Дело № 2- 4294 / 2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2010 г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе судьи Широковой Т.П., при секретаре Соколовой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ЗАО «Доверие» о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя,
у с т а н о в и л :
Заявитель ЗАО «Доверие» обратился в суд с указанным заявлением. В обоснование доводов указал следующее. 11.10.2010 г. в адрес взыскателя ЗАО «Доверие» поступило постановление от 31.05.2010 г. судебного пристава-исполнителя Гусева С.А. о возбуждении исполнительного производства № о взыскании с должника ФИО1 суммы 40673 руб. 95 коп., на основании исполнительного документа № от 24.03.10г.
ЗАО «Доверие» полагает, что бездействие судебного пристава-исполнителя является незаконным, то есть не основанном на нормах Федерального законодательства, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения.
Под бездействием, взыскатель понимает неисполнение органом государственной власти, должностным лицом, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
В результате незаконного бездействия, нарушены права и свободы взыскателя гарантированные Конституцией России, а именно, нарушены права на судебную защиту, права взыскателя на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступившего в законную силу судебного решения о взыскании долга.
В соответствии со ст.5 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются ФЗ-229, а также, ФЗ-118 "О судебных приставах".
В соответствии со ст.1 ФЗ-229, закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а в ст.2 ФЗ-229, законодателем определена единственная задача исполнительного производства. Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Обязанности судебного пристава-исполнителя четко и не двусмысленно прописаны в ч.1 ст. 12 ФЗ-118, заключающиеся в следующем.
В процессе принудительного исполнения судебных актов, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
На основании требования ч.1 ст. 14 ФЗ-229, судебный пристав-исполнитель, обязан любые решения по вопросам исполнительного производства со дня предъявления исполнительного документа к исполнению оформлять постановлениями.
В ст. З0 ФЗ-229 законодателем установлен порядок и процессуальные сроки процедуры возбуждения исполнительного производства, по понятным причинам обязательные для исполнения приставом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику,а также в суд, выдавшим исполнительный документ.
Однако, судебный пристав-исполнитель, в результате незаконного бездействия, направил копии постановления не на следующий день, то есть 01.06.10 г., а через 130 дней - 8.10.10 г., лишив тем самым права сторон обжаловать его решение в установленные процессуальные сроки.
ЗАО «Доверие» полагает, что нарушение процессуальных сроков и процессуального права взыскателя на 130 дней, являются бездействием не законным и не разумным, в конституционно-правовом смысле, буквально толкуя норму права.
Перечень исполнительных действий для судебного пристава-исполнителя установлены в ст.64 ФЗ-229, в том числе включающей и п. 17, совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Сроки проведения исполнительных действий, установлены в нормах ст. 36 ФЗ-229. буквально требующих от судебного пристава-исполнителя, в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, ежедневных исполнительных действий и применения к должнику мер принудительного характера, если исполнительное производство, не приостановлено, действия не отложены, должникуне предоставлена отсрочка или рассрочка.
Меры принудительного исполнения, ст.68 ФЗ-229, это действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в томчисле денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если установлен срок для добровольного исполнения, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Как следует из п.2 постановления о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель установил должнику срок для добровольного исполнения в 5 дней, следовательно, пристав незаконно бездействовал в течении 130 дней с 01.06.10 по 08.10.10, не проводил исполнительных действий не принимал меры принудительного характера, не совершал иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа.
В противном случае, действия судебного пристава-исполнителя были бы отражены в постановлениях и в фактическом исполнении судебного решения, однако, никаких других постановлений от пристава в адрес взыскателя не поступало.
"При осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи б Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки...
Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Постановление Пленума Верховного Суда России, № 2 от 10 февраля 2009 г., «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», указывает, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся:
соблюдение срока обращения с заявлением в суд;
законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия);
Заявитель просит признать бездействие судебного пристава-исполнителя Гусева С.А. незаконным; Обязать судебного пристава-исполнителя Гусева С.А. или другое должностное лицо, на исполнении которого находится исполнительный документ, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод ЗАО «Доверие» или препятствие к осуществлению его прав и свобод.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительным, пропущенный срок может быть восстановлен.
В связи с тем, что судебным приставом-исполнителем Дзержинского МРО УФССП РФ по НО, Гусевым С.А. постановление от 31.05.10, фактически было отправлено 08.10.10. поступило в почтовое отделение 09.10.10, в субботу, а фактически поступило в адрес взыскателя 11.10.10 года, в понедельник, что подтверждается отметкой почтового отделения на конверте.
ЗАО «Доверие» подано заявление в суд на незаконные действия судебного пристава-исполнителя, однако, на день его подачи в суд срок обжалования истек.
Полагает, что срок подачи пропущен ЗАО «Доверие» по уважительной причине.
Срок на подачу заявления начинает течь с момента фактического получения взыскателем постановления, а поскольку с момента получения постановления ЗАО «Доверие» и до момента подачи заявления в суд прошло менее 10 дней, полагаю, что процессуальный срок на обжалование пропущен по уважительной причине.
Заявитель просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу заявления ЗАО «Доверие» об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя Дзержинского РО УФССП РФ по НО. Гусева С.А..
Представитель ЗАО «Доверие» в суд не явился. В письменном заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель Дзержинского межрайонного отдела УФССП РФ по Нижегородской области Гусев С.А. находит заявление не подлежащим удовлетворению. В обоснование доводов указал следующее.
31.05.2010 г. судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства. Судебным приставом-исполнителем вынесены запросы в соответствующие органы и кредитные организации для выявления имущественного положения должника. По удаленной базе через отдел розыска стало известно, что за должником не зарегистрировано имущество в ГИМС, Ростехнодзор, Гостехнадзор.
Получен ответ из ОСБ России - у должника отсутствуют лицевые счета.
Получен ответ из ТФОМС - сведения о должнике отсутствуют.
25.10.2010г. судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление об обращении взыскания на заработную плату должника и направленно для исполнения в ИП ФИО2 по адресу: Адрес1.
Таким образом, бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя не было, исполнительные действия в соответствии со ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» не совершались.
Что касается требования обязать устранить нарушения в части не направления постановления о возбуждении, то оно уже взыскательным получено, о чем он указал в заявлении, что касается иных нарушений прав и свобод взыскателя, то таких со стороны судебного пристава-исполнителя Гусева С.А. не допущено.Основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
Должник ФИО1, представитель УФССП по Нижегородской области в суд не явились, извещены.
Суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59 - 61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 254 ГПК РФ - Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как разъяснено п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - к бездействию относится неисполнение должностным лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого лица.
В силу ст.441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно абзацу 2, 4 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
В силу ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года - Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.
5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи и частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.
10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
12. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
13. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.
14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:
1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи;
2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;
3) о восстановлении на работе;
4) об административном приостановлении деятельности;
5) о конфискации имущества;
6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах.
15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.
16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.
Судом установлено из материалов дела, в том числе исполнительного производства, что судебным приставом-исполнителем Гусевым С.А. 31.05.2010 г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № о взыскании с должника ФИО1 в пользу взыскателя ЗАО «Доверие» суммы 40673 руб. 95 коп., на основании исполнительного документа № от 24.03.10 г.
11.10.2010 г. в адрес взыскателя ЗАО «Доверие» поступила копия постановления от 31.05.2010 г.
Каких-либо сведений о направлении судебным приставом-исполнителем взыскателю ЗАО «Доверие» копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2010 г. в срок до 11.10.2010 г. во исполнение п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» не имеется.
Установлено, что в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем сделаны запросы в соответствующие органы и кредитные организации для выявления имущественного положения должника, и было установлено, что за должником не зарегистрировано имущество в ГИМС, Ростехнодзор, Гостехнадзор.
Получен ответ из ОСБ России - у должника отсутствуют лицевые счета.
Получен ответ из ТФОМС - сведения о должнике отсутствуют.
25.10.2010г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника и направленно для исполнения в ИП ФИО2 по адресу: Адрес1.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, судом установлено, что бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в не направлении взыскателю ЗАО «Доверие» копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2010 г. в течение 130 дней с 01.06.10 г. по 08.10.10 г., нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует вышеприведенному закону.
При указанных обстоятельствах, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление ЗАО «Доверие», следует признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Дзержинского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области Гусева Сергея Александровича в отношении нарушения сроков направления взыскателю ЗАО «Доверие» копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2010 г.
Суд считает возможным восстановить заявителю срок для обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительным, пропущенный срок может быть восстановлен.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что судебным приставом-исполнителем проведены действия по направлению копии постановления в адрес взыскателя, то имеются основания для восстановления заявителю процессуального срока.
Поскольку судом установлено, что копию постановления о возбуждении исполнительного производства взыскатель ЗАО «Доверие» получил 11.10.2010 г. ( на что указано взыскателем в заявлении об оспаривании бездействия), то суд полагает, что следует обязать судебного пристава-исполнителя Гусева С.А. устранить препятствие к осуществлению прав и свобод ЗАО «Доверие» путем направления взыскателю ЗАО «Доверие» копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2010 г. Следует считать решение суда в этой части исполненным.
Руководствуясь ст. 441 ГПК РФ, Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным Законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», суд
Р е ш и л :
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Дзержинского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области Гусева Сергея Александровича в отношении нарушения сроков направления взыскателю ЗАО «Доверие» копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2010 г.
Обязать судебного пристава-исполнителя Гусева С.А. устранить препятствие к осуществлению прав и свобод ЗАО «Доверие» путем направления взыскателю ЗАО «Доверие» копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2010 г. Считать решение суда в этой части исполненным.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд.
Судья п/п Т.П.Широкова
Копия верна. Судья: Секретарь: