ДЕЛО № 2-4489 г. Дзержинск
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2010 г. Дзержинский городской суд Нижегородской области
в составе председательствующего федерального судьи Ратниковой Г.В.,
при секретаре Александровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой Тамары Александровны к УПФ РФ по г. Дзержинску об установлении факта уплаты страховых взносов, и перерасчете трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Исаева Т.А. 10.07.1955 г. рождения обратилась с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что 06.07.2010 г. она обратилась в пенсионный фонд РФ по г. Дзержинску с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. По достижении 55-летнего возраста с 10.07.2010 г. ей указанная пенсия была назначена, однако ответчик не включил в ее страховой стаж период работы с 01.08.1999 г. по 30.10.2000 г. При ее обращении к ответчику за разъяснениями по данному поводу ей письмом от 08.09.2010 г. было разъяснено, что данный период не подлежит включению в ее страховой стаж, поскольку в связи с утратой ею не представлено свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход (ЕНВД), которое возобновлению не подлежит. Также в письме ответчика было указано, что копии деклараций о доходах и копии расчетов не могут служить основанием для внесения изменений в сведения индивидуального (персонифицированного) учета. В указанный период она являлась <данные изъяты> и уплачивала единый налог. Свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход ею действительно утрачено, поэтому в подтверждение уплаты данного налога она предоставила в пенсионный фонд заверенные копии деклараций о доходах за 1999 г. и 2000 г.г., справку № от 07.07.2010 г. об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, справку по форме 39-1 от 06.03.2009 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2009 г. Действительно согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения стажа для установления трудовых пенсий», документом подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога является свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход, однако данное свидетельство она предоставить не может, так как оно ею потеряно, а налоговая инспекция в подтверждение уплаты предоставляет только декларацию о доходах. По мнению истицы, то обстоятельство, что у налогового органа претензий к ней по поводу уплаты налогов не имеется, свидетельствует о том, что ею все налоги, в том числе за 1999-2000 г.г., были уплачены, соответственно были уплачены и необходимые платежи в Пенсионный фонд.
Истица просит установить факт уплаты ею страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.08.1999 г. по 30.10.2000 г. в качестве <данные изъяты>, обязать УПФ РФ по г. Дзержинску включить данный период работы в ее страховой стаж и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с 10.07.2010 г.
В судебном заседании Исаева Т.А. иск поддержала, пояснила, что согласно ст. 7 Федерального закона РФ № 148-ФЗ от 31.07.1998 г. «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» в зачисления сумм единого налога входят внебюджетные фонды, в том числе отчисления в пенсионный фонд в размере 18,350 % от единого налога. Также согласно Федерального закона РФ № 63 от 31.03.1999 г. о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» в ст. 1 говориться, что с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды. В то же время зачислению в пенсионный фонд подлежала часть общей суммы уплаченного единого налога на вмененный доход, установленная в размере 22,725%. Так как отчисления в пенсионный фонд производились согласно ФЗ №148 от 31.07.1998 г. (в размере 22,725% от налога на вмененный доход), отказ Пенсионного фонда о включении в ее страховой стаж периода работы с 01.08.1999 г. по 30.10.2000 г. считает незаконным.
Представитель ответчика - ГУ УПФ по г. Дзержинску по доверенности Михайлычева Е.Н. иск не признала, считает требования истицы незаконными и необоснованными, пояснила, что на дату назначения трудовой пенсии по старости (10.07.2010 г.) общий трудовой стаж Исаевой Т.А. составлял 31 год 07 месяцев 06 дней, страховой стаж составлял 22 года 07 месяцев 13 дней. Периоды осуществления истицей <данные изъяты> с 01.08.1999 г. по 30.10.2000 г. при подсчете трудового стажа ей не были учтены, так как сведений об уплаченных страховых взносах, подтверждающих работу в качестве <данные изъяты>, у ответчика не было. При рассмотрении расчета размера пенсии в соответствии с законом № 173-ФЗ необходимо учитывать следующее. Процесс установления трудовой пенсии осуществляется с применением двух видов трудового стажа: страхового и общего трудового стажа. При этом каждый вид стажа используется в определенной части пенсионного процесса: страховой стаж - при реализации права на трудовую пенсию, общий трудовой стаж - при конвертации пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г. Страховым стажем является учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Общим трудовым стажем является суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г. В страховой стаж включаются периоды работы и иной трудовой деятельности при соблюдении следующих требований:
- работа или иная деятельность должна выполняться лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
- периоды работы или иной деятельности должны протекать на территории РФ;
- за указанные периоды должны быть уплачены страховые взносы в ПФР.
Пунктом 2 ст. 29 ФЗ № 173 предусматривается, что при применении данного закона уплата единого налога приравнивается к уплате страховых взносов в ПФ РФ, соответственно, в общий трудовой стаж для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал включается период <данные изъяты> трудовой деятельности, за который уплачен единый налог на вмененный доход в соответствии с Законом от 31.07.1998 г. № 148-ФЗ. Подтверждение общего трудового стажа для определения расчетного пенсионного капитала <данные изъяты> производится за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица согласно Федеральному закону от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» на основании свидетельства об уплате налога на вмененный доход и справки инспекции Министерства РФ про налогам и сборам. Указанные документы должны представляться <данные изъяты> в Управление ПФР по г. Дзержинске в подлиннике. Размер вмененного дохода, с которого уплачен единый налог за отчетный год, указывается в справке Министерства РФ по налогам и сборам. Сумма фактически уплаченного единого налога указывается в свидетельстве об уплате ЕНВД с помесячной разбивкой и в справке инспекции Министерства по налогам и сборам в целом за отчетный период. Истицей были представлены следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации от 28.07.1999 г.;
свидетельство на право торговли;
- справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов №;
- справка № о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам;
декларации за 2000 г.
По мнению ответчика, данные документы не могут служить основанием для внесения изменений в сведения индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждением стажа истицы с 01.08.1999 г. по 30.10.2000 г. при назначении трудовой пенсии по старости.С требованием истца о перерасчете пенсии с момента первоначального обращения, то есть с 10.07.2010 г. УПФР не может согласиться по следующим основаниям. Так Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» установлен порядок назначения, выплаты и правила перерасчета трудовых пенсий. В соответствии с п. 2 ст. 20 данного Федерального закона заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. Поэтому без обращения пенсионера с соответствующими документамиперерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.
Данные правила не ущемляют пенсионные права граждан, напротив, закрепленный в оспариваемой норме срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, как и возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о ее перерасчете, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за перерасчетом пенсии. Между тем на момент назначения Исаевой Т.А. трудовой пенсии по старости никаких документов, подтверждающих уплату ею платежей в Пенсионный фонд истицей за период с 01.08.1999 г. по 30.10.2000 г.,Исаева Т.А. в УПФ РФ по г. Дзержинску не представила.
Выслушав стороны, изучив и проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, что Исаева Т.А. в июле 2010 года обратилась в Пенсионный фонд РФ по г. Дзержинску с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости с 10.07.2010 г. ей указанная пенсия была назначена, однако ответчик не включил в ее страховой стаж период работы с 01.08.1999 г. по 30.10.2000 г. При ее обращении к ответчику за разъяснениями по данному поводу ей письмом от 08.09.2010 г. было разъяснено, что данный период не подлежит включению в ее страховой стаж, поскольку в связи с утратой ею не представлено свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход (ЕНВД), которое возобновлению не подлежит. Также в письме ответчика было указано, что копии деклараций о доходах и копии расчетов не могут служить основанием для внесения изменений в сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 данного Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Пунктом 2 ст. 29 Закона Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. предусмотрено, что при применении Закона от 17.12.2001 г. уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу названного Закона (до 01.01.2002 г.), приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, Федеральным законом от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» предусмотрено, что свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком этого налога. В соответствии со статьей 8 данного закона свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога. На свидетельства распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленными действующими нормативными актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ. Таким образом, обязательства Пенсионного фонда перед застрахованным лицом по выплате пенсионного обеспечения возникают не после списания сумм страховых взносов со счета страхователя, а только после зачисления указанной суммы на счет отделения Пенсионного фонда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.1998 г. № 148-ФЗ «О едином социальном налоге на вмененный доход не взимались платежи в государственные внебюджетные фонды, в том числе страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации». С введением с 01.01.2001 г. единого налога, установленного главой 24 части второй Налогового Кодекса РФ, страховые взносы были включены в состав единого социального налога. На основании норм Федерального законы № 148-ФЗ от 31.07.1998 г. факт уплаты единого налога подтверждается только свидетельством об уплате единого налога, выданным налоговым органом, а не копиями платежных квитанций.
Свидетельство об уплате Исаевой Т.А. единого налога за 1999-2000 г.г. ею утеряно. На основании обращения Исаевой Т.А. в налоговый орган ею были получены заверенные копии деклараций о доходах за 1999 г. и 2000 г.г., справку по форме 39-1 от 06.03.2009 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2009 г. Данные документы Исаева Т.А. представила ответчику. Также Исаева Т.А. представила в суд справку № от 07.07.2010 г. об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций. Согласно справки № Исаева Т.А. по состоянию на 03.07.2010 г. не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства РФ.
Из материалов дела следует, что Исаева Т.А., занималась <данные изъяты> с 1999 г., что подтверждается свидетельством серии № от 28.07.1999 г. о государственной регистрации <данные изъяты>, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (л.д. 10) В оспариваемый период <данные изъяты> Исаева Т.А. не прекращала, ежемесячно производила платежи по единому налогу на вмененный доход. Указанное подтверждается представленными налоговыми декларациями, справкой по форме 39-1 от 06.03.2009 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2009 г., справкой № от 07.07.2010 г. об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
Ответчик, сославшись на п. 5 Постановления РФ от 24.07.2002 г. «Об утверждении правил подсчета и подтверждения стажа для установления трудовых пенсий», согласно которому документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога является свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход, считает, что вышеуказанные документы не могут являться основанием для внесения изменений в сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Между тем налоговые органы считают справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций документов для подтверждения отсутствия у гражданина долгов по вышеуказанным платежам, соответственно, и по уплате истицей страховых платежей за 1999-2000 г.г. в Пенсионный фонд. Указанное вытекает из письма МИФНС № 2 по Нижегородской области исх. № от 22.06.2010 г. на имя Исаевой Т.А. (л.д. 19)
Представить в пенсионный орган свидетельство об уплате единого налога за 1999-2000 г.г. Исаева Т.А. не может в связи с отказом налогового органа выдать такой документ.
При невозможности получения документа, подтверждающего уплату единого налога, факт уплаты единого налога, а также факт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1999-2000 г.г. путем уплаты единого налога на вмененный доход может быть установлен в судебном порядке на основании других представленных доказательств, поскольку установление такого факта влечет для К. правовые последствия в виде перерасчета назначенной ей пенсии.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что между ГУ УПФ РФ по г. Дзержинск и МИФНС № 2 по Нижегородской области имеются неразрешенные противоречия по единообразному исполнению закона, что привело к нарушению права гражданина, в данном случае - Исаевой Т.А. В силу принципа правовой определенности отсутствие правового механизма восстановления (выдачи дубликата и т.п.) утраченного свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, равно, как и правового механизма подтверждения уплаты гражданином (<данные изъяты>) единого налога на вмененный доход иными документами в случае утраты свидетельства, не может лишать такого гражданина возможности реализовать свои пенсионные права в полной мере в соответствии с фактически отработанным трудовым стажем.
Суд полагает, что истица предоставила суду достаточные доказательства с достоверностью подтверждающие обоснованность заявленных ею требований. Так факт уплаты истицей страховых платежей в Пенсионный фонд за период с 01.08.1999 г. по 30.10.2000 г. подтверждается копиями деклараций о доходах за 1999 г. и 2000 г.г., справкой по форме 39-1 от 06.03.2009 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2009 г., справкой № от 07.07.2010 г. об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Исаевой Т.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 57, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Исаевой Тамары Александровны удовлетворить.
Установить факт уплаты Исаевой Тамарой Александровной страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.08.1999 г. по 30.10.2000 г.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску включить в страховой стаж Исаевой Тамары Александровны период работы с 01.08.1999 г. по 30.10.2000 г. и произвести перерасчет размера начисленной ей пенсии с 10.07.2010 г. с учетом уплаченных ею страховых взносов за период с 01.08.1999 г. по 30.10.2000 г.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.
Федеральный судья: п/п Г.В. Ратникова
Копия верна.
Федеральный судья:
Секретарь: