Дело № 2-3618
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хайдуковой О.Ю., с участием представителя истца Жихарева А.В., представителя третьего лица Мартыновой Ю.А., при секретаре Соколовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Больман Олега Анатольевича к Администрации г. Дзержинска о предоставлении жилого помещения,
У с т а н о в и л :
Больман О.А. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что с сентября 1993 года и по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, в должности <данные изъяты>. Проживает в квартире родителей по адресу: Адрес1 общей площадью 62,1 кв.м., также в квартире проживают его родители: ФИО1,ФИО2, его супруга ФИО3, дочь ФИО4, сестра ФИО5 и племянница ФИО6 Решением ЖБК УВД по г. Дзержинску Больман О.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет на получение жилья. Истец полагает, что жилье ему должно быть предоставлено в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 г. ФЗ №1026-1 «О милиции», согласно которой, участковым инспекторам милиции квартира предоставляется не позднее вступления в должность, т.е. в первоочередном порядке. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона « О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. № 189: «Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма». Согласно ст. 30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 (с последующими изменениями): « Сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность». Истец не был обеспечен жильем в шестимесячный срок, установленный Законом РФ «Омилиции». Таким образом, нарушение прав истца на получение жилья в первоочередном порядке возникло еще до введения в действие ЖК РФ, продолжается после введения в действие ЖК РФ и до настоящего времени. Исходя из того, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством и руководствуясь определениями Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 года №303-0 и от 15.02.2005 года №58-0, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней, финансирование должно осуществляться за счет федерального бюджета. Таким образом, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, своевременно не исполненная органом местного самоуправления, подлежит исполнению в настоящее время именно Администрацией г. Дзержинска, данная обязанность подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета. Согласно ст.50 ЖК РФ: Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. В соответствии со ст. 12 Закона Нижегородской области «О жилищной политике» «Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере: не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан; не менее 42 кв. метров - на семью из 2 человек; не менее 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек». Согласно ст. 15 ЖК РФ: «Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Соответственно, Больман О.А. полагается по норме на семью 7 человек 126 кв.м. Таким образом, Больман О.А. подлежит предоставлению изолированное жилое помещение в черте города Дзержинска, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 63,9 кв.м. ( 126кв.м. - 61,1 кв.м.)
Истец просит обязать Администрацию г.Дзержинска предоставить ему за счет средств федерального бюджета на основании договора социального найма изолированное жилое помещение в черте г.Дзержинска, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью, не менее 63,9 кв. метров.
В ходе судебного разбирательства Больман О.А. уточнил, что просит предоставить жилое помещение на семью из семи человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, дополнил, что на основании п.1 ст. 69 ЖК РФ проживающих с ним в жилом помещении лиц он относит к членам своей семьи. Также Больман О.А. просит взыскать судебные расходы: оформление доверенности - 720 рублей, услуги представителя - 15000 рублей, госпошлину - 200 рублей.
Больман О.А. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Его представитель Жихарев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г.Дзержинска Кирилычева А.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование своих возражений указала, что истец просит предоставить жилье за счет средств федерального бюджета, однако ответчик не получает средств на эти цели из федерального бюджета. Кроме того, считает, что жилое помещение должно быть предоставлено только непосредственно участковому, а не членам его семьи, поскольку статьей 30 Закона РФ «О милиции» право на получение жилого помещения гарантировано только сотруднику милиции без учета членов его семьи. Также Кириллычева А.Ю. считает, что нормой предоставления общей площади жилого помещения устанавливается в данном случае не ст. 12 Закона Нижегородской области «О Жилищной политике», а Постановлением Городской Думы г. Дзержинска № 40 от 25 января 2006 г., которым определен минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - тринадцать квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Третье лицо - представитель УВД по г.Дзержинску Мартынова Ю.А. в судебном заседании исковые требования Больман О.А. поддержала в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации Смирнов А.В. просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что Минфин России не обладает никакими функциями либо полномочиями в области распределения жилищных фондов и, соответственно, не является заинтересованным лицом в данном судебном споре.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59-61, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что на основании поданных 10.12.2001 г. Больман О.А. документов в жилищно-бытовую комиссию УВД по г.Дзержинску, было заведено учетное дело и Больман О.А. был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В настоящее время Больман О.А. стоит в льготной очереди участковых инспекторов за №. (л.д.55,56)
В настоящее время Больман О.А. проживает в той же квартире, что и при постановке на учет : в трехкомнатной квартире, общей площадью 52,1 кв.м, расположенной по адресу: Адрес1 (л.д.80). В квартире зарегистрированы: истец Больман О.А., его супруга ФИО3, дочь ФИО4, родители: ФИО1, ФИО2, сестра ФИО5, племянница ФИО6 (л.д.8). На праве собственности у указанных лиц жилых помещений не имеется (л.д. 94-100 )
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона «Овведении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст.30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Истец с 2001 года не был обеспечен жильем в шестимесячный срок, установленный Законом РФ « Омилиции».
Таким образом, нарушение прав истца на получение жилья в первоочередном порядке возникло еще до введения в действие ЖК РФ, продолжается после введения вдействие ЖК РФ и до настоящего времени.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации:
«1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации…»
Следовательно, федеральными законами РФ может быть предусмотрен иной порядок обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями.
Согласно ст.ст.30,35 Закона РФ «О милиции», сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Однако названный законодательный акт устанавливает лишь исполнителей по предоставлению жилых помещений, но не регулирует порядок финансирования возникших у исполнителей расходов по предоставлению жилья.
Представитель Администрации г. Дзержинска считает, что в данном случае орган местного самоуправления не обязан обеспечивать жилым помещением сотрудника милиции, поскольку не решен вопрос о финансировании расходов по предоставлению жилья. С такой позицией суд согласиться не может по следующим основаниям:
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации
«1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».
Как закреплено в ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».
Возложение обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции по смыслу статей 132 и 133 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного исправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса РФ.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 08.07.2004 года №303-0, от 15.02.2005 года №58-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации <данные изъяты> на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции», компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
В данном случае, оспариваемая норма, из которой вытекает обязанность органов местного самоуправления предоставлять сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь в течение трех лет по установленным законодательством нормам, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления, а, следовательно, - как противоречащая Конституции Российской Федерации. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников уголовно - исполнительной системы жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Именно такой порядок предусмотрен применительно к судьям Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 19) и к прокурорам и следователям - Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (пункт 4 статьи 44). Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом. Часть первая статьи 35 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления».
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полнее мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милициижилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции Российской Федерации.
В свою очередь, в соответствии с положениями Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий.
Исходя из того, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством и руководствуясь определениями Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 года №303-0 и от 15.02.2005 года №58-0, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней, финансирование должно осуществляться за счет федерального бюджета.
Таким образом, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, своевременно не исполненная органом местного самоуправления, подлежит исполнению в настоящее время именно Администрацией г.Дзержинска. В силу вышеизложенного, данная обязанность подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета.
Также суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что в данном случае при обеспечении семьи Больман О.А. жилым помещением должна учитываться норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная органом местного самоуправления.
Согласно ст.50 ЖК РФ:
«1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3.Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма
указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления…».
Постановлением Городской Думы г. Дзержинска установлена норма предоставления - тринадцать квадратных метров общей площади на одного члена семьи (л.д.54)
Статьей 12 Закона Нижегородской области «О жилищной политике» норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере;
Таким образом, основываясь на положениях ст.50 ЖК РФ, ст. 12 Закона Нижегородской области « О жилищной политике», Больман О.А. на семью из трех человек необходимо предоставить изолированное жилое помещение в черте города Дзержинска, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 54 кв.м. Доводы Больман О.А. о том, что ему должно быть предоставлено жилое помещение на семью из 7 человек суд не может принять во внимание, поскольку Больман О.А. состоял в очереди на получение жилого помещения в составе семьи из трех человек.
На основании ст.98 ГПКРФ с Администрации г. Дзержинска в пользу Больман О.А. необходимо взыскать расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей (л.д.2), расходы по составлению доверенности в сумме 720 рублей. Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом заявлены расходы на представителя в сумме 15000 рублей (л.д.35-42). С учетом количества судебных заседаний, их продолжительности и сложности дела, исходя из принципа разумности и справедливости необходимо взыскать с Администрации г. Дзержинска в пользу Больман О.А. 10000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12,56,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Больман Олега Анатольевича удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Дзержинска предоставить за счет средств федерального бюджета на основании договора социального найма Больман Олегу Анатольевичу изолированное жилое помещение в черте города Дзержинска, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 54 кв.м.
Взыскать с Администрации г. Дзержинска в пользу Больман Олега Анатольевича судебные расходы: оплата госпошлины в сумме 200 рублей, составление доверенности 720 рублей, услуги представителя 10000 рублей.
В части иска о предоставлении жилого помещения на семью из 7 человек отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородском областном суде в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.
Судья О.Ю. Хайдукова.
Ксерокопия верна:
Судья
секретарь