении «санаторий (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

Таким образом, работа истца, осуществляемая до 1 ноября 1999 года, подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, поскольку по указанному Списку в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом наличие в наименовании указанных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность, статуса юридического лица не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Пенсия за выслугу лет медицинским работникам в данном случае назначалась в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых истец осуществлял трудовую деятельность. Из лицензии от 05.10.1995 года, выданной Единой медицинской лицензионно-аккредитационной комиссии по Нижегородской области следует, что разрешено осуществление медицинской деятельности именно санаторию-профилакторию <данные изъяты> АО <данные изъяты>.

Списки, действующие в период работы истца после 01 ноября 1999 года, не включают медицинское учреждение в виде санатория-профилактория общего (многопрофильного) типа.

Положения Трудового кодекса РФ условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости не регулируют, а соответствующие Списки, действующие с 01 ноября 1999 года, были утверждены Правительством РФ в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение прав граждан.

В материалы дела не представлено доказательств, что истец в период после 01 ноября 1999 года в должности <данные изъяты> осуществляла работу в санатории, в котором лечение производилось по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списков, действующих после указанной даты.

При указанных обстоятельствах, период работы истца <данные изъяты> в санатории-профилактории <данные изъяты> ОАО <данные изъяты> с 19.08.1993 года по 31.10.1999 года подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью. Отказ ответчика включить период работы истца в указанной должности в этом же учреждении после 01.11.1999 года является правомерным.

На дату обращения истца в Управление Пенсионного фонда, согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, специальный стаж истца, учтенный ответчиком на 31.03.2010 года, составил 21 год 3 месяца 29 дней. Как установлено судом, период работы истца с 19.08.1993 года по 31.10.1999 года не обоснованно исключен из специального стажа истца для назначения досрочной трудовой пенсии.

Однако на 31.03.2010 года с учетом включенных судом периодов истцом не был выработан стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью - 30 лет, в связи с чем, суд считает требование истца о назначении ей пенсии с указанного времени не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования Абрамовой Ларисы Петровны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области включить в стаж Абрамовой Ларисы Петровны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с 19.08.1993 года по 31.10.1999 года в санатории-профилактории <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Дзержинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: п.п. Н.А.Воробьева

Копия верна:

Судья: Н.А.Воробьева

Секретарь: Е.А.Андрианова