Решение по иску Стряпчева В.С. к Администрации г. Дзержинска, Министерству социальной политики Нижегородскй области о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3616/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Хайдуковой О.Ю., с участием истца Стряпчева В.С., представителя Усманова А.А., представителя ответчика Кирилычевой А.Ю.,

При секретаре Соколовой Ю.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стряпчева Виктора Сергеевича к Администрации г. Дзержинска, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,

У с т а н о в и л :

Стряпчев В.С. обратился в суд с иском о предоставлении ему жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, чтоон родился в <адрес>, является <данные изъяты>, был подкинут в <данные изъяты> больницу, в которой находился до 3 лет. В 1978г. был переведен в дошкольный детский дом <адрес>, в 1982г. - в детский дом <адрес>, в 1987г. - в <данные изъяты>. В 1990г. он был направлен в ВТК <адрес>. В 1992г. продолжил обучение в <данные изъяты>. По окончании 9-летнего обучения был направлен в <адрес> на обучение в <данные изъяты>. С этого времени он проживает в <адрес>. Сначала проживал в общежитии по адресу: Адрес1, комн. №, с 19.03.2010г. - в общежитии по адресу: Адрес2, комн. №, где имеет койко-место. Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении, а не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законодательным собранием 10 декабря 2004 г.был принят закон « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области» и согласно ст.5 Закона органы местного самоуправления осуществляют меры по реализации права ребенка на жилое помещение, ведут учет таких помещений, обеспечивают их сохранность, а дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством. Также согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

До настоящего времени Администрация г. Дзержинска не предоставила истцу какого-либо жилого помещения, выделив лишь койко-место в общежитии.

Просит обязать Администрацию г. Дзержинска предоставить ему жилое помещение, квартиру, жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством норм.

В судебном заседании истец В.С. Стряпчев, его представитель Усманов А.А. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Дзержинска Кирилычева А.Ю. исковые требования не признала, пояснив, что не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Стряпчева В.С. Законодатель четко определяет круг лиц, относящихся к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также регламентирует возраст детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на которых распространяются социальные гарантии. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста № лет, не вставшим и не поставленным на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

Согласно статьи 5 Закона Нижегородской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством.

Стряпчев В.С достиг возраста № лет, выявлен в <адрес>. Истец в Администрации города Дзержинска на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, в качестве нуждающихся во внеочередном представлении жилых помещений по договорам социального найма, не состоит и не состоял. Кроме того, Законом Нижегородской области от 31.03.2010 г. «О внесении изменений в закон Нижегородской области « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» полномочия в области обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, исключены из перечня отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, в связи с чем, Администрация г. Дзержинска является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, о причинах неявки неизвестно, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В письменном отзыве представитель Министерства социальной политики Нижегородской области Э.А. Габелева исковые требования не признала, указав, что Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет. Соответственно до ДД.ММ.ГГГГ года ( до достижения 2-х летнего возраста) Стряпчев В.С. имел возможность обратиться в соответствующие государственные органы с письменным заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося во внеочередном обеспечении жилым помещением в соответствии с Федеральным законом. В материалах дела не имеется сведений о том, что Стряпчев до ДД.ММ.ГГГГ г. был лишен дееспособности или признан ограниченно дееспособным, либо сведений об уважительных обстоятельствах, препятствующих обращению с письменным заявлением о принятии его на учет. В настоящее время Стряпчев В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста № лет, установленного статьей 1 Федерального закона как предельного для получения мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела и оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему:

Установлено, что Стряпчев В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся <данные изъяты> и до трех лет находился <данные изъяты> больнице (л.д.8), в 1978г. был переведен в дошкольный детский дом <адрес> (л.д.7), в 1982г. - в детский дом <адрес> (л.д.9), в 1987г. - в <данные изъяты> (л.д.10). В 1990г. он был направлен в ВТК <адрес>. В 1992г. продолжил обучение в <данные изъяты>. (л.д.12) По окончании 9-летнего обучения был направлен в <адрес> на обучение в <данные изъяты>, где обучался до 1 июля 1993 года, по окончании учебы направлен в <данные изъяты>. (л.д.13) Из сообщения Администрации <данные изъяты> района, Администрации <данные изъяты> района, Администрации <данные изъяты> района, Администрации <данные изъяты> на учете детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма Стряпчев В.С. не состоит. Также из отзыва Администрации г. Дзержинска следует, что истец в Администрации города Дзержинска также на таком учете не состоит. (л.д. 26-28)

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ:

« 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне…»

Правовым основанием своих исковых требований истец указал Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 г. № 147-3 « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области»

Согласно ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.96г. :

«1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.»

В соответствии со ст.5 Закона Нижегородской области от10.12.2004 № 147-З дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Следует отметить, что указанные законы были приняты в период, когда истец достиг совершеннолетия, уже окончил <данные изъяты> и не находился на государственном обеспечении. Из преамбулы Федерального закона ФЗ № 159 от 21.12.96г. следует, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до № лет. В настоящее время Стряпчев В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, старше № лет, достиг возраста, установленного законом как предельного для получения мер социальной поддержки.

Согласно пунктам 1,3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующем органе местного самоуправления. Принятие на учет осуществляется посредством подачи гражданами заявлений о принятии их на данный учет. Указанное положение также предусматривалось ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 2005 года. Таким образом, федеральным законодательством определена необходимость гражданина состоять на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении. Из материалов дела следует, что в очередь на внеочередное получение жилья как ребенок-сирота Стряпчев В.С. поставлен не был. После достижения 18 летнего возраста истец ( до достижения №-летнего возраста) имел возможность обратиться в соответствующие государственные органы с письменным заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося во внеочередном обеспечении жилым помещением, однако, с такими заявлениями в органы местного самоуправления не обращался.

С учетом изложенных обстоятельств суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Стряпчеву В.С. отказать.

Руководствуясь ст.ст. 12,56,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Стряпчеву Виктору Сергеевичу о предоставлении жилого помещения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Нижегородском областном суде в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.

Судья О.Ю. Хайдукова.

Ксерокопия верна:

Судья

секретарь