Решение по иску Суминой Т.Б. к Администрации г. Дзержинска, Мадгапуровой Е.Д. об установлении фактов, о признании права собственности на наследственное имущество



Дело № 2-3384/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области

в составепредседательствующего федерального судьи Бочаровой Е.П.,

при секретаре Мякининой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суминой Татьяны Борисовны к Администрации г. Дзержинска, Мадгапуровой Елене Дмитриевне об установлении фактов, о признании права собственности на наследственное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Сумина Т.Б. обратилась в суд с указанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ г. умерла ее мать, ФИО1, после смерти которой открылось наследство в виде 3/7 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> доли в праве общей долевой собственности на данный жилой дом принадлежали на праве собственности ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ г. Данной долей жилого дома в настоящее время пользуется Мадгапурова Е.Д. После смерти матери она, истец, фактически приняла открывшееся наследство, однако за оформлением своих наследственных прав в установленный законом шестимесячный срок в нотариальную контору не обратилась. В связи с изложенным истец просит суд установить факт владения и пользования на праве собственности 3/7 долями в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом при жизни ФИО1, установить факт принятия ей, Суминой Т.Б., наследства после смерти матери, признать за ней право собственности на указанную долю жилого дома в порядке наследования.

В судебном заседании представитель истца по доверенности и ордеру, адвокат Андрианова Р.В., заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации г. Дзержинска, Щетинин Е.Н., в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что жилой пристрой литер А4, в составе домовладения, является самовольной постройкой. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт без получения разрешения означают факт самовольной постройки, что влечет определенные правовые последствия для лица, осуществившего такое строительство, реконструкцию или капитальный ремонт. Таким образом, возведенный жилой пристрой А4 к жилому дому, площадь которого входит в площадь (общую и жилую) жилого дома является самовольной реконструкцией объекта капитального строительства.

Ответчик Мадгапурова Е.Д. в судебное заседание не явилась, передала телефонограмму, где с исковыми требованиями согласна,просила рассмотреть дело в ее отсутствие,что суд считает возможным.

Представитель третьего лица УФСГРКК по Нижегородской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, где указал, что 15.05.10г. Сумина Т.Б. обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный дом, представила решение Дзержинского городского суда от 20.07.09г. по делу №, также представила кадастровый паспорт от 21.04.10г., согласно которого указанный дом имеет общую площадь 135,3 кв.м. и состоит из строений под литерами А,А1,А2,А3,А4, причем площадью 3,3 кв.м. литер А4 является самовольно возведенным. Поскольку самовольно возведенный пристрой а4, а также пристрои А2,А3 функционально связаны с основным строением (литер А,А1) и представляют собой единый объект недвижимого имущества - жилой дом под литерами А,А1,А2,А3,А4 право собственности на жилой дом общей площадью 135,3 кв.м., либо на жилой дом площадью 131,7 кв.м. не могло быть зарегистрировано за Суминой Т.Б., т.к. лица, осуществившие самовольную постройку, не приобретают на нее право собственности. Просит дело рассмотреть в их отсутствие, что суд считает возможным.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив и проверив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ст. 209 ГК РФсобственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 218 ГК РФ Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом…Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, после смерти которой открылось наследство в виде 3/7 долей в праве общей долевой собственности на домовладение №, расположенное по <адрес>. Первоначально ФИО1 на основании договора купли-продажи от 26.12.1972 г. приобрела в собственность 2/3 доли жилого дома по указанному адресу, 14.09.1982 г. между ней и собственником 1/3 доли данного жилого дома, ФИО2, был заключен договор о перераспределении долей в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, в соответствии с которым сторонами было установлено, что ФИО1 принадлежит 3/7 доли в праве общей долевой собственности на данный жилой дом общеполезной площадью 108,0 кв.м., в том числе жилой площадью 78,5 кв.м., при этом в ее пользование поступила северная часть дома, состоящая из жилой комнаты, выходящей двумя окнами на запад, из жилой комнаты размером 3,30 кв.м. без окон, из жилой комнаты размером 14,9 кв.м., выходящей двумя окнами на север, из жилой комнаты площадью 3,8 кв.м., выходящей одним окном на запад, одним окном на север, из кухни размером 1,9 кв.м. без окон, из кухни, выходящей одним окном на север, одним окном на восток, сарая под литером «Б». Право собственности ФИО1 на 3/7 доли указанного жилого дома было зарегистрировано в БТИ г. Дзержинска. На основании решения исполкома Дзержинского районного Совета народных депутатов от 10.02.1984 г. № ФИО1 было разрешено возвести жилой кирпичный пристрой к 3/7 долям жилого дома и считать домовладение полезной площадью 131,3 кв.м., жилой площадью 99,9 кв.м., в том числе с учетом пристроя, возведенного ФИО1, площадью 32,1 кв.м. Наследником имущества умершей первой очереди является ее дочь, Сумина Т.Б., которая со дня смерти матери стала пользоваться принадлежащей ей долей жилого дома и нести все расходы по ее содержанию, то есть совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства, однако в нотариальную контору за оформлением своих наследственных прав не обратилась. В настоящее время истцу необходимо оформить свои наследственные права на указанную долю жилого дома.

Установлено, что по данным БТИ полезная площадь домовладения составляла 131,70 кв.м. При обмере и составлении технического паспорта площадь домовладения составила 135,3 кв.м. Судом установлено, что площадь домовладения изменилась за счет сноса перегородок в помещении № пл.0,30 кв.м.,за счет самовольного пристроя литА4 площадью 3,3 кв.м. - поскольку при установке газового оборудования была снесена печка голландка, т.к. газовое оборудование занимает значительно меньше места, что в итоге и привело к увеличению площади строения на 3,3 кв.м. Изложенное подтверждается планом строения за 1984 год, решение исполкома № от 10.02.84, кадастровым паспортом в котором указана общая площадь домовладения 135,3 кв.м. В соответствии с техническим паспортом от 12.02.2010г. на индивидуальный жилой дом, представленным истцом в материалы дела в состав индивидуального жилого дома № входит литер А - жилой дом полезной площади 36,6 кв.м., А1 - жилой пристрой полезной площадью 32,1 кв.м., А2 - жилой пристрой полезной площадью 17,2 кв.м., А 3 - жилой пристрой полезной площадью 45,7 кв.м., А4 - жилой пристрой полезной площадью 3,3 кв.м. Согласно заключения № Агентства политехнических экспертиз - нежилое помещение представляет собой изолированный объект недвижимости, предназначенный и пригодный для производственных или других целей, кроме целей постоянного проживания, по группе капитальности А4; по строительным, конструктивным и технологическим свойствам нежилое помещение соответствует нормам проектирования; нежилое помещение отделено от смежных помещений ограждающей стеной; по результатам обследования выполненное помещение не ухудшает основные объемно-планировочные показатели (л.д. 221-223). Согласно заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г.Дзержинске, Володарском районе» от 20.10.10г. размещение существующего индивидуального жилого дома на земельном участке по <адрес> соответствует требованиям СНиП (л.д.235). При перепланировании, переустройстве индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> нарушений требований пожарной безопасности не выявлено, что подтверждается согласованием ОГПН по г.Дзержинску от 2.11.10г. (л.д.236). В настоящее время истцу необходимо зарегистрировать свое право собственности на долю жилого дома, что не представляется возможным без признания права собственности в судебном порядке, с учетом наличия самовольной реконструкции домовладения, повлекшей увеличение общей площади.

Вышепредставленными согласованиями подтверждается, что домовладение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан,находится в пределах земельного участка, приобретенного по договору купли-продажи в 1972 г., а потому у суда не имеется оснований к отказу в удовлетворении исковых требований в части признания за истцом права собственности на долю домовладения в порядке наследования.

Поскольку право собственности на жилой дом устанавливается в порядке наследования, то установления фактов владения им и принятия наследства в данном случае не требуется, поскольку они установлены и сторонами не оспариваются. При указанных обстоятельствах дела суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 218,222 ГК РФ, ст.ст. 12, 55, 56, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Суминой Татьяны Борисовны удовлетворить частично.

Признать за Суминой Татьяной Борисовной в порядке наследования право собственности на 3/7 доли в праве общей долевой собственности на домовладение №, расположенное по <адрес>, общей полезной площадью 135,3 кв.м.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья: Е.П.Бочарова